СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа

МБОУ "Яблоневская ООШ"




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Секреты орфографии»

для 7«А» класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Жандарова Мария Николаевна

учитель русского языка и литературы




















2022 г.

п. Яблоневка


  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу «Секреты орфографии» для 7-х классов составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МБОУ «Яблоневская ООШ», плана воспитательной работы школы, а также:

  • Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.


Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив. Данный курс составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.

Данный курс – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.


Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.


Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.


Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.


Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

Актуальность введения в школе курса внеурочной деятельности по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа факультативного курса «Правила русской орфографии и пунктуации» (Трудные случаи орфографии).

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • задания творческого характера.

Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа с интернет - продуктами.


Цель курса:
  • повышение качества знаний по предмету,
  • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
  • поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.


Для реализации цели следует решить следующие задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;

  • развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;

  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;

  • внедрение ИКТ в обучение.

Курс «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Ожидаемые результаты:

  • овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

  • умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

  • овладение навыками решения заданий ОГЭ и ЕГЭ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультативного курса.


  1. Планируемые результаты изучения курса.


Личностными являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  3. способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;

  4. достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

- восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);

- восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными

видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

- понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

- способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

- отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию,

сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

- сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

- умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости

(сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

- определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

- соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

- владение монологической и диалогической формой речи;

- соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

- осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении;

- определение причин коммуникативных неудач;

- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

- участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;

  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;

  3. использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;

  4. владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются следующие:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны

знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;

  • отличать служебные части речи.


3.Содержание учебного предмета


Раздел

Содержание

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Виды деят-ти

Повторение изученного

Роль русского языка как средства общения в межнацио­нальном коллективе

Морфоло­гия

Правопи­сание имен существи­тельных.

Правописание имён прилагательных.

Правопи­сание гла­гола.

Правописание наречия.

Правописание местоимений.

Знаки пре­пинания в простом осложнен­ном пред­ложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

6

Беседа

Практикум

Письменные работы

Работа с текстом

Объяснитель­ный диктант

Заполнить таб­лицу «Части речи» своими примерам Деформиро­ванный текст. Диктант «Про­веряю себя»

Причастие

Понятие о причастии

Морфоло­гические и синтакси­ческие признаки причастий

Признаки прилага­тельного у причастия

Признаки глагола у причастия

Причастный оборот

Выделение причастного оборота на письме

Правописание НЕ с причастиями

Страдательные и действительные причастия

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий настоящего времени

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий настоящего времени

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий прошедшего времени

Правопи­сание Е-Ё после ши­пящих в суффиксах страда­тельных причастий прошедшего времени

Правопи­сание глас­ных перед Н и НН

Краткие причастия

Правописание НЕ с краткими причастиями

Правопи­сание НН в причастиях


7

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Выборочный диктант

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афо­ристичное оп­ределение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в обра­зе прилага­тельного»

Объяснительный диктант

Тест

Сообщение о причастии по плану

Объяснительный диктант

Составление таблицы «НЕ с причастиями»

Объяснитель­ный диктант

Работа по ин­дивидуальным карточкам

Выборочный диктант

Высказывание на лингвистическую тему. Со­ставление таб­лицы «Суффик­сы причастий»

Свободный диктант


Деепричастие

Деепричастие. Признаки глагола и наречия у дееприча­стия.

НЕ с дееприча­стием.

Дееприча­стный обо­рот.

Запя­тые при дееприча­стном обороте.

Дееприча­стия со­вершенного и несо­вершенного вида, их образова­ние.

Словооб­разование дееприча­стий. Употреб­ление дее­причастий в речи

2

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Конструирование предложений

Работа с де­формированным текстом.

Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану

Элементарный анализ художе­ственного текста, выявление особенностей употребления в нем дееприча­стий. Редакти­рование текста

Наречие

Понятие наречия. Правописание наречий.

Правописание приставок и суффиксов наречий.

НЕ с наречиями.

Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

Обобщение. Наречие.

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

7

Беседа

Практикум

Письменные работы

Работа с де­формированным текстом

Выборочный диктант

Редакти­рование текста

Служебные части речи

Служебные части речи. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) — что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.


6

Практикум

Тесты

Письменные работы

Распредели­тельный дик­тант. Творческое списывание.

Графический диктант. Конст­руирование предложений по схемам. Составление таб­лицы «Отличие союзов от других частей речи». Комменти­рованное письмо. Тест. Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДА­ВАЙТЕ. Предупреди­тельный дик­тант. Осложненное списывание. Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам. устное

высказывание на
основе таблицы о группах междометий.

Орфография, морфемика, морфология

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Корни с чередованием. Беглые гласные.

Орфограммы в приставках.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Орфограммы в суффиксах.

НЕ с разными частями речи.

6

Практикум

Тесты

Письменные работы

Диктант «Про­веряю себя». Тест. Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам. Работа с тек­стом, с отдель­ными предло­жениями, орфоэпическим словарём. Редакторская правка. Объяс­нить причину появления ошибок

Резерв


1




Тематическое содержание курса

п/п

Тема

Кол-во часов

Повторение изученного в 5-6 классах (6 часов)

1

Язык и речь. Дорога к письменности.

1

2

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.

1

3

Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.

1

4

Орфоэпия.

1

5

Морфемика и орфография.

1

6

Морфология и орфография. Глагол.

1

Причастие (7 часов)

7

Причастие.

1

8

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.

1

9

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.


10

Краткие причастия и их правописание.

1

11

Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

1

12

НЕ с причастиями.

1

13

Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного оборота.

1

Деепричастие (2 часа)

14

Деепричастие. Деепричастный оборот.

1

15

НЕ с деепричастиями.

1

Наречие (7 часов)

16

Наречие.

1

17

Правописание наречий.

1

18

Правописание приставок и суффиксов наречий.

1

19

К.З.НЕ с наречиями.

1

20

К.З.Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

1

21

Обобщение. Наречие.

1

22

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

1

Служебные части речи (6 часов)

23

Предлог как часть речи.

1

24

Правописание производных предлогов.

1

25

Союзы.

1

26

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.

1

27

Слитное и раздельное написание союзов.

1

28

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Орфография, морфемика, морфология (6часов)

29

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

1

30

Корни с чередованием. Беглые гласные.

1

31

Орфограммы в приставках.

1

32

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1

33

Орфограммы в суффиксах.

1

34

НЕ с разными частями речи.

1


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9)

УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку»

  • Сборник «Диктанты и изложения»

  • Тематические тесты

  • Диагностические работы

  • Пособие «Развиваем устную речь»

  • Дидактические материалы


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/

https://banktestov.ru/test/3674

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main»

https://media.prosv.ru/fg/#what


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!