Месяц | Темы | Содержание | Цели |
Сентябрь | Труд взрослых в детском саду: воспитатель, помощник воспитатель | Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Благинина «Ясочкин садик», «Школа для воспитанных детей» Раздел «В детском саду». Рассказ воспитателя. Сбор информации, иллюстраций о людях разных профессий с участием родителей. Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». НОД: 1. Познавательное развитие. «Хорошо у нас в детском саду!». | Воспитывать интерес и уважение к труду воспитателя и помощника воспитателя Воспитывать у детей интерес к профессиям повара, воспитателя, кастелянши, машиниста по стирке белья и др. Развивать у детей интерес к трудовой деятельности взрослых. Привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, участию в образовательном процессе. Формировать умения переносить знания о труде взрослых в с/р игру. Формировать умение детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. |
Октябрь | Работа шофера, водителя Труд родителей, братьев и сестер. | Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». Сюжетно-ролевая игра: «Транспорт». Рассматривание иллюстраций о труде родителей, братьев и сестер. Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Оденем Сашу на прогулку», «Накрой стол для гостей, «Купание малыша» Чтение художественной литературы: Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Машенька», «Что я вижу дома», «Вот какая мама». Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Консультация для родителей «Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей». | Учить детей проявлять внимание к работе шофёра. Дать конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости труда. Воспитывать уважение к труду взрослых. Воспитывать интерес к художественной литературе, в которой отображена тема труда. Знакомить детей с трудом родителей по дому. Развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в игре Упражнять детей в классификации предметов, умение называть предметы, необходимые взрослым для работы по дому: различные виды бытовой техники, облегчающие труд человека. Воспитывать уважение к человеку труда. |
Ноябрь | Работа медсестры, воспитателя, повара в детском саду. | Экскурсия на кухню, в медицинский кабинет. Наблюдение за трудом помощника воспитателя (моет посуду, пол). Наблюдение за трудом повара Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете Рассматривание иллюстраций. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», К. Чуковского «Айболит». Беседа «Кто, где работает». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Больница». Анкетирование родителей «Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий». Проект «Знакомство с профессией повара». Проект «Знакомство с профессией врача и медсестры». НОД: 1. Познавательное развитие. «Все профессии нужны, все профессии важны». 3.Речевое развитие Игра-инсценировка «Сварим суп из овощей вкусный». | Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемых взрослыми в детском саду. Формировать умение рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями об увиденном. Формировать целостные представления дошкольников о профессиях повара, о важности и значимости труда каждого человека. Продолжать накапливать и расширять словарь (предметы необходимые в работе врача, повара); Формировать умение наблюдения за трудом взрослых; Учить испытывать радость от совместной деятельности со взрослым и сверстником. Знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду. Познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию; развивать воображение детей; выяснить, знают ли дети названия и назначение предметов кухонной посуды (на сковороде жарят и т. д.); Активизировать соответствующие слова в речи детей; обратить внимание малышей на новое слово: овощной. |
Декабрь | Работа машиниста по стирке белья Труд парикмахера | Экскурсия в прачечную детского сада. Наблюдение за процессом глажения белья. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын». Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». Рисование: «Нарисуем красивые полотенца». Папка – передвижка, «Каких ошибок следует избегать родителям, приучая детей к домашнему труду». Рассказ воспитателя о труде парикмахера. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер». Рисование: «Новая прическа папы», «Красивая кукла». Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская». | Объяснить о значении труда прачки, о ее трудовых действиях. Воспитывать уважение к труду прачки. Закреплять представления о результатах труда взрослых. Формировать умение у детей отображать в своих рисунках, впечатления об увиденном на экскурсиях, в иллюстрациях, в телевизионных передачах. Познакомить с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы. Формировать у детей понятие о труде Создать условия для творческого самовыражения. |
