СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА Волонтерского отряда «Спектр»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее эффективных форм профилактики правонарушений является создание волонтерского отряда.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА Волонтерского отряда «Спектр»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58»




Принята


на заседании педагогического

Утверждена

совета школы

приказом по школе

протокол №6 от 17.11.2020 г.

№ 6 от 17.11.2020г.














ПРОГРАММА


Волонтерского отряда


«Спектр»


Возраст детей: с 14 лет





Срок реализации 3 года








Автор: Гусева Наталья Игоревна









г. Арзамас


2020г.


Информационная карта


Городской округ/городской округ город

г.о.г. Арзамас

Наименование образовательной организации (в соответствии с уставом полное и сокращенное наименование), ФИО директора, контактные данные (телефон, электронная почта, юридический адрес)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 58», Краснов Сергей Владимирович, к/т (83147)7-41-61, [email protected],

607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Красный путь, д. 46-А


Название добровольческого (волонтерского) объединения/отряда

Отряд «ЭРОН» (Экипаж Ребят Особого Назначения)

Организационная форма (выбрать одну из предложенных)

  • волонтерский отряд(центр), действующий на базе положения о волонтерском объединении

Ссылка на документ, на основании которого действует добровольческое (волонтерское) объединение/отряд

Документ необходимо разместить на файлообменнике ("Яндекс.Диск", "Google Диск" или "Облако Mail.ru").

  • для волонтерского отряда (центра) – Положение о деятельности ("Яндекс.Диск")

http://mbousosh58.lbihost.ru/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BD/

Дата создания объединения

20.10.2011

Ф.И.О. руководителя объединения, должность, место работы, стаж работы в данном объединении

Гусева Наталья Игоревна

Контактный телефон/факс руководителя

89524563028

Адрес электронной почты руководителя

[email protected]

Система обучения и поощрения добровольцев

Награждение грамотой, памятными сувенирами, награждение от официальных лиц, представление бесплатных билетов на культурно-массовые мероприятия.

Обучающие занятия (обучение играм, создание буклетов и памяток).

Круглые столы, обсуждение тем по профилактике асоциального поведения, употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ.

Содержание деятельности (направления, проектные линии)

Гражданско-патриотическое, здоровый образ жизни, экологическое, информационно-рекламная деятельность

Добровольческие проекты, реализованные в 2018-2019 году

Социальный проект «Твори добро»

Добровольческие проекты, реализация которых запланирована в 2019-2020 году

Социальный проект «Доброе сердце»

Численность объединения

2016-2017 учебный год – 10 учащихся
2017-2018 учебный год – 12 учащихся
2019-2020 учебный год – 15 учащихся

2020-2021 учебный год – 15 учащихся

Взаимодействие с социумом, социальными партнерами, некоммерческими организациями, органами власти и другими структурами

Взаимодействует с другими общественными организациями города: общественная организация "Центр развития добровольчества "Мой город" г. Арзамаса Русская Православная Церковь Нижегородская Митрополия Благочиния города Арзамаса, ГИБДД ОМВД России, Горьковская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»

Адрес сайта

[email protected]

Адрес группы в социальных сетях где размещается информация о деятельности добровольческого(волонтерского) объединения/отряда

Группа ВК: https://vk.com/club186968081


Цели и задачи деятельности волонтерского отряда

Цель: развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

  2. Привлечь учащихся к решению социально-значимых проектов.

  3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Организационная культура волонтерского отряда (девиз, символы, атрибуты, традиции, талисман, ритуалы и др.)

Девиз «Боевые, энергичные, молодые симпатичные»


Краткое описание программы

Отряд волонтеров - проект, направленный на

формирование здорового образа жизни среди

подростков, формирование позиции здорового

гражданина общества. Актуальность проекта

напрямую связана с проблемами, существующими в

современном обществе, с которыми сталкиваются

подростки, например, табакокурение, ПАВ и др

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, заселяя рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2021 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.


Актуальность программы

Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее– ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы. В связи с чем, необходимо проводить первичную профилактику злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими веществами именно в этот период.

Одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде является организация молодежных волонтерских отрядов по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Привлечение молодых людей к работе в волонтерских отрядах по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности. Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд, являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у молодежи первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Именно добровольчество является сегодня одним из действенных и эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики.

Привлечение молодых людей к профилактической работе с молодежью обеспечивает наибольшую результативность и эффективность такой работы. Так как при распространении идей ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать − привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации − передача ее кому-либо вовлечение в добровольческую деятельность других членов молодежного сообщества.


Этапы и сроки реализации программы


Этапы реализации программы:

I этап – воссоздание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения посредством проведения разовых мероприятий и традиционных ключевых дел) (сентябрь)

  1. этап – определение традиционных дел, приобретение опыта социального общения со сверстниками. (октябрь-август)

  1. этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение полученных данных, подведение ежегодных итогов деятельности организации за время реализации программы. (август)

Сроки реализации программы 2020 – 2023 учебный год.


Цель. Задачи. Ожидаемый результат.

Цель: Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность


Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

  2. Привлечь учащихся к решению социально значимых проектов.

  3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ожидаемый результат:

  • Владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

  • Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды.

  • Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

  • Участвовать в различных акциях организуемых школой, районами областью.


Концептуальные основы


Принципы деятельности.

  • Принцип гуманистической направленности отношений. Субъект – субъектные отношения.

  • Принцип природосообразности воспитания. Учёт возрастных, умственных, психологических особенностей детей.

  • Принцип культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности.

