СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музеи нашего города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном ритме жизни мы, обыватели, забываем об истинных ценностях жизни, и порой не задумываемся о том, что останется от нас в назидание последующим поколениям людей. А главную миссию сохранения социальной памяти, преемственноcти поколений несут музеи.

Многие воспринимают музей как статичное учреждение, но это в корне ошибочное мнение. Ведь музейные коммуникации охватывают все социальные слои, отражают идеологию общества. Особенно важным для общественности является прививание подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважение к ее истории.

Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей. Но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Мы, преподаватели , можем выступить хранителями ценностей человечества, а главное, выполнить свою миссию и передать их следующим поколениям.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музеи нашего города"»

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»







Исследовательский проект

«Музеи нашего города»





Участники проекта: воспитанники 10 «Г» класса

Руководитель проекта: Кудрявцева Е.С.

Срок реализации проекта: ноябрь 2015г.-май 2016















Белгород 2015-2016 уч.год



Проект « Музеи нашего города».

Содержание.

I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.

I. Актуальность проекта и её новизна

В современном ритме жизни мы, обыватели, забываем об истинных ценностях жизни, и порой не задумываемся о том, что останется от нас в назидание последующим поколениям людей. А главную миссию сохранения социальной памяти, преемственноcти поколений несут музеи.

Многие воспринимают музей как статичное учреждение, но это в корне ошибочное мнение. Ведь музейные коммуникации охватывают все социальные слои, отражают идеологию общества. Особенно важным для общественности является прививание подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважение к ее истории.

Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей. Но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Мы, преподаватели , можем выступить хранителями ценностей человечества, а главное, выполнить свою миссию и передать их следующим поколениям.

Создание виртуального музея во многом может способствовать социализации школьников через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм.

Виртуальные (интерактивные и сетевые) формы значительно расширяет рамки традиционного музея и может представлять собой синтетическую конструкцию, объединяющую

“музей – экспозицию”,

“музей – мастерскую”,

“музей-театр”,

“музей – игровое пространство, досуговый центр”,

«музей – креативная лаборатория.

На сегодняшний день наиболее востребованная и, бесспорно, перспективная область музейной деятельности – работа с детьми и подростками.

Актуальность этой проблемы для нашей страны очевидна и заключается в невостребованности у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей.

В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным». Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия нашего народа.

II. Цели и задачи проекта

Цель проекта: познакомить воспитанников с понятием музей, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области. Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.

Задачи проекта:

  • Приобщить учащихся к миру искусства через посещение музеев.

  • Развивать чувство прекрасного через показ фото-слайдов.

  • Развивать устную речь через рассказы о музеях.

  • Помочь сделать первый шаг к самостоятельному изучению и посещению музеев города Белгорода.

  • Формировать гражданские качества личности через осознание культурных и исторических ценностей страны.

Ожидаемый результат: расширение кругозора учащихся о музеях города, истории культуры и искусства.

III. Содержание проекта

1. Подготовительный этап – ноябрь 2015. 
2. Экспериментальный этап – ноябрь 2015-май 2016.
3. Обобщающе-аналитический этап – май 2016.



1. Подготовительный этап

1.1. Изучение литературы по теме «Музеи».

Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции.

Музейные среда и атмосфера помогают ребенку испытать эти ощущения, тем самым, способствуя становлению его личности, формируя общую культуру, развивая ценностные ориентации, духовную культуру, то есть процесс социализации неразрывно связан с понятием духовности. Исходя из этого понятия и основываясь на вышесказанном, музей выступает как институт социализации личности ребенка.

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно-педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности.

2) Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях.

Отличительные черты обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.

3) Развитие творческих начал – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них – возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др.

4) Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча – собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.
5) Отдых – организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде.

1.2. Создание проекта. «Музеи нашего города».

1.3. Составление плана мероприятий на 2015-2016 и 2015-2016уч. г.г.

Год

2015-2016

2015-2016

Ответственные

Месяц

Мероприятие

Мероприятие

сентябрь

Белгородский государственный литературный музей «Отечественная война1812г.»

Музей Отечественная война 1812г.

