Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2
рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
ПРИНЯТО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ ООШ №2 р. п. Хор |
______Н.С.Джуляк | ________Г.П. Федичкина | ________ Л. В. Чегодаева |
Протокол № 1 от «29» августа 2019 г. | «30» августа 2019 г. | Приказ от 30.08.2019 г. № 395а/п |
Рабочая программа
Наименование курса внеурочной деятельности «Технология моды» |
|
Класс 5-9 |
|
Уровень общего образования основное |
|
Учитель Ушакова Анна Анатольевна |
|
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2019-2020 |
|
Количество часов по учебному плану: 5 класс - 34 часа в год; в неделю 1 час; 6 класс - 34 часа в год; в неделю 1 час, 7 класс - 34 часа в год; в неделю 1 час; 8 класс - 34 часа в год; в неделю 1 час; 9 класс - 34 часа в год; в неделю 1 час |
|
|
Рабочую программу составил (а) Ушакова А.А. |
подпись расшифровка подписи расшифровка подписи |
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Технология моды»
В результате освоения курса обучаемые получают возможность:
познакомиться:
- с назначением и технологическими свойствами материалов применяемых в различных видах рукоделия;
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
-с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов;
-с направлениями моды;
- с цветовым сочетанием и пропорциями.
выполнять трудовые операции и работы:
-рационально организовывать рабочее место;
-читать и составлять технологическую документацию;
-находить необходимую информацию в различных источниках;
-выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
-проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-распределять работу при коллективной деятельности;
-соблюдать безопасные приемы труда и правилами пользования ручными инструментами;
-выбирать сырье, материалы для выполнения работ;
-в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
-выполнять расчет расхода материалов на изделие;
-создавать собственный вариант модели.
Формирование универсальных учебных действий
В сфере личностных универсальных учебных действий
у обучающихся будут сформированы:
-учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических, творческих работ;
-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерий успешности деятельности;
-заложены основы социально – ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
обучающиеся получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-осознанных, устойчивых, эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
обучающиеся научатся:
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы в исполнение действий как по ходу реализации, так и в конце;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся научатся:
-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным объектам декоративно – прикладного искусства;
обучающиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
-понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
-более углубленному освоению понравившегося ремесла.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
обучающиеся получат возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве, отличные от собственной, позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1.Образовательный модуль «Композиция костюма» 2.Образовательный модуль «Конструирование и технология»
3.Образовательный модуль «Сценическое движение»
На внеурочные занятия образовательного модуля «Композиция и дизайн костюма» отводится 66 часов.
Модуль предполагает многоуровневые задания, объединяющие знания по нескольким учебным предметам: изобразительному искусству, технологии ведения дома, мировой художественной культуре, при выполнении которых складываются в единое целое идеи новых образов и моделей коллекции. В своем содержании модуль раскрывает секреты моды, наше к ней отношение, учит различным методикам самопознания через одежду, умению манипулировать ею для коррекции своей фигуры, что способствует созданию своего индивидуального образа и поиску собственного стиля. Направлен на создание творческих коллекций в соответствии с направлением моды и тематической задумкой.
Темы: Происхождения термина «дизайн». История становления и эволюции дизайна. Теоретические концепции зарубежного и отечественного дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт - дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д.
Практическая работа «Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления»
Общие сведения из истории развития одежды. Одежда первобытного человека, ее основные функции. Краткая история кроя. История появления костюма. Украшение и разрисовка тела как составляющая часть костюма. Одежда, костюм, мода и их характеристика.
Практическая работа «Эскиз разрисовки тела, как составляющая часть костюма»
Характеристика исторических периодов развития костюма.
Древнегреческий стиль: мужской и женский костюм в древности, особенности членения одежды, пропорции «золотого сечения». Характеристика костюма Древнего Рима, Особенности цветового решения. Готический стиль и его особенности. Костюм эпохи Возрождения. Стиль барокко и его характеристика. Стиль классицизма и его характеристика. Практическая работа Мини – проект: «Выполнение исторического костюма на куклу» Возникновение высокой моды. Закономерности развития моды. Прогнозирование моды.
