Проект по физической культуре.
Тема: "Закаливание организма"
I этап (от имени учителя)
7 класс
Раздел: Организация здорового образа жизни
Тема: "Закаливание организма", в рамках изучения которой будет организована проектная деятельность.
Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся, углубить и актуализировать знания обучающихся о методах закаливания
Задачи:
Образовательная:
Сформировать у учащихся представления пользе закаливания
Развивающая:
1) Развивать навыки наблюдать, сравнивать, делать выводы, анализировать
2) Формировать навыки целеполагания
Воспитательная:
1) Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, формированию положительных привычек,
2) Формировать бережное отношение к своему здоровью.
В вашем классе есть мальчик, который часто болеет, пропускает школу.
Помогите ему справиться с его болезнями доступным и несложным способом.
Проблема: составить подходящий комплекс закаливающих процедур с учетом состояния здоровья учащегося
II этап (от имени учащегося)
№ п/п | Деятельность |
-
| Обоснование актуальности, проблемы, потребности. «Систематическое использование закаливающих процедур, с учетом индивидуальных особенностей, снижает количество простудных заболеваний » |
-
| Формулировка цели, задач. Цель: подобрать и адаптировать комплекс закаливающих процедур для профилактики простудных заболеваний. Задачи: |
-
| Определение продукта проектной деятельности. Индивидуальный комплекс закаливающих процедур для профилактики простудных заболеваний |
-
| Разработка критериев оценивания продукта проектной деятельности. Доступность информации Безопасность Эффективность Индивидуальность |
-
| Генерация (выдвижение) идей изготовления продукта проектной деятельности и/или решения проблемы. -Выбрать из видов закаливания тот, который будет соответствовать состоянию здоровья(солнечное, воздушное, водное закаливание); -изменить режим дня и рацион питания; -провести тестирование своих индивидуальных способностей, и определить какие упражнения мне подойдут |
-
| Выбор лучшего варианта. Проанализировав несколько видов закаливания, исходя из критериев и применительно к себе, мы остановили свой выбор на закаливании воздухом, предложили использовать этот вид закаливания (с разрешения медика, родителей и самого учащегося) . |
-
| Планирование деятельности. Входная диагностика (исследование состояния здоровья, мед. показания (количество заболеваний за прошлый год, продолжительность болезни, противопоказания) | Подобрать комплекс воздушных закаливающих процедур. Контроль за выполнением | Рекомендации по режиму дня и рациону питания. Контроль. | Диагностика в течении всего периода (2 раза в месяц-дневник самонаблюдения - частота заболеваний, продолжительность болезни, личные ощущения, физические показатели) | |
| Реализация плана. Мы обратились к школьному медицинскому работнику с просьбой отследить динамику заболеваний за период с января 2013 года по август 2013 г. Медицинский работник (с разрешения родителей) сделал анализ медицинской карты и выяснил, что чаще всего мальчик болеет простудными заболеваниями-ОРВИ, ОРЗ, бронхит, трахиит. По наблюдениям окружающих: мальчик бледный, хрупкий, все время кашляющий, редко бывает на улице, спортом не занимается. Изучили литературу и предложили рацион питания (исключить, ограничить, рекомендовать) Составили режим дня согласно поло -возрастным особенностям Подобрали комплекс упражнений для занятий на свежем воздухе Попросили вести дневник самонаблюдения Проводили диагностику и тестирование самочувствия |
| Анализ проделанной работы, рефлексия. Судя по результатам полученных данных можно сделать вывод, что для данного учащегося комплекс закаливающих процедур оказался эффективным, доступным, безопасным для здоровья. В ходе работы у него повысилась работоспособность, настроение и аппетит. Исходя из этого мы делаем вывод, что данный комплекс закаливающий процедур был подобран правильно Работая над данной проблемой я для себя решил, что применяя не сложные виды закаливания, занимаясь спортом, соблюдая режим дня и придерживаясь правильного питания я могу быть здоровым без лекарств. «Здоров без всяких докторов!!!!!!!!!» |
Исследовательский проект «Основные закаливающие процедуры»
Авторы проекта: учащиеся 7 класса
Руководитель: учитель физической культуры
Содержание
