СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Будущий первоклассник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. 

Просмотр содержимого документа
«Проект «Будущий первоклассник»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки









Проект

«Будущий первоклассник»


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А



Автор и участник проекта:

Воспитатель группы «Теремок»





















2018 год


Актуальность проекта.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, а этому способствуют основные проблемы:


1.Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств - школьника.
3. Низкие логико-мыслительные процессы.

К 7 годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

-хорошее физическое развитие ребенка;

-развитый физический слух;

-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

-нормальное функционирование ЦНС.


Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.

Поиск, восприятие, переработка информации – имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.

Эмоциональное регулирование – создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.

Социально-психологические контакты – основываются на приобретаемых знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

Бодрствование и сон – обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.

Эндокринно-гуморальная регуляция – включает различные биохимические механизмы.

Из всего ранее сказанного следует, что ребенок может спокойно адаптироваться к школьной среде и хорошо учиться лишь в том случае, если работа по его подготовке к школе будет идти комплексно.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, и самое главное, у него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата. 

Цель проекта.

Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Обобщить и повысить интерес к школе, сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», оказать помощь детям в адаптации к школьному обучению, повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

  1. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;

  2. Формировать у детей адекватное представления о школе;

  3. Развивать компетенцию будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную …) ;

  4. Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника».

  5. Профилактика тревожности и страха перед школой

  6. Проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

  7. Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

  8. Создание предметно-развивающей среды для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)

Принципы реализации проекта

  1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

  2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

  3. Единство содержания форм и методов работы;

  4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

  5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

  6. Принцип доступности;

  7. Принцип системности и последовательности.


Уровень интеграции учебного материала - комплексный.

По объему учебного материала и времени его проработки - большой, выполняется в течение учебного.

По способам выполнения и завершения - комплексный

Тип проекта (по основным сферам деятельности) - социальный.

Вид проекта (по характеру предметной области проекта) - учебно-образовательный

Срок реализации: долгосрочный.

Вид проекта: познавательно-творческий

Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.

Субъекты проекта: педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, их родители.

Срок реализации проекта:

Ожидаемый результат:

  1. Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы:

-интегративное качество «любознательный, активный: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами(высказать предположение, доказать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;

-интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи(радость , огорчение, удивление, обида, доброта и т.п), проявляет готовность помочь , сочувствие;

- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары ( группы) для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли , согласовывать действия ;стремиться регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей; проявлять инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;

- интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения »: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; владеет приемами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок; стремиться к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения;

- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель ( или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства- поисковые действия;

- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия, может удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, аргументировать свои суждения ; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой , позитивной оценке результата взрослым.

2.Накоплен большой багаж знаний о школе;

3.Снижена тревожность и у детей и родителей;

4.Изменена мотивация детей к школьному обучению;

5.Повышена компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе; ознакомлены с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

6.Обогащена предметно-развивающая среда для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой.

7. Подобран, систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».


Этап подготовительный - диагностический.

Цель: выявить знания детей и родителей о школе, проблемы и тревоги по поводу поступления ребенка в школу, выявление особенности внутренней позиции детей и готовности к обучению в школе.

Формы работы:

Беседы с родителями и детьми о необходимости внедрения проекта.

Родительское собрание.

Анкета для родителей по выявлению готовности ребенка к обучению в школе.

Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»

Беседа на тему « Что я знаю о школе?»


Этап 1.

Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

  1. Просмотр мультфильмов на тему «Школа».

  2. Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

  3. Рассматривание картин о школьной жизни.

  4. Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

  5. Рисование на тему «Моя школа».


Этап 2.

Цель: упражнять в составление рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от школы и посещения «Школы дошкольника».

  1. Творческое рассказывание «Я в школе дошкольника».

Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказывают, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.

  1. Беседы родителей с детьми: «Моя любимая школа», «Как я учился», «Что было интересного в моей школе».

