МКОУ “Сетовенская средняя общеобразовательная школа”
Макушинский район
Курганская область
Школьный проект
“Рациональное питание
школьника”
2014 г.
с.Сетовное
Паспорт проекта
Актуальность | Как часто мы, недооценивая роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаем значения подбору продуктов и блюд, перекусываем бутербродами, а потом жалуемся на недомогания и болезни. |
Цели и задачи проекта | - формирование понимания о необходимости рационального питания школьников, как средства укрепления здоровья и повышения интеллектуальных возможностей; - Дать представление о роли питания в обеспечении жизни. - Уточнить требования к питанию растущего организма. - Определить режим питания школьника. - Дать оценку некоторым пищевым продуктам. - Выявить зависимость заболеваний среди школьников от нерационального питания. - Изучить систему питания в нашей школе |
Команда проекта | Обучающиеся 7 класса под руководством учителя Пеньковой М.Ю. |
Целевая группа проекта | Обучающиеся школы и их родители |
Необходимые ресурсы | коллектив школы, научная литература, Компьютер, подключён к сети Интернет, проекционная аппаратура для презентаций, средство массовой информации. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь- декабрь 2014 г |
Ожидаемые результаты | • Дали представление о роли питания в обеспечении жизни. • Уточнили требования к питанию растущего организма. • Мы определили режим питания школьника. • Дали оценку некоторым пищевым продуктам. • Выявили зависимость заболеваний среди школьников от нерационального питания. • Изучили систему питания в нашей школе |
Форма продукта | презентация |
Народная мудрость гласит, что если есть правильно, то и лекарства не надобно. По этой причине темой проекта мы выбрали проблему, которая волнует людей на протяжении многих десятилетий – Рациональное питание.
Питание является основой человеческой жизни, средством сохранения здоровья, работоспособности людей на протяжении всей жизни. Платье берегут снова, а здоровье надо беречь смолоду. Поэтому нам захотелось разобраться в проблемах питания школьников, узнать основные достоинства и недостатки в организации питания в нашей школе.
Актуальность проблемы
Как часто мы, недооценивая роль правильного, питания готовим пищу наспех, не придаем значения подбору продуктов и блюд, перекусываем бутербродами, а потом жалуемся на недомогания и болезни.
Цель проекта:
- формирование понимания о необходимости рационального питания школьников, как средства укрепления здоровья и повышения интеллектуальных возможностей.
Задачи:
• Дать представление о роли питания в обеспечении жизни.
• Уточнить требования к питанию растущего организма.
• Определить режим питания школьника.
• Дать оценку некоторым пищевым продуктам.
• Выявить зависимость заболеваний среди школьников от нерационального питания.
• Изучить систему питания в нашей школе
В современном мире возникла проблема предупреждения заболеваний, связанных с избыточным и нерациональным потреблением пищи, малоподвижным образом жизни. Всё чаще встречаются болезни, возникающие вследствие нарушения обмена веществ (ожирение, сахарный диабет и др.).
По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние 15 лет увеличилось количество болезней, связанных с недостаточностью и низкой калорийностью питания. В связи с этим в настоящее время актуальной становится проблема повышения культуры питания, с тем чтобы рацион питания соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма.
И. И. Мечников полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием, и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет.
Питание – один из ценных факторов жизни.В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. К особенностям этого возраста относится и значительное умственное напряжение учащихся, увеличивается физическая нагрузка школьников.
Все это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и со значительным потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этом возрастном периоде могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма, в том числе к расстройствам функции органов пищеварения, сердечнососудистой системы, высшей нервной деятельности, поэтому обеспечение школьников рациональным питанием является одним из ведущих условий их правильного гармоничного развития.
Решая данную проблему, мы провели исследование заболеваний в нашей школе по данным результатов медицинского осмотра.
В школе в 2014-2015 учебном году обучается 81 человек. Медосмотр прошли 74 обучающихся, что составляет 96 %.
№ п\п | Названия заболеваний | Количество детей | % |
1 | Кариес | 21 | 25% |
2 | Заболевание печени | 7 | 8,3% |
3 | Пониженное питание | 2 | 2,3% |
4 | Высокорослость | 2 | 2,3% |
5 | Дисфункция почек | 2 | 2,3% |
6 | Глухота | 1 | 1% |
7 | Гипертония | 1 | 1% |
8 9 10 | Бронхиальная астма Пролапс митрального клапана Холангит | 1 2 2 | 1% 2.3 % 2,3% и др. |
РЕЗУЛЬТАТ: Мы получили следующие данные : из 81 человек здоровых 14 детей , что составляет 16%. Имеют заболевания 51 человек , что составляет 70% ; 16 человек , что составляет 30% результаты медосмотра неизвестны.