  • Принцип эффективности социального взаимодействия. Социальный опыт, опыт познавания мира можно приобрести лишь в процессе взаимодействия. Важно создать сообщества: класс, кружок, творческая группа, ДОО, где ребенок будет приобретать опыт.

  • Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность.


Нормативно - правовое обеспечение


Международный уровень:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

  3. Всеобщая декларация Добровольчества (2001 г.)

Федеральный уровень:

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1, параграф 3, ст.123)

  3. Федеральный закон "Об общественных объединениях" 19.05.1995 № 82-ФЗ

  4. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" 28.06.1995 .№ 98-ФЗ

  5. Федеральный закон "О благотворительной деятельности благотворительных организаций" 11.08.1995 № 135-ФЗ

  6. Распоряжение №1054-Р от 30.07.2009 Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ"


  1. Распоряжение № 996-р от 29.05.2015 "Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года"

  2. Распоряжение № 2403-Р "Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года"

  3. Резолюция участников Всероссийского форума добровольцев 2016

Региональный уровень:

  1. Закон "О благотворительной деятельности в Нижегородской области" № 181-З от 25.12.2013

  2. Закон "О молодежной политике в Нижегородской области" № 70-З от 25.04.1997

  3. Постановление № 934 от 21.11.11 "Стратегия ГМП в Нижегородской области 2020 года"

  4. Закон "О государственной поддержке социально-ориентированных НКО в Нижегородской области" № 52-З от 07.05.2009

  1. Постановление Правительства "О реестре НКО, реализующих социально-полезные проекты в Нижегородской области" № 188 от 18.03.11

  2. Постановление Правительства "О финансовой поддержке НКО в Нижегородской области" 3 20 от 21.01.10

  3. Приказ Министерства образования Нижегородской области "О мерах по поддержке и развитию молодежного волонтерского движения в Нижегородской области" № 775 от 09.12.2009

  4. Приказ Министерства образования Нижегородской области "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей и стратегии развития воспитания в РФ в Нижегородской области" № 3783 22.09.15

  5. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 N 301 (ред. от 29.07.2015) "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области"

    1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

    2. Устав ОУ

3. .Положения о проведении общешкольных праздников, мероприятий


Содержание программы


Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского отряда – педагог. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток с 14 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

  • проведение профилактических занятий или тренингов;

  • проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

  • распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

  3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Заповеди волонтеров школы

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.


  1. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

  2. Будь генератором идей!

  3. Уважай мнение других!

  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!

  5. Обещаешь – сделай!

  6. Не умеешь – научись!

  7. Будь настойчив в достижении целей!

  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

  2. Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)

  3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)

  4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)

  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)

  6. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)

  7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!

  8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение!

  9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!


Информационный модуль

  1. Беседы со специалистами.

  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.

  3. Изготовление плакатов, видео.

  4. Оформление информационного стенда.

  5. Акции волонтеров.

  6. Листовки.

  7. Игры.

  8. Викторины.


Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия с волонтерами.

  2. Мини-тренинги для учащихся.

  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. Игры, конкурсы.

  2. Акции.

  3. Спортивные мероприятия.


Работа волонтеров осуществляется по направлениям:


1.Гражданско-патриотическое «Давайте делать добрые дела» - помощь ветеранам

Великой Отечественной войны; ветеранам труда; ветеранам педагогического труда, детям войны, пожилым людям, детям-сиротам.

Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.

Задачи:

    1. Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

    2. Воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны.

    3. Проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.


  1. Здоровый образ жизни «Спорт и здоровый образ жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.

Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

  • Воспитать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни.

  • Формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды.

  • Способствование преодолению вредных привычек учащихся путем привлечения их к физкультуре и спорту.


    1. Экологическое «Мы друзья природы» - организация субботников, экологических десантов; Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района.

Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды.


  1. Информационно-рекламная деятельность «За новые горизонты!» - участие и создание социальных проектов, обучение волонтеров.

Цель: научить основам проектно-организационной деятельности.

Основные задачи:

  • научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания проекта, его осуществления;

  • создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирования всех желающих по написанию проекта.

Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы! Социальный проект необходим для того, чтобы решать пусть небольшие, но конкретные проблемы, чтобы видеть и анализировать результаты работы, чтобы систематизировать работу по следующим направлениям:

  • изучению проблем,

  • пошаговому решению проблем,

  • привлечению добровольцев,

  • поиску и привлечению партнеров,

    • привлечению спонсоров.


План работы волонтерского отряда

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

1.

Акция «Поможем птицам»

Январь

2.

Игра-викторина «Знания-сила»

(1 классы)

Февраль

3.

Акция «Забота», оказание помощи участникам ВОВ

Февраль



4.

Видеоролик «Повторяй за нами!» (Зарядка для школьников)

Февраль

5.

Челендж (видеоролик «Мы за ЗОЖ, а ты?»

Февраль

6.

Взаимодействие с ведомствами, структурами системы профилактики и общественными организациями

В течение года

Изготовление и распространение буклетов, листовок для работы по направлениям профилактической деятельности

В течение года

7.

Квест-игра «Код здоровья:ЗОЖ!»

Февраль

8.

Веселые старты, посвященные 23 февраля и 8 марта (4 классы)

Март

9.

Акция «Сделай мир чище!»

Апрель

10.

Акция «Георгиевская ленточка», «бессмертный полк»

Май


Оценка эффективности работы отряда


Для мониторинга личностного роста используетсяирейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Каждый волонтёр ведёт Личную книжку волонтёра.

По итогам года волонтёры награждаются грамотами, подарками.

Литература


  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

  2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011

  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001.

  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.

  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.

  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!