Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
Рассмотрено на заседании методического объединения _учителей начальных классов___________ Протокол № 5 от «29» мая 2018г. | Принято на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области» Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | Утверждено приказом директора № 168 от «31» августа 2018г. _______ Н.В. Макаренко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Учись учиться»
Направление: общеинтеллектуальное
( 1А, 1Б класс, 1-й год обучения, 7-8 лет)
Составитель:
Сопова Наталья Ивановна,
педагог – психолог,
I квалификационная категория
2018 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение решаемым заданиям;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по различным предметам;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Содержание программы
1 класс (31 ч)
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания (5 ч)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (4 ч)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (4 ч)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей (4 ч)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию спичек (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Развиваемые способности | Количество часов | Планируемые результаты | 1 «А» | 1 «Б» |
Дата | Дата |
план | факт | план | факт |
I четверть (7 часов) | | | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | Выявить уровень познавательных процессов. | | | | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру». | 1 | Развить концентрацию внимания и мышления. | | | | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот». | 1 | Развить внимание, мышление. | | | | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль». | 1 | Развить слуховую память, мышление. | | | | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет» | 1 | Развить зрительную память, мышление. | | | | |
6 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». | 1 | Научить искать закономерности. Совершенствовать мыслительные операции. | | | | |
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | Усовершенствовать воображение. Развить наглядно – образное мышление. | | | | |
II четверть (8 часов) | | | | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог». | 1 | Развить логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. | | | | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака». | 1 | Развить концентрацию внимания, мышления. | | | | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». | 1 | Развить внимание, мышление. | | | | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица». | 1 | Развить слуховую память, мышление. | | | | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». | 1 | Развить зрительную память, мышление. | | | | |
13 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». | 1 | Научить искать закономерности. Развить мыслительные операции. | | | | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | Развить воображение. Развить наглядно – образное мышление. | | | | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». | 1 | Развить логическое мышление. Развить мыслительные операции. | | | | |
III четверть (9 часов) | | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба». | 1 | Развить концентрацию внимания, мышление. | | | | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». | 1 | Развить внимание, мышление. | | | | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». | 1 | Развить слуховую память, мышление. | | | | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». | 1 | Развить зрительную память, мышление. | | | | |
20 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел». | 1 | Научить искать закономерности. Развить мыслительные операции. | | | | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | Развить воображение. Развить наглядно – образное мышление. | | | | |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль». | 1 | Развить логическое мышление. Развить мыслительные операции. | | | | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь». | 1 | Развить концентрацию внимания, мышление. | | | | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». | 1 | Развить внимание, мышление. | | | | |
IV четверть (7 часов) | | | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». | 1 | Развить слуховую память, мышление. | | | | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух». | 1 | Развить зрительную память, мышление. | | | | |
27 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». | 1 | Научить искать закономерности. Развить мыслительные операции. | | | | |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | Развить воображение, наглядно – образное мышление. | | | | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». | 1 | Развить логическое мышление. Развить мыслительные операции. | | | | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». | 1 | Развить концентрацию внимания, мышление. | | | | |
31 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Выявить динамику познавательных процессов. | | | | |