классные руководители, родительский комитет

октябрь

Белгородский государственный литературный музей выставка «Знакомый Ваш Сергей Есенин»


Экскурсия в Белгородский литературный музей

- выставка

классные руководители

декабрь

Белгородский государственный художественный музей

-Знакомство с творчеством художников

классные руководители, учащиеся

январь

Музей Морской славы

-Знакомство с военно-морской участника Мурачёва Дмитрия Борисовича.

классные руководители

февраль

Белгородский государственный музей-диорама «Курская битва» Белгородское направление.

-выставка проект, посвященный 71-летию Курской битвы совместный выставочный проект музея-диорамы и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи .

классные руководители, учащиеся

март

Белгородский государственный музей народной культуры

-Знакомство с традициями русского народа, изготовление народной игрушки.

классные руководители

апрель

Белгородский музей связи.

Пушкинская библиотека-музей

Белгородский музей связи.

-выставка «Пушкин и Белгородчина»

классные руководители, учащиеся

май

Белгородский государственный историко-краеведческий музей.
18 мая – Международный день музеев.

Белгородчина в годы Великой отечественной войны.

классные руководители

2. Экспериментальный этап – ноябрь 2015г.– май 2016г; ноябрь 2015г.– май 2016г.

Сегодня музей не только собирает, хранит, экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательное воздействие на человека, является центром культуры и важнейшим институтом социализации детей и подростков.

  • В 2015-2016 учебном году предполагается ознакомление детей с различными видами музеев.

  • Белгородский государственный историко-краеведческий музей — одно из старейших учреждений культуры области. Музей был открыт как филиал Курского губернского музея в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны германскими войсками были уничтожены и разграблены все фонды. Возобновил свою работу в 1948 году, а в 1964 году получил статус областного.

  • Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» — самый посещаемый музей Белгорода. Посвящён Прохоровскому танковому сражению. Строительство здания музея началось в декабре 1984 года, окончилось в ноябре 1985 года, художественная работа по созданию полотна и предметного плана диорамы продолжалась еще более года. Торжественно открыт 4 августа 1987 года[1].

  • Белгородский государственный художественный музей — открыт 26 июля 1983 года. С 27 ноября 2007 года музей находится в здании, построенное в стиле модерн.

  • Белгородский государственный музей народной культуры — один из самых молодых музеев Белгородской области, созданный с целью изучения, исследования и комплектования предметов народной культуры края. Музей был открыт 29 мая 1999 года как подразделение Белгородского государственного центра народного творчества. 19 ноября 2004 года Постановлением Правительства Белгородской области музею был присвоен статус «Государственное учреждение культуры». Фонды музея насчитывают более 15 000 единиц подлинных предметов народной культуры.

  • Белгородский литературный музей — открыт 26 апреля 1999 года. Музей расположен в памятнике архитектуры XVIII века доме купца Селиваниова.

  • Музей Белгородского государственного университета.

  • Музей Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги.

  • Музей Белгородского государственного театра кукол.

  • Музей органов внутренних дел Белгородской области.

  • Белгородский музей связи.

  • Музей белгородского ОМОНА[2].



3. Обобщающе-аналитический этап – май 2016 г.

1) Промежуточный анализ работы за 2015-2016 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.

2) Анализ работы над проектом за 2015-2016г.г.

IV. Продолжительность реализации проекта

Ноябрь 2015 г. – май 2016г.

V. Перспективы дальнейшего развития

1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса, уровнем развития устной речи через рассказы о музеях и информационной грамотности учащихся старших классов. 
2. Составление плана работы на 2015-2016 учебный год.
3. Дать рекомендательный список музеев города Белгорода учащимся для посещения в каникулярное время. 
4. Преемственность учащихся старших классов.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1998. – 412 с.

  2. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб.: Ассоциация музеев России, 1998. – 190 с.

  3. Ванслова Е.Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

  4. Воронин А.А. Музеи как креативное пространство культуры //Философские исследования. – 1994.– №I. – С.69-84.

  5. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев/ – СПб.: РГЭМ, 2001. – 262 с.

  6. Ерасов Б. С. Социальная культурология/– М.: Аспект-Пресс, 2000. – 591 с

  7. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380.

  8. Психология. Словарь. – М., 2001.

  9. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.

  10. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога. – М.,1989.

  11. Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб., 1997.

  12. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 2003




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!