1. Введение …..……………………………………………………………… 4
2. Организационно-исследовательский этап проекта……….…………… 4-6
3. Практический этап проекта ...........................................……………..…..7
4. Заключительный этап проекта ……………………………………..........8
5. Вывод по проекту………...……………………………………………….9
6. Литература ................................…..……………………………………… 9
Введение
Цель: подобрать и адаптировать комплекс закаливающих процедур для профилактики простудных заболеваний
Задачи:
Выявить виды закаливания
Провести диагностику здоровья учащегося
Выбрать подходящий комплекс закаливающих процедур с учетом состояния здоровья учащегося
Объект исследования – здоровье ученика
Предмет исследования – виды закаливающих процедур
Проблема:
«Систематическое использование закаливающих процедур, с учетом индивидуальных особенностей, снижает количество простудных заболеваний »
Организационно-исследовательский этап проекта
Для выполнения своего исследования, я составила план работы по проекту:
№ | Наименование работы по проекту | результат |
1. | Планирование работы | План работы |
2. | Нахождение информации по теме проекта из разных источников | Информационный материал по теме «Виды закаливания» , входная диагностика |
3. | Работа с полученной информацией | Отбор вида закаливания с учетом особенностей обучающегося |
4. | Отбор материала для проекта | План портфолио |
5. | Подготовка портфолио проекта | Выполненное портфолио |
6. | Подбор упражнений с учетом своих индивидуальных особенностей | Список упражнений для ОРУ подходящих для моих индивидуальных особенностей |
7. | Общие принципы оздоровления и лечения | Рациональный режим дня; Рациональное, в соответствии с возрастом, сбалансированное и полноценное питание; Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура; Рациональная витаминотерапия; |
8. | Рефлексия | Анализ проделанной работы, . |
Исследовательская деятельность
№ | Закаливающая процедура | + | - |
1 | Солнечные ванны | Ультрафиолетовые лучи действуют на организм благотворно, повышая тонус центральной нервной системы, активизируя деятельность желез внутренней секреции, улучшая барьерную функцию кожи, обмен веществ и состав крови, и способствую образованию витамина D. Являются отличным закаливающим средством в борьбе с простудными заболеваниями и инфекциями. | злоупотребление пребыванием на солнце ведёт к подавлению иммунитета и к снижению сопротивляемости организма. Лица, страдающие хроническими заболеваниями сердца, легких, суставов, должны проявлять особую осторожность. Следует начинать после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. Дозировка нахождения на солнце. |
2 | Водные процедуры | Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушное. Водные процедуры, многогранно воздействуя на организм, улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. | Более сложный вид, требующий поэтапного выполнения процедур(обтирание, обливание, душ, купание) и их строгой дозировки. При не правильном использовании можно получить переохлаждение организма со всеми вытекающими последствиями. Требует отдельно выделенного времени. Более жёсткие требования к состоянию здоровья. |
3 | Закаливание воздухом | Проста, доступна. Не требует отдельно выделенного времени. Легка для самоконтроля. Показана в любом возрасте, начиная с рождения. Применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Закаливание воздухом подготавливает организм к последующим закаливающим процедурам. | При соблюдении элементарных правил и требований, противопоказаний нет! |
Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.
Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений.
При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.
Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира в тканях.
Общие принципы оздоровления и лечения
Рациональный режим дня;
Рациональное, в соответствии с возрастом, сбалансированное и полноценное питание;
Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура;
Рациональная витаминотерапия;
Под дозированием физической нагрузки следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной его физическим возможностям.
Основные критерии дозировки:
а) подбор физических упражнений;
б) количество повторений;
в) плотность нагрузки на протяжении процедуры(занятия);
г) продолжительность процедуры.