Нарушение питания в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, иммунной, костно-мышечной систем, различных отделов нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, органа зрения.
Рациональное питание– важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других заболеваний.
Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве.
В организации правильного питания школьников выделяют следующие принципы:
1. Соответствие калорийности рациона суточным энергозатратам детей и подростков;
2. Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма;
3. Сбалансированное соотношение питательных веществ в рационе;
4. Использование широкого ассортимента продуктов; замена недостающих продуктов рациона только равноценными, особенно по содержанию белков и жира;
5. Обеспечение безопасности питания.
Организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
• происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни;
• развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка;
• на фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на эмоциональную систему;
• возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.
Основной признак сбалансированного питания — правильное соотношение питательных веществ — белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей — в зависимости от возраста, пола, энергозатрат и прочих факторов. В рациональном питании школьников соотношение их должно быть 1:1:4.
Режим питания школьника:
Первая смена
7.30 – 8.00 Завтрак дома
10.00 – 11.00 Горячий завтрак в школе
12.00 – 13.00 Обед дома или в школе
19.00 – 19.30 Ужин дома
Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека.Основные источники животного белка: молоко и молочные продукты, мясо и рыба, яйца;Растительного белка: бобы, горох, соя.
В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.
Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани, в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду.
Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того, углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга.Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (конфеты, сладости, шоколад и т.п.) наносит большой ущерб здоровью: нарушение обмена (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставание в росте и общем развитии, склонность к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.
Таким образом, питание школьников должно быть сбалансированным.
Что мы едим в школе? Меню на неделю.
Дени недели | Время | Наименование блюда |
Понедельник | 8:00-8:30 | Завтрак. Каша пшеничная с маслом, чай |
10:30-11:00 | Обед . Салат из свежих помидоров на растительном масле, тефтели с отваренными макаронами , чай. |
Вторник | 8:00-8:30 | Завтрак. Каша манная с маслом , чай |
| 10:30-11:00 | Обед. Домашняя лапша с тушёнкой. Какао . |
Среда | 8:00-8:30 | Завтрак. Каша рисовая с маслом, кисель |
10:30-11:00 | Обед. Салат из моркови с сахаром, щи из свежей капусты с мясом с мясом. Компот из сухофруктов |
Четверг | 8:00-8:30 | Завтрак. Суп рыбный с картофелем, бутерброд с повидлом, чай |
10:30-11:00 | Обед. Гуляш с гречневым гарниром, чай |
Пятница | 8:00-8:30 | Завтрак. Каша манная с молоком, чай |
| Обед. Салат из свежей капусты с морковью, рыба тушёная в томате, отваренный рис, кисель |
Суббота | 8:00-8:30 | Завтрак. Омлет, натуральный хлеб с маслом, чай |
10:30-11:00 | Обед. Борщ с мясом со сметаной, салат из свежих помидоров на растительном масле кофейный напиток |
Что мы едим дома? (по результатам опроса школьников)
Дени недели | Время | Наименование блюда |
Понедельник | 7:00-7:30 | Завтрак. Кофе. Каша манная ( чаще отсутствует) |
14-00 – 14-30 16:00-16:30 18:00-18:30 | Обед. Суп с мясом, чай Полдник. Бананы , кефир Ужин. Каша гречневая гуляшом |
Вторник | 7:00-7:30 14:00-14:30 16:00-16:20 18:00-18:30 | Завтрак. Каша геркулесовая, компот ( чаще отсутствует) Обед. Борщ с мясом, кисель Полдник .чай с конфетами . Ужин. Салат, картофельное пюре с котлетами сок. |
Среда | 7:00-7:30 14:00-14:30 16:00-16:20 18:00-18:30 | Завтрак. Макароны ,кофе. ( чаще отсутствует) Обед. Курица с картофельным пюре с молоком Полдник . Кисель с кексами . Ужин. Жареное мясо с чаем |
Четверг | 7:00-7:30 14:00-14:30 16:00-16:20 18:00-18:30 | Завтрак. Кекс с чаем. ( чаще отсутствует) Обед. Макароны с гуляшом с чаем . Полдник . Сок с печеньем . Ужин. Пирог с рыбой с молоком |
Пятница | 7:00-7:30 14:00-14:30 16:00-16:20 18:00-18:30 | Завтрак. Бутерброды с молоком. ( чаще отсутствует) Обед. Суп вермишелевый с чаем . Полдник. Йогурт . Ужин. Пироги с капустой с молоком |
Суббота | 7:00-7:30 13:00-13:30 16:00-16:20 18:00-18:30 | Завтрак. Пицца с соком. ( чаще отсутствует) Обед. Пельмени сметаной и с молоком Полдник. Шоколадка с соком Ужин. Жареное мясо с чаем |
Воскресенье | 7:00-7:30 14:00-14:30 16:00-16:20 18:00-18:30 | Завтрак. Блины с варением и киселём Обед. Омлет с компотом Полдник. Фрукты Ужин. Курицу запечённую с картошкой и с молоком |
Можно сделать вывод. В школьной столовой ребята получают рациональное питание. Питание разнообразное, соответствует всем нормам питания школьников.
