СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Рукодельница"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53 г.Челябинска»

Россия, 454005, г. Челябинск, ул. Овчинникова, 4 тел. (факс) 268-26-98, E-mail: [email protected]










ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РУКОДЕЛЬНИЦА» 5 КЛАСС

Направленность: художественно-эстетическая, общекультурный уровень освоения

Сроки реализации: 35 часов

Возраст обучающихся: 12-13 лет












Составитель: Лаптева М. В.





Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Изделия декоративно-прикладного творчества органически сочетают в себе эстетически выразительные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы существует особенность - чем больше красивых и нужных вещей про­дают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповто­римые изделия.

Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Поэтому и отно­шение к народному искусству особенное. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.

Цель программы «Рукодельница» является формирова­ние творческих, эстетических способностей обучающихся путем создания ус­ловий для самореализации личности.

Задачи программы:

Воспитание уважения к народным традициям.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Развитие индивидуальных и творческих способностей.

Формирование технологической и художественной культуры.

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на год обучения. Отводится 1 час в неделю (35 часов за год).


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

Программа знакомит обучающихся с удивительным миром народного прикладного творчества. На занятиях девочки познакомятся с тряпичной куклой, которая была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне, народной вышивкой, её знаками и символами, научатся работать с тканью, выполнять художественную обработку кожи, изготавливать мягкие игрушки, поделки из муки и соли, которые в старину называли хлебосольки, природных материалов, нетрадиционных материалов, освоят ниточный дизайн.

Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, экскурсия, а также вы­полнение практических заданий.

Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.


Личностные, метапредметные и предметные резуль­таты освоения курса

внеурочной деятельности «Рукодельница»

Личностными результатами освоения обучающимися программы являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;

- выражение желания учиться и трудиться в промышлен­ном производстве для удовлетворения текущих и перспектив­ных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- становление самоопределения в выбранной сфере буду­щей профессиональной деятельности;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ре­сурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявление технико-технологического и экономическо­го мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- поиск новых решений возникшей технической или ор­ганизационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;

- отражение в устной или письмен­ной форме результатов своей деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энцикло­педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими её участниками;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро­вания и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и тех­нологиях создания объектов труда;

- владение способами научной организации труда, фор­мами деятельности, соответствующими культуре труда.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисципли­ны;

- обоснование критериев и показателей качества проме­жуточных и конечных результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и обо­рудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду;

- оценивание своей способности и готовности к пред­принимательской деятельности;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

- согласование своих потребностей и требований с по­требностями и требованиями других участников познаватель­но-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объ­екта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональ­ная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего мес­та с учетом требований эргономики и научной организации труда.

В коммуникативной сфере:

- публичная презентация и защита изделия, про­дукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при вы­полнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, приклады­ваемого к инструменту, с учетом технологических требова­ний;

- сочетание образного и логического мышления в про­цессе изготовления изделия.


Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного

искусства. История развития ремёсел, исторические корни, тради­ционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.

Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви­тие декоративно-прикладного искусства, его роль в организа­ции жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-приклад­ном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Работа с природными материалами (4 часа)

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие вос­приятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскур­сия в парк. Сбор различных природных материалов (за­нятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходи­мых для различных поделок. Гербарий. Этапы выполнения гербария.

Практические работы:

сбор природного материала для работы над аппликациями;

работа с гербариями «Лекарствен­ные растения нашего леса», «Полевые цветы»;

создание буке­та из сухих цветов, тематических композиций;

работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).

Работа с различными тканями (8 часов)

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки, тряпичной куклой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Выполнение ручных и машинных швейных работ.

Практические работы:

изготовление тряпичных кукол; освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швей­ной машине; выполнение ручных стежков; цветовое оформ­ление мягкой игрушки; изготовление мягкой игрушки.

Вышивка (4 часа)

Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Традиционная техника (художественная гладь, крест). Знания композиции, орнамента, цветоведения. Знакомство с основами дизайна и художественного оформления.