«Высокая мода от кутюр». Знаменитые дома моды и Кутюрье.
Зарождение и развитие марок (брендов) и домов моды. Использование исторических источников в создании модной одежды. Типы коллекций одежды. Высокая (от кутюр) и промышленная (прет -а- порте) мода. Ведущие современные зарубежные и российские дизайнеры одежды.
Практическая работа «Создание эскизов коллекции одежды»
На внеурочные занятия образовательного модуля «Конструирование и технология» отводится наибольшее количество часов - 98 часов. Это обусловлено спецификой этого модуля в образовательном пространстве Юного модельера - именно здесь реально воплощаются в жизнь все идеи и задумки, совершенствуется мастерство исполнения. В этом модуле осуществляются межпредметные связи учебных предметов «Технология ведения дома» и «Черчение». Модуль содержит сведения о технологических процессах изготовления швейных изделий: конструирование, моделирование, раскрой, соединение деталей и узлов, влажно-тепловая обработка, отделка, реализуемых внутрипредметными связями «Технологии ведения дома», а именно, его разделами «Графика», «Конструирование и моделирование», «Создание изделий из текстильных материалов». Технология соединения узлов и отдельных деталей, их сборка в изделии составляют основу обучения учащихся шитью. Именно овладение учащимися наиболее важными технологическими операциями при создании коллекций, является целью данного предмета.
Классификация одежды по половозрастному признаку, использованию в сферах деятельности человека, сезону и виду материала. Характеристика бытовой одежды. Спортивная одежда и ее особенности. Производственная одежда и требования к ней. Форменная одежда и ее разновидности.
Практическая работа «Создание эскизов форменной одежды»
Стиль в моде. Связь костюма со стилем эпохи. Виды и характеристика основных стилей. Индивидуальность в моде. Практические рекомендации по созданию индивидуального стиля. Эклектика. Мини – словарик по современным стилям.
Практическая работа «Выполнение эскизов моделей различных стилей одежды, подбор моделей одежды с учетом индивидуальных особенностей». Конструирование. Снятие мерок.
Профессия художник-конструктор. Правила снятия мерок, определение размера одежды. Работа с инструкцией по пошиву изделий: предлагаемые ткани и расход; изготовление выкроек; последовательность технологической обработки изделия; припуски на швы; план экономичной раскладки выкроек на ткани.
Практическая работа «Снятие мерок определение размера одежды. Изготовление выкройки из журнала».
Принципы моделирования. Профессии, занимающиеся моделированием. Приемы художественного моделирования.
Практическая работа « Моделирование изделия»
На внеурочные занятия образовательного модуля «Сценическое движение» отводится 16 часов, так как выполнение упражнений разминки и практических заданий по темам «Дефиле» предполагает высокую физическую нагрузку и эмоциональное переживание. Модуль предназначен для демонстрации одежды, показа достоинства модели, её линий, кроя, формы, силуэта, конструкций, отдельных частей костюма, функциональности модели. Учащиеся осваивают технику владения своим телом; пространством, координацией движений, учатся работать в паре, в группе, вырабатывают красивую и правильную осанку, закрепляют её, учатся перевоплощаться в новый сценический образ.