  2. Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

  3. Конструирование «Моя школа»

-Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего » или строителя. Это может быть та школа, в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.

5. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Этап 3.

Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»

Вопросы к тексту: - Кто собирался в школу? - Кто помог Тане собраться в школу? -Почему надо было обязательно вымыть руки? - А зачем надо было заплести косичку? -С кем Таня пошла в школу?

-Что она взяла с собой? Как дети добрались до школы? - Что случилось, когда ребята вошли в класс?

- Как вы думаете, Таня хотела идти в школу? - Она будет хорошо учиться?

Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,

Алексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу»,

В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

Этап 4.

Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развитие речи, изучение Декларации прав человека, расширение знаний об окружающем мире.

  1. Беседа «Зачем надо учиться?»

  2. Чтение стихов о школе и школьных принадлежностях.

  3. Разгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях.

  4. Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

  5. Заучивание пословиц и поговорок школьной тематики.

Этап 5.

Цель: развитие связной речи ;закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак.» Взрослый предлагает детям, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказать , что лежит в их портфеле, какой он , кто его покупал, нравится ли он им.

  2. Чтение художественной литературы «У меня в портфеле»

  3. Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.

  4. Д/и «Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»

  5. Д/и «Собери портфель».

  6. Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »

Этап 6.

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

  1. Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».

Беседа:

- Кто такие лодыри? ( Бездельники, лентяи) - Куда они шли? ( На урок)

-А куда попали?( На каток). - Кого они встретили? ( Кота)

- Что им рассказал кот? ( Что ему плохо живется) - почему он был такой грустный ( Потому что он хотел учиться , но не мог, так как нет школы для котят)

- Кто - нибудь из вас хочет быть лодырем? ( Нет) - А какими учениками вы будете? (Прилежными, хорошими, внимательными, вежливыми, отличниками).

Этап 7.

Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. Закрепление полученных знаний и представлений о школе и школьных атрибутах.

1. Беседа «режим дня будущего первоклассника» (3-4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на распределение времени для игр, занятий, отдыха.)

2. Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? »

3. Занятия: «Школьные правила».

4. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

5. Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции».

Этап 8.

Цель: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

  1. Чтение художественной литературы.

Стихотворение А. Барто «В школу».

Вопросы к тексту: - Почему Петя просыпался 10 раз? -Что он собирался взять с собой?

- Кто его остановил? - Как вы считаете, Петя очень хочет пойти в школу? А вы?

«Я выросла»

Вопросы к тексту: - Почему девочке сейчас не до игрушек? - Что решила подарить девочка Сереже? - А у вас дома много игрушек? - Вы их кому - нибудь подарите? - Когда пойдете в школу? -А есть игрушка , которую вы ни за что не отдадите?

2. Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.

3. Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу, Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

4. Раскрашивание рисунка на школьную тематику. Дети раскрашивают рисунки, организация выставки рисунков о школе.

5.Рисование «Школа, в которой я хочу учиться ». Рисование «Моя будущая учительница».

6.Аппликация «Школьные принадлежности»

7.Признание роли и авторитета учителя - Создать образ доброго учителя. Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».

Этап 9.

Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации, обучение составлению рассказа, развитие творческой инициативы.

  1. Серия сказок «Лесная школа» М.А.Панфиловой. Чтение первой сказки

  2. Беседа. Составление коллективного рассказа.

3.Чтение второй сказки «Смешные страхи». Беседа по содержанию сказки.

- Чего так напугался Зайчок? -Что ему ответил Еж? - А вы боитесь идти в школу?

- Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями? - Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?

4. Рисование правил. - Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.

5.Беседа с родителями: «Подготовка детей к школе», «Скоро в школу»

6. Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »

7. Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

8 М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

9. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

10. Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».

11. «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».

12.Беседа - ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение .

Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.

Этап 10. (итог проекта).

Цель: обобщение полученных знаний и опыта.

Оформление уголка «будущий первоклассник».

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!