Практические работы:

Вышивание картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.

Работа с соленым тестом (5 часов)

Вид народного творчества - игрушки из соленого теста. Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Приготовление соленого теста. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделий. Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг.

Практические работы:

изготовление работ из соленого теста (цветы, медальоны);

оформление изделий ( раскрашивание);

изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки.

Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)

При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия. Нетрадиционные материалы такие как: пластиковая посуда и бутылки; упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, поролон, пенопласт интересны и вполне доступны в использовании.

Практические работы:

изготовление веера из пластиковых вилок;

изготовление тюльпана и розы из пластиковых ложек;

изготовление панно из пластиковой посуды и упаковочного картона.

Кожная пластика (5 часов)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров

Практические работы:

подготовка кожи к работе;

ра­бота над эскизом; подбор материала для работы;

оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.

Выставка-ярмарка (1 час)


Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа:

проведение выставки-ярмарки.

Тематическое планирование



№ п/п

Наименованиеразделов

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Виды декоративно- прикладного искусства

1

1

-

3

Работа с природными материалами

4

1

3

4

Работа с различными тканями

8

1

7

5

Вышивка

4

1

3

6

Работа с соленым тестом

5

2

3

7

Работа с нетрадиционными материалами

6

1

5

8

Кожная пластика

5

1

4

9

Выставка-ярмарка работ школьников

1

-

1


Итого:

35

9

26

Календарно - тематический план для 5 класса

№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведения

Вводное занятие (1 час)

1

Водное занятие

1

1



Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)

2

Основные виды декоративно-прикладного искусства

1

1



Работа с природными материалами (4 часа)

3

Экскурсия в парк

1


1


4

Гербарий. Этапы выполнения

1

1



5

Создание буке­та из сухих цветов

1


1


6

Оформление панно

1


1


Работа с различными тканями (8 часов)

7

Мягкая игрушка

1

1



8

Изготовление тряпичных кукол

1


1


9

ТБ со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швей­ной машине

1


1


10

Выполнение ручных стежков

1


1


11

Цветовое оформ­ление мягкой игрушки

1


1


12

Техно­логия кройки различных деталей мягкой игрушки.

1


1


13-14

Изготовление мягкой игрушки «котик»

2


2


Вышивка (4 часа)

15

История вышивки

1

1



16

Техника (художественная гладь, крест)

1


1


17

Композиция, орнамент

1


1


18

Вышивание картины (по желанию)

1


1


Работа с соленым тестом (5 часов)

19

Соленое тесто, способы приготовления

1

1



20

Изготовление изделия (игрушки, цветы)

1


1


21

Изготовление изделия

1


1


22

Тепловая обработка изделия

1

1



23

Оформление изделия (раскрашивание)

1


1


Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)

24

Нетрадиционные материалы и их обработка

1

1



25

История возникновения столовых приборов

1


1


26

Изготовление тюльпана

1


1


27

Изготовление веера

1


1


28

Изготовление розы

1


1


29

Оформление панно

1


1


Кожная пластика (5 часов)

30

Художественная обработка кожи

1

1



31

Техника изготовления деко­ративного изделия

1


1


32

Изготовление броши сувенира

1


1


33

Изготовление сувенира

1


1


34

Оформление тематического панно

1


1


Выставка-ярмарка (1 час)

35

Выставка изделий

1


1



Итого:

35

9

26




Учебно - методическая, информационная база

  1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.

  2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного мате­риала / Э. К. Гульянц. — М., 1991.

  3. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010

  4. «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.

  5. Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 1997.

  6. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997.

  7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2009

  8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.

  9. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 5 класс / Саратов : «Лицей», 2008.

  10. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 5–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2000.

  11. Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2000.


Ресурсы интернета:

http://festival.1september.ru/

hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360

ttp://www.openclass.ru/lessons/48792

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/

http://www.sdelaet.ru/?page_id=72

http://www.my-plants.ru/2008/07/ampelnye-rasteniya/ http://www.disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!