Практика. Подготовка изделий к показу. Подбор музыки, постановки. Показ коллекции Подведение итогов, награждение воспитанников.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/ п | Название модуля, разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Прак- тика |
| 1.Композиция и дизайн костюма | 7 | 4 | 3 |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Понятие моды. Работа с журналами мод | 1 | 1 | - |
| 1 | 1 | - |
| «Источник вдохновения» | 2 | - | 2 |
2 | Современные тенденции моды. Осень - Весна 2019-2020 г | 1 | 1 | - |
3 | Виды эскизов | 1 | 1 | - |
4 | Создание творческого эскиза | 1 | - | 1 |
| 2. Конструирование и технология Творческая мастерская | 25 | 3 | 22 |
5 | Игра «Я - модельер» | 2 | 1 | 1 |
6 | «Ниточная страна» | 1 | - | 1 |
7 | Игра-путешествие «Модницы» | 1 | - | 1 |
| Работа над творческим проектом | 2 | | 2 |
8 | Экскурсия в ателье пошива одежды | 1 | - | 1 |
9 | Приемы и правила создания сценического костюма | 2 | - | 2 |
| Основы композиции | 1 | 1 | - |
10 | «Юный портняжка» Практическая работа. Изготовление костюма из поделочного и инертного материала | 10 | - | 10 |
11 | Влажно-тепловая обработка. | 2 | 1 | 1 |
11 | Примерочная. Изменения, исправления дефектов | 2 | - | 2 |
12 | Предварительный просмотр дизайнерского костюма | 1 | - | 1 |
| 3.Сценическое движение | 2 | | |
13 | Дефиле. | 2 | - | 2 |
| | 34 | 7 | 27 |
6 класс
№ п/п | Название модуля, разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практик а |
| 1.Композиция и дизайн костюма | 12 | 5 | 7 |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Выставка работ. Демонстрация моделей модных изделий. | 2 | 1 | 1 |
2 | «Источник вдохновения» Работа с журналами мод. Отражение моды в искусстве | 1 | - | 1 |
3 | Современные тенденции моды. Осень- Весна. Понятие «источник вдохновения» в проектной деятельности | 1 | 1 | |
4 | Экскурсия в ателье пошива одежды | 1 | 1 | - |
5 | Приемы и правила сценического костюма | создания | 2 | 1 | 1 |
6 | Основы композиции | 2 | 1 | 1 |
7 | Творческая мастерская. творческих эскизов | Создание | 2 | - | 2 |
8 | Игра «Я -модельер» | 1 | -- | 1 |
| 2. Конструирование и технология. Творческая мастерская технология | 20 | 4 | 16 |
9 | Конструирование выбранной модели. | 2 | - | 2 |
10 | «Ниточная лаборатория» | 1 | - | 1 |
11 | Игра-путешествие «Модницы» Работа над творческим проектом | 2 | 1 | 1 |
12 | «Юный портняжка» Практическая работа. Изготовление костюма из поделочного и инертного материала | 11 | 2 | 9 |
13 | Влажно-тепловая обработка. | 2 | 1 | 1 |
14 | Примерочная. Изменения, исправления дефектов | 2 | - | 2 |
| 4.Сценическое движение | 2 | | |
15 | Предварительный дизайнерского костюма | просмотр | 1 | - | 1 |
16 | Дефиле. | 1 | - | 1 |
| | 34 | 9 | 25 |
класс
№ п/ п | Название модуля, разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практик а |
| 1.Композиция и дизайн костюма | 12 | 7 | 5 |
1. | Вводное занятие. Демонстрация моделей прошлого сезона. Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2. | Требования к одежде. Модные тенденции сезонов. | 1 | 1 | |
3. | История костюма. Основные этапы развития истории костюма. | 1 | 1 | - |
4. | Стиль. Силуэт. Покрой. Фасон. Мода. | 2 | 1 | 1 |
5. | Пропорции женской фигуры. Канон. | 2 | 1 | 1 |
6. | Цветовые сочетания. | 1 | | 1 |
7. | Эскизы моделей для создания коллекции | 2 | 1 | 1 |
8. | Мир тканей. Ассортимент тканей для выбранных моделей. | 2 | 1 | 1 |
| 2. Конструирование и технология Творческая мастерская | 18 | | |
9. | Творческая мастерская Виды ручных швов | 2 | - | 2 |
10. | Разнообразие машинных швов и их применение | 3 | - | 3 |
11. | Модельер –конструктор. Измерение фигуры. Чертежи основы. Использование готовых выкроек. | 4 | 1 | 3 |