В домашних условиях дети получают питание не всегда соответствующее нормам питания школьника; либо много сладостей, либо употребляются продукты питания, содержащие в своем составе вредные для здоровья пищевые добавки.
Работая над темой нашего проекта, мы провели опрос среди ребят по теме « Что бы вы купили в магазине на карманные деньги?»
Результаты анкетирования ( опрошено 42 человека)
Мороженое -5Пиво -4
Пицца -3Весовой салат -2
Газированные напитки - 7Пельмени -3
Кириешки -16Жевательная резинка -5
Сигареты -4Торт -3
Колбаса -1Конфеты -4
Чипсы - 12Шоколад -3
Фрукты – 8
Многие ребята (почти 90 % опрошенных ) очень любят кириешки (сухарики), пепси-колу, кока-колу, газированную воду, лапшу быстрого приготовления. Но мало кто задумывается над содержимым данных продуктов питания.
Кока-кола
Красители на основе карамели, использующиеся при изготовлении напитков «Кока-Кола» и «Пепси», могут провоцировать развитие рака. Об этом заявили американские борцы за здоровый образ жизни, сообщает британская газета. Как утверждают активисты, утверждение компании-производителя о том, что «Кола» имеет цвет карамели, - это ложь. Это темно-коричневый сплав канцерогенов, который полностью ненатурален.На этикетке продукта не указано наличие потенциально опасного для здоровья заменителя сахара – аспартама. Попадая в организм, это вещество дает метиловый спирт, который превращается в формальдегид – канцероген, который ведет к тому же раку.
Сухарики
В России сухари всегда считались одной из самых популярных легких закусок. Знакомая каждому с детства «Закуска №1» является традиционным русским продуктом.Сегодня основной деятельностью компании«Сибирский Берег» является производство и продажа снековой продукции под национальными торговыми марками «Кириешки», «Компашки», «Бомбастер», BEERka, FAN, «Чипсоны», «Кулек». Существуют чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике большинство наших с вами соотечественников предпочитают, чипсы с добавками : сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле ни какой икры нет, её вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Чаще всего любители данного продукта НЕ обращают внимания на пищевые добавки, которые он содержит.
Запрещённые-Е 103, Е 105, Е 11, Е 21, Е 22, Е 23, Е 25, Е 26, Е 30, Е 152.
Опасные – Е 102, Е 110, Е 120, Е 124, Е 127.
Подозрительные – Е 104, Е 122, Е 141, Е 150, Е 171, Е 174, Е 173, Е 180, Е 241, Е 477.
Ракообразующие – Е 131, Е 210-217, Е 420, Е 240, Е 330.
Вызывающие – расстройство кишечника Е– 221-226.
Вредные для кожи– Е 230, Е 232, Е239.
Вызывающие нарушения артериального давления – Е 311, Е 312.
Холестерин – Е 320, Е 321.
Вызывающие расстройство желудка – Е 338, Е 341, Е 407, Е 461, Е 466.
Советуем над этим задуматься!
А знаете ли вы, что… Мы изучении состава газированной воды «Буратино» мы обнаружили ряд пищевых добавок категории Е - Е 952, Е 954. Е 950, Е951. ( запрещенные, канцерогенные, вызывающие кожные заболевания)
Заключение
Рациональное питание - это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей.Питание является привычкой, которой можно и нужно управлять.
«Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»,-утверждал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Поэтому очень важно обращать внимание на формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем, вызванных неправильным питанием, у человека уже не было.
Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья,средств его обеспечения и практики обеспечения здоровья. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное питание. Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающим влияние на состояние здоровья, работоспособность, умственное и физическое развитие, а также на продолжительность жизни человека.