Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки
Проект
«Будущий первоклассник»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А
Автор и участник проекта:
Воспитатель группы «Теремок»
2018 год
Актуальность проекта.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, а этому способствуют основные проблемы:
1.Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств - школьника.
3. Низкие логико-мыслительные процессы.
К 7 годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
-хорошее физическое развитие ребенка;
-развитый физический слух;
-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
-нормальное функционирование ЦНС.
Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.
Поиск, восприятие, переработка информации – имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.
Эмоциональное регулирование – создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.
Социально-психологические контакты – основываются на приобретаемых знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.
Бодрствование и сон – обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.
Эндокринно-гуморальная регуляция – включает различные биохимические механизмы.
Из всего ранее сказанного следует, что ребенок может спокойно адаптироваться к школьной среде и хорошо учиться лишь в том случае, если работа по его подготовке к школе будет идти комплексно.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, и самое главное, у него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.
Цель проекта.
Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Обобщить и повысить интерес к школе, сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», оказать помощь детям в адаптации к школьному обучению, повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта
Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
Формировать у детей адекватное представления о школе;
Развивать компетенцию будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную …) ;
Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника».
Профилактика тревожности и страха перед школой
Проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Создание предметно-развивающей среды для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)
Принципы реализации проекта
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
По объему учебного материала и времени его проработки - большой, выполняется в течение учебного.
По способам выполнения и завершения - комплексный
Тип проекта (по основным сферам деятельности) - социальный.
Вид проекта (по характеру предметной области проекта) - учебно-образовательный
Срок реализации: долгосрочный.
Вид проекта: познавательно-творческий
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Субъекты проекта: педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, их родители.
Срок реализации проекта:
Ожидаемый результат:
Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы:
-интегративное качество «любознательный, активный: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами(высказать предположение, доказать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
-интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи(радость , огорчение, удивление, обида, доброта и т.п), проявляет готовность помочь , сочувствие;
- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары ( группы) для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли , согласовывать действия ;стремиться регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей; проявлять инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;
- интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения »: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; владеет приемами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок; стремиться к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения;
- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель ( или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства- поисковые действия;
- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия, может удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, аргументировать свои суждения ; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой , позитивной оценке результата взрослым.
2.Накоплен большой багаж знаний о школе;
3.Снижена тревожность и у детей и родителей;
4.Изменена мотивация детей к школьному обучению;
5.Повышена компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе; ознакомлены с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
6.Обогащена предметно-развивающая среда для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой.
7. Подобран, систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».
Этап подготовительный - диагностический.
Цель: выявить знания детей и родителей о школе, проблемы и тревоги по поводу поступления ребенка в школу, выявление особенности внутренней позиции детей и готовности к обучению в школе.
Формы работы:
Беседы с родителями и детьми о необходимости внедрения проекта.
Родительское собрание.
Анкета для родителей по выявлению готовности ребенка к обучению в школе.
Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»
Беседа на тему « Что я знаю о школе?»
Этап 1.
Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.
Просмотр мультфильмов на тему «Школа».
Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».
Рассматривание картин о школьной жизни.
Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.
Рисование на тему «Моя школа».
Этап 2.
Цель: упражнять в составление рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от школы и посещения «Школы дошкольника».
Творческое рассказывание «Я в школе дошкольника».
Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказывают, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.
Беседы родителей с детьми: «Моя любимая школа», «Как я учился», «Что было интересного в моей школе».
Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Конструирование «Моя школа»
-Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего » или строителя. Это может быть та школа, в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.
5. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Этап 3.
Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.
Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»
Вопросы к тексту: - Кто собирался в школу? - Кто помог Тане собраться в школу? -Почему надо было обязательно вымыть руки? - А зачем надо было заплести косичку? -С кем Таня пошла в школу?
-Что она взяла с собой? Как дети добрались до школы? - Что случилось, когда ребята вошли в класс?
- Как вы думаете, Таня хотела идти в школу? - Она будет хорошо учиться?
Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,
Алексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу»,
В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
Этап 4.
Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развитие речи, изучение Декларации прав человека, расширение знаний об окружающем мире.
Беседа «Зачем надо учиться?»
Чтение стихов о школе и школьных принадлежностях.
Разгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях.
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
Заучивание пословиц и поговорок школьной тематики.
Этап 5.
Цель: развитие связной речи ;закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак.» Взрослый предлагает детям, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказать , что лежит в их портфеле, какой он , кто его покупал, нравится ли он им.
Чтение художественной литературы «У меня в портфеле»
Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.
Д/и «Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»
Д/и «Собери портфель».
Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »
Этап 6.
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».
Беседа:
- Кто такие лодыри? ( Бездельники, лентяи) - Куда они шли? ( На урок)
-А куда попали?( На каток). - Кого они встретили? ( Кота)
- Что им рассказал кот? ( Что ему плохо живется) - почему он был такой грустный ( Потому что он хотел учиться , но не мог, так как нет школы для котят)
- Кто - нибудь из вас хочет быть лодырем? ( Нет) - А какими учениками вы будете? (Прилежными, хорошими, внимательными, вежливыми, отличниками).
Этап 7.
Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. Закрепление полученных знаний и представлений о школе и школьных атрибутах.
1. Беседа «режим дня будущего первоклассника» (3-4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на распределение времени для игр, занятий, отдыха.)
2. Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? »
3. Занятия: «Школьные правила».
4. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
5. Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции».
Этап 8.
Цель: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.
Чтение художественной литературы.
Стихотворение А. Барто «В школу».
Вопросы к тексту: - Почему Петя просыпался 10 раз? -Что он собирался взять с собой?
- Кто его остановил? - Как вы считаете, Петя очень хочет пойти в школу? А вы?
«Я выросла»
Вопросы к тексту: - Почему девочке сейчас не до игрушек? - Что решила подарить девочка Сереже? - А у вас дома много игрушек? - Вы их кому - нибудь подарите? - Когда пойдете в школу? -А есть игрушка , которую вы ни за что не отдадите?
2. Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.
3. Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу, Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
4. Раскрашивание рисунка на школьную тематику. Дети раскрашивают рисунки, организация выставки рисунков о школе.
5.Рисование «Школа, в которой я хочу учиться ». Рисование «Моя будущая учительница».
6.Аппликация «Школьные принадлежности»
7.Признание роли и авторитета учителя - Создать образ доброго учителя. Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».
Этап 9.
Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации, обучение составлению рассказа, развитие творческой инициативы.
Серия сказок «Лесная школа» М.А.Панфиловой. Чтение первой сказки
Беседа. Составление коллективного рассказа.
3.Чтение второй сказки «Смешные страхи». Беседа по содержанию сказки.
- Чего так напугался Зайчок? -Что ему ответил Еж? - А вы боитесь идти в школу?
- Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями? - Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?
4. Рисование правил. - Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.
5.Беседа с родителями: «Подготовка детей к школе», «Скоро в школу»
6. Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »
7. Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»
8 М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
9. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
10. Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».
11. «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».
12.Беседа - ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение .
Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).
Показать детям образ хорошего и плохого ученика.
Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.
Развивать школьные навыки.
Уточнить знания детей о школьной организации.
Этап 10. (итог проекта).
Цель: обобщение полученных знаний и опыта.
Оформление уголка «будущий первоклассник».
Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники».