СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по сенсомоторному развитию "Познаем играя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств,  накопления представлений об окружающем мире,  формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве,  развития их восприятия, в том числе развитие  мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект по сенсомоторному развитию "Познаем играя"»





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звёздочка»











Проект по сенсомоторному развитию

группы раннего возраста (1,6 – 3 лет)



«Познаем играя»









Разработчик проекта

воспитатель

Пархомова

Надежда

Анатольевна

















ст. Егорлыкская

2017 г



Актуальность: Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции

мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую

роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.В данном проекте представлена система работы, помогающая

развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.



Цель проекта:

Создавать условия для формирования сенсомоторных способностей детей раннего возраста.

Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе и многих видов труда.











Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

  • Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.

  • Развивать речь как средство общения;

  • Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчётливо отвечать на вопросы.

  • Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми;

  • Развивать мелкую моторику рук;

  • Способствовать развитию координации движения кистей рук;

  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

  • Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.





Ожидаемый результат:

  • Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;

  • Сформированы представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;

  • Родители получат необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, а так же сформируется осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.





Пути реализации:

  • Анализ и изучение литературы по данной проблеме

  • совместные дидактические, подвижные игры ;

  • проведение занятий;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • мониторинговые процедуры (анкетирование, диагностика)

Состав участников проекта: воспитатели, дети, родители.

Вид: обучающий





Схема реализации проекта

Дата

Формы работы

Задачи

Работа с родителями, педагогами.

Результат

январь

2015 года

Мониторинг уровня развития сенсорных способностей детей.


Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Выявить уровень знаний, умений и навыков детей



Подобрать сенсомоторные объекты для уголка сенсорики,

развивающие игры, дидактические пособия по воспитанию сенсорной культуры детей


Анкетирование

«Сенсорное воспитание детей»

Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему так важно её развивать»



Изготовление дидактического материала

Родители получили необходимые знания по сенсорному развитию детей раннего возраста

Пополнена развивающая среда, обновлена картотека, приобретены игры шнуровки,

предметы вкладыши, стержни для нанизывания колец,матрешки и др.)

февраль

Д/и “Воздушные шары ”



Д/и «Собери матрешку»




Рисование «Нарядные бусы»




Лепка «Игрушки для ёлочки»















Конструирование «Длинная и короткая дорожка»

Д/и «Разноцветные дорожки»

«Найди пару»

Обучать соотносить цвета разнородных предметов.


Развивать умение складывать 3 – 6 –местные матрешки. Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов.


Продолжать разучивать основные цвета, учить пользоваться кистью, проводить округлые линии.

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Формировать пространственные представления: «длиннее», «короче».

Развивать умение различать предметы одной формы, но разной величины (большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности.

Развивать зрительную память, воображение.

Нетрадиционное родительское собрание

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»


Консультация – семинар для родителей

« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»;





Создание тематического альбомов «Заниматика для малышей»





Дети закрепили знания о форме (круг), цвете предметов.

Научились разли­чать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький


Закрепили умение правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими: делать мазки,

проводить округлые линии.




Умеют следовать поставленной задаче, не отвлекаться при её выполнении.









Умеют сравнивать предметы по величине(длине и ширине, высоте)




Умеют группировать предметы по цвету. Имеют знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький.;

Март

Д/и«Волшебный мешочек» -



Лепка «Дорожка для колобка» –




Учатся определять предметы на ощупь, Развивают тактильную чувствительность

Вызвать желание выкладывать дорожку из пластилина фасолью;

Практикум для родителей

«Игры для развития сенсомоторики»

умеют определять и находит предметы на ощупь в мешочке

Родители получили рекомендации и научились играть с детьми в игры способствующие развитию сенсомоторных способностей.


Игра «Матрёшки»









Игра:

«Магазин

игрушек»






Д/и «Узнай и сравни»











П/и «Найди свой домик»







НОД: «В гости к зайчикам»

Содействовать развитию умения детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Закреплять понятие слов большой, маленький.


Формировать умение у ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие,


Совершенствовать формировать умение соотносить формы прорези и вкладки. Закрепить умения находить признаки сходства и различия, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Вызвать желание использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.Развивать исследовательские навыки, зрительное восприятие, речь. Воспитывать заботливое, бережное отношение к диким животным, навыки гостеприимства.

Индивидуальные методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.










Буклет «Материалы для развития (утончения) тактильного чувства»


Сформированы умения уверенно ориентироваться в величине предмето

Легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, свободно осваивает окружающее пространство.

умеют определять качество поверхности – гладкий, шершавый, длинный, короткий.


Родители получили практические рекомендации по сенсорному развитию детей










Обогатили представления детей об овощах ,в частности о моркови. Закрепли навыки сравнения предметов: по длине «длинный – короткий», по высоте «высокий – низкий», по величине «большой – маленький», научились различать понятия «один»,«много».

Апрель

Игры в центре воды и песка




НОД: «Черепашки в гостях у осьминожков»





Д/и «Ножки для сороконожки»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.


Развивать умение детей выбирать предметы определенного цвета по словесному обозначению или показу;

развивать зрительную память, воображение;

формировать умение различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закрепить представления о понятиях «один» и «много».


Консультация

«Роль игры с детьми раннего возраста, в развитии познавательных способностей»








Родители понимают важность развития сенсорных способностей.


Размещают большие и маленькие вкладыши разной формы в отверстия, раскладывают однородные предметы, резко различные по форме или цвету, на две группы и т. д


Различают и называют основные и используют названия цветов в своей речи.

Май

Д/И «Найди окошко для фигурки»



Экспериментирование «Плывет, плывет кораблик»


НОД: «»В гости к ёжикам»




Мониторинг уровня развития сенсорных способностей детей.


Развивать умение соотносить форму деталей с формой отверстия.


Познакомить детей со свойствами разных предметов (тонет – не тонет)

Упражнять детей в группировке предметов по размеру и цвету; Развивать мышление, способность к обобщению, классификации.

Выявить уровень знаний, умений и навыков на конец года.

фоторепортаж «Сказочный остров Сенсорика

Родители заинтересовались заданиями и успехами своих детей,

помогают изготавливать игры и игровые пособия, тематические альбомы и многое другое.


Дети стремятся к экспериментированию, самостоятельному познанию мира

Используемая литература:

  • Агаян Г.Г., Бардышевой Ю.Б. «Для самых-самых маленьких от 2 до 4 лет» метод.рекомендаци, 2003 г.;

  • Белая А.Е.,Мирясова В.И., «Пальчиковые игры», изд.Москва, АСТ, 2000 г.;

  • Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г.;

  • Гордеева Т.В. «Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами» из серии «Развитие и коррекция» Москва 2008г.;

  • Иванникова О. Дошкольное воспитание №12 2007 г. стр.70 приложение №3 «Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев»

  • Сотниковой В. , «Самые маленькие в детском саду», изд. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г.;

  • Плутаева, П.Лосев «Развитие мелкой моторики детей».Дошкольное воспитание №6 2005 г.стр.36 , изд.Москва, АСТ, 1999 г.;

  • Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», изд. Флокс, Н.Новгород, 1995 г.;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!