Для более правильного использования физических упражнений рекомендуют учитывать следующие приемы:
выбор исходных положений;
подбор физических упражнений по анатомическому признаку;
повторяемость, темп и ритм движений;
амплитуду движений;
точность выполнения движений;
простоту и сложность движений;
степень усилия при выполнении физических упражнений;
использование дыхательных упражнений;
эмоциональный фактор.
Практический этап проекта
Составили комплекс упражнений, нарисовав графически как выполнять упражнения.
Режим дня:
№ п/п | Режимные моменты | Время |
1 | Подъем | 7.00 |
2 | Утренняя гимнастика, умывание до пояса | 7.05–7.20 |
3 | Утренний туалет, уборка спальни | 7.20–7.40 |
4 | Завтрак, путь в школу | 7.40–8.30 |
5 | Учебные занятия | 8.30–14.00 |
6 | Обед | 14.00–14.30 |
7 | Подвижные игры на воздухе, труд в школе и дома | 14.30–16.00 |
8 | Приготовление домашних заданий | 16.00–18.00 |
9 | Физический труд, спорт, секции, занятия кружков | 18.00–19.30 |
10 | Ужин | 19.30–20.00 |
11 | Свободное время, прогулка перед сном | 20.00–20.30 |
13 | Вечерний туалет | 20.30–21.00 |
14 | Сон | 21.00–7.00 |
Определили рацион питания:
Исключаются | Ограничиваются | Рекомендуются |
•булъоны, острые, соленые, жареные блюда, копчености, пряности, колбасные изделия | • манная крупа, макаронные изделия, хлеб из муки высших сортов | • крупы (кроме манной) |
•рыба, икра, морепродукты | • цельное молоко и сметана (дают только в блюдах), творог, сливочное масло | • не острые сорта сыра |
• яйца | • баранина, курица | • постное мясо |
•острые и плавленые сыры, мороженое, майонез, кетчуп | • ранние овощи | специализированные мясные консервы для детского питания |
•овощи: редька, редис, щавель, | • морковь, репа, свекла, лук, чеснок | • овощи: все виды капусты, кабачки, патиссоны, светлая тыква |
шпинат, томаты, болгарский перец, квашеная капуста, | фрукты и ягоды: вишня черная смородина, бананы, клюква, ежевика, отвар шиповника | зелень петрушки, укропа, молодой зеленый горошек, стручковая фасоль |
Заключительный этап проекта
На заключительном этапе проекта подводятся итоги проведения исследований:
Выбран вид закаливания, составлен комплекс ОРУ с учетом инд. особенностей, режим дня и питания, проведена диагностика
Подготовлено портфолио проекта
Вывод по проекту
Мы считаем что, справилась с поставленной целью, выполнили весь план работ по проекту.
Для данного учащегося комплекс закаливающих процедур оказался эффективным, доступным, безопасным для здоровья.
В ходе работы у него повысилась работоспособность, настроение и аппетит.
Исходя из этого мы делаем вывод, что данный комплекс закаливающий процедур был подобран правильно
Литература:
Ю. Артюхова «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск 1999 год.
Е.Г. Мильнер «Формула жизни» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1991год.
С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978 год.
Самоанализ в соответствии с критериями:
№ | Критерий оценки | Показатели | Балл |
-
| Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата | 1 |
-
| Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле | 1 |
-
| Целевой компонент | Наличие четкой, диагностируемой, достижимой цели | 1 |
-
| Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. Наличие оригинального продукта проектной деятельности | 0,5 |
-
| Системность. Аналитичность. логичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов. Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда | 0,5 |
-
| Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта | 1 |
-
| Разработанность | Глубина проработки темы | 1 |
-
| Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания | 1 |
-
| Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, описания этапов проектной деятельности, библиография и т.д. | 0,5 |
-
| Дизайн. Наглядность | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения. Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков | 0,5 |