Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ямашева Диана Рафаэльевна
Фамилия, имя, отчество
_______________________________________________________
МБОУ «ШИРИНГУШСКАЯ СОШ»
Мордовия,Зубово –Полянский р-он, с. Ширингуши .
На тему:
Образовательная программа внеурочной деятельности
« Учимся создавать проекты»
Свою аттестационную работу я представлю в виде программы внеурочной деятельности « Учимся создавать проекты» которая развивает познавательные способности детей.
Это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Я работая в МБОУ «ШИРИНГУШСКАЯ СОШ» с. Ширингуши, Зубово – Полянского района, РМ. Стаж работы 2 года. Сельская школа, малокомплектная, учеников 93. Школа была основана 1937 году. В 2017 году школа будет отмечать 80 лет. Во время Великой Отечественной Войны здесь была госпиталь.
Пояснительная записка
Для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы : создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД)
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (коммуникативные УУД):
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
формирование способности к организации деятельности и управлению ею ((регулятивные УУД):
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формы проектной деятельности
Занятие во время внеурочной деятельности;
Экскурсии;
Общешкольные общественные проекты;
Индивидуальные и групповые;
Участие в школьных конкурсах и олимпиадах;
Программа состоит из трёх разделов:
- Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества)
- Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный)
- Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектам
Тематическое планирование
1 класс
№ задания
1
Тема
Кол-во часов
2
Кто я? Моя семья.
3
1
Чем я люблю заниматься. Хобби.
1
О чем я больше всего хочу рассказать.
4
Как собирать материал?
1
Выбор темы проекта.
1
Твои помощники. Этап.
5
Повторение. Давай вспомним.
6
1
Проблема.
7
1
8
Проблема. Решение проблемы.
1
9
Гипотеза. Предположение.
10
1
Гипотеза. Играем в предположения.
1
Цель проекта.
11
Задача проекта.
12
1
1
Выбор нужной информации.
13
14
Интересные люди - твои помощники.
1
Продукт проекта.
1
15
Виды продукта. Макет.
1
16
Повторение пройденных проектных понятий.
17,18
1
1
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
19,20
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
21
2
Выступление перед знакомой аудиторией.
22,23
2
1
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.
24
25,26
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
2
1
27
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
2
Повторение. Давай вспомним.
28
1
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
29
1
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
30
1
31
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.
1
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта.
32,33
1
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
2
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Методы диагностики образовательного
результата
Наблюдение;
Тестирование;
Анкетирование;
Метод рефлексии;
Диагностическая беседа;
Метод контроля;
Собеседование;
Анализ исследовательской и проектной работы учащихся;
Игры-викторины;
Собеседование.
Перспективы развития профессиональной деятельности
В связи с внедрением ФГОС целью своей профессиональной деятельности, в соответствии со стратегией развития школы, ставлю формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности, внедрение социальных практик.
Пути самосовершенствования: использование в во внеурочной деятельности технологий решения проектных задач, исследовательской деятельности; модернизация профессионального опыта; владение навыками планирования, анализа, самооценки собственной деятельности в рамках профессионального модуля; самоосмысление, выражающееся в осознании своих потребностей, возможностей, интересов.
Для достижения поставленной цели необходимо: постоянное повышение профессиональной компетентности, самообразование; включение обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность, участие в очных и дистанционных проектах , конкурсах, мастер – классах, конференциях; участие в профессиональных конкурсах, семинарах, вебинарах;