12. | Швейный мир. Поузловая обработка отдельных деталей. | 9 | 1 | 8 |
| 4.Сценическое движение | 4 | | |
| Дефиле, подиумный шаг, стойки | 1 | - | 1 |
| Дефиле | 1 | - | 1 |
Защита проекта. | 1 | - | 1 |
Демонстрация отдельных моделей | 1 | - | 1 |
| | 34 | | |
класс
№ | Название модуля, разделов и тем | Кол-во часов | Теория | Практика |
| Композиция и дизайн костюма | 11 | 7 | 4 |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Интересные коллекции одежды сезонов Лето.Осень.Зима-Весна. Требования к одежде. Модные тенденции. | 1 | 1 | |
3 | Костюм – отражение человека и воспитание модой | 1 | - | 1 |
4 | Необходимые элементы образа через создание костюма. | 2 | 1 | 1 |
5 | Стиль. Силуэт. Покрой. Фасон. Мода. | 2 | 1 | 1 |
6 | Пропорции женской фигуры. Канон. | 1 | 1 | |
7 | Цветовые сочетания в композиции костюма | 1 | 1 | - |
8 | Эскизы моделей для творческого проекта | 2 | 1 | 1 |
| Конструирование и технология | 19 | 4 | 15 |
9 | Проектирование одежды | 2 | 1 | 1 |
10 | Лаборатория тканей | 2 | 1 | 1 |
11 | Творческая мастерская. Приемы работы на швейной машине .Виды швов и их применение. | 2 | 1 | 1 |
12 | Модельер – самая красивая профессия | 3 | - | 3 |
13 | Конструктор.Измерение фигуры. Чертежи основы. Использование готовых выкроек из журналов мод. | 3 | - | 3 |
15-20 | Портной.-закройщик. Приемы кроя. Швейный мир. Поузловая обработка отдельных деталей. | 7 | 1 | 6 |
| Сценическое движение | 4 | 1 | 3 |
21-22 | Дефиле, подиумный шаг, стойки. | 1 | 1 | |
23-24 | Развороты, повороты, перестроения. | 1 | - | 1 |
25-26 | Техника подиумного шага. | 1 | | 1 |
33-34 | Итоговое занятие. Дефиле | 1 | - | 1 |
Итого | | часа | |
9 класс
№ п/п | Название модуля, разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| 1.Композиция и дизайн костюма | 14 | 6 | 8 |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Выставка работ. Демонстрация моделей модных изделий. | 1 | 1 | |
2 | Работа с журналами мод. | 1 | - | 1 |
3 | Современные тенденции моды. Осень- Весна. | 1 | 1 | |
4 | Встреча с модельером. Видеоинтервью | 1 | 1 | - |
5 | Приемы и правила создания сценического костюма | 1 | 1 | |
6 | Основы композиции | 1 | - | 1 |
7 | Проектирование одежды | 1 | 1 | |
8 | Творческая мастерская. Создание творческих эскизов | 2 | - | 2 |
9 | «Я - модельер» | 1 | -- | 1 |
10 | Моделирование выбранной модели. | 1 | - | 1 |
11 | « Лаборатория тканей» | 1 | - | 1 |
12 | Игра-путешествие «Я-модель» Работа над творческим проектом | 2 | 1 | 1 |
| 2. Конструирование и технология Творческая мастерская | 16 | | |
13. | Модельер –конструктор. Измерение фигуры. Чертежи основы. Использование готовых выкроек | 2 | - | 2 |
14. | Портной, закройщик | 2 | - | 2 |
15. | Практикум. Изготовление костюма. | 3 | 1 | 2 |
16. | Последовательность выполнения ручных работ | 2 | - | 2 |
17. | Поузловая обработка выбранной модели | 7 | 1 | 6 |
| 4.Сценическое движение | 4 | | |
18 | Дефиле, подиумный шаг, стойки | 1 | - | 1 |
19 | Дефиле . | 1 | - | 1 |
| Защита проекта. | 1 | - | 1 |
| Демонстрация отдельных моделей | 1 | - | 1 |
| | 34 | | |
В процессе обучения используются различные формы занятий:
-игра;
практикум, итоговые занятия;
репетиции;
студийные конкурсы - конкурс мастерства, конкурс модельеров, конкурс авторских моделей,
конкурсы разных уровней, выступления;
просмотр показов известных дизайнеров и модельеров на Неделе моды – зрительская практика;
проведение мастер-классов по изготовлению модных аксессуаров;
посещение мастер-классов художников и дизайнеров, проводимых в рамках городских выставок декоративно-прикладного творчества;
фотосессия;
экскурсии;
участие в выставках.