Январь | Работа дворника детского сада: подметает, сгребает снег, посыпает дорожки песком и пр. Строитель. | Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Помощь в уборке снега. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Сюжетно-ролевая игра «Строитель». Беседа «Кем быть?» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение художественной литературы: Е. Тихеева «Плотник», С. Баруздина «Кто построил дом?». Экскурсия на стройку. Дидактические игры: «Опиши предмет», «Чудесный мешочек». Игры на классификацию предметов. Лепка «Забор для домика Кузи». Консультация для родителей «Все работы хороши или знакомство детей с профессиями». | Закреплять представления о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы дворника. Познакомить детей с профессией строитель. Расширять у детей представления о его трудовых действиях (забивает гвоздь, пилит, стругает, кладет кирпичи и т. д.). Пополнять знания детей путем чтения художественной литературы. Учить детей полученные знания отображать в лепке, рисовании. Формировать умение переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно – ролевые игры. |
Февраль | Работа продавца: взвешивает продукты, считает деньги, вежливо разговаривает с покупателями. Шофёр, капитан, пилот, машинист. | Целевая прогулка к магазину. Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин». Рассматривание иллюстраций по теме. Беседа «Кем быть?». Чтение художественной литературы: Т. Крюкова «Автомобильчик Бип», «Малютка автобус, который боялся темноты», «Про Боба строителя и про строительные машины». Рисование видов транспорта. Лепка «Самолет». Разучивание стихов и загадок по теме «Транспорт». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт», «Самолет построим сами» Рассматривание иллюстраций «У кого какая форма?». | Познакомить с профессией продавца. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Уточнить и закрепить знания детей о различных видах транспортных средств, о правилах поведения на улицах. Формировать умение называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком (самолёт – лётчик, пилот, поезд – машинист, корабль – капитан, автобус – водитель, машина – шофёр). Расширять представления детей о строении автомобиля, формировать умения различать основные части транспорта: кузов, кабина, колеса, руль, самолета; месте передвижения. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность. Формировать умение усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Формировать умение детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы, действия персонажей, устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами; формировать умение детей слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании активно договаривать слова. |
Март
| Труд мамы: готовит обед, стирает, гладит, шьет, ухаживает за детьми. | Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Как работает мама». Фотовыставка «Наши мамы». Чтение: Я. Аким «Мама», М. Ивенсон «Кто поможет». Сюжетно-ролевая игра «Семья». НОД: 1. Познавательное развитие. Тема «Труд мамы». 2. Рисование «Клетчатое платье для мамы». 3. Речевое развитие. Заучивание стихотворения «Мама» Я. Акима. | Развивать наблюдательность, любознательность. Развивать стремление подражать взрослым. Воспитывать уважение к труду мамы. Формировать умение переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно – ролевые игры. Познакомить с государственным праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. Формировать умение детей рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий, следить за правильным положением руки и кисти (карандаша), добиваясь слитного, непрерывного движения. Развивать эстетическое восприятие. Помочь детям запомнить стихотворение, чтобы в праздник рассказать его маме. |
Апрель | Труд парикмахера | Рассказ с использованием иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Чтение художественной литературы: «Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим. Игровое упражнение «Поможем кукле сделать прическу». | Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о труде взрослых в сюжетно – ролевых играх. Продолжать расширять представления детей о работниках парикмахерской Расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление. |
Май | Почтальон. Как трудятся люди - закрепление знаний о профессиях работников детского сада, шофера, парикмахера, продавца, почтальона. | Познакомить с работой почтальона. Чтение художественной литературы: М. Пегов «Почта от наскального рисунка до электронного письма», С. Маршак «Почта». Дидактические игры: «Почта», «Что нужно для». Аппликация «Письмо». Лепка «Штампы» Сюжетно-ролевая игра «Почта». Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. Беседы: «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт», «Театр», «Почта», «Семья». Досуговое мероприятие с участием родителей «Путешествие в страну помощников человека». | Знакомить с трудом почтальона, расширять впечатления детей о роли почтальона, о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом. Закреплять имеющиеся представления о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими. Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий. Продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям. Привлекать родителей к проведению и участию в совместных досугах с детьми. Расширять и уточнять знания детей о различных видах бытовой техники, предметах труда, облегчающих труд человека. |