СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Ритмика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спoртивнo-oздoрoвительнoе направление

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Ритмика"»



ПРOГРАММА

ВНЕУРOЧНOЙ ДЕЯТЕЛЬНOСТИ

«РИТМИКА»

Спoртивнo-oздoрoвительнoе направление



Для oбучающихся 1-4 классoв

Срoк реализации прoграммы 4 гoда



































Содержание

Введение……………………………………………………………………......… 3

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе»……………………………...……. 5

Содержание программы внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе»………………………..………………..….……. 8

Примерное тематическое планирование программы внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе»………………………...21

Первый год обучения………………………………………….……………….. 21

Второй год обучения………………………………………….………………... 22

Третий год обучения…………………………………………….………………23

Четвертый год обучения……………………………………………………….. 24

Общие методические подходы к преподаванию ритмики……………………25

Планируемые результаты………………………………………….…...……… 28

Литература……………………………………………………………………….30




















Ритм неограничен, и потому

возможности его физического

осуществления неисчислимы.

Э. Жак-Далькроз.



Введение.


Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза (1865 – 1950) получившие широкое распространение в начале XX века. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий – не только «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

За последние десятилетия динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Экономические трудности, растущая социальная напряженность, экологические проблемы напрямую влияют на подрастающее поколение. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни ребенка. Недостаточная двигательная активность детей в школе делает занятия ритмикой просто необходимыми.

Ритмические упражнения оказывают влияние на весь психофизический облик ребенка, создают правильные моторные привычки, укрепляют память, сосредоточенность и распределение внимания, стимулируют творческую фантазию . Нервная система, как и мускулатура, поддается развитию, поэтому ребенок, владеющий чувством ритма, будет лучше петь, танцевать, овладевать знаниями (ритм является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры).

Всем занятиям, творческим процессам также присущ определенный ритм. Ребенок, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии и творческий или учебный процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения.

С целью разрешения проблемы снижения двигательной активности детей, активизации музыкального восприятия через движение разработана программа внеурочной деятельности «Ритмики в начальной школе».

В основе предлагаемой программы лежит авторская концепция внеурочной деятельности младших школьников.

Программа построена на основе интеграции различного по содержанию музыкального материала, основ танца, гимнастики, акробатики и хореографии.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего школьного возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, пробуждая оптимизм, чувство уверенности в себе, умение взаимодействовать, строить партнерские отношения. Дети получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, благодаря этому обогащается эмоциональная сфера учащихся, расширяется музыкальный кругозор, повышается общая культура и жизненный тонус ребенка.


















Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе».


Программа внеурочной деятельности «Ритмика в начальной школе» рассчитана на выпускников начальной школы и предназначена для реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основная цель программы – формирование у учащихся чувства ритма, развитие координации между нервной и мускульной деятельностью, повышение общей музыкальной культуры, гармонично развитого тела через танцевальные упражнения и изучение элементарной теории музыки.

Задачи программы:

  • формирование музыкально – ритмической грамотности, эмоционально – осознанного отношения к музыке, чувства ритма, внутреннего слуха, координации.

  • совершенствование качества движений, их ритмичности и координированности, пластичности и выразительности, свободы, легкости и изящества.

  • развитие художественно – творческих способностей, самостоятельности, инициативы, товарищества, творческой активности и фантазии.

  • сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Срок реализации программы «Ритмики в начальной школе» 4 года. Программа рассчитана на детей 6-11 лет, в группах могут заниматься мальчики и девочки. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).

Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и предусматривает постепенное усложнение теоретического и практического материала.

Дети 1-го года обучения осваивают простейшие танцевальные шаги, несложные ритмические упражнения, учатся выполнять несложные пляски и упражнения с музыкальным сопровождением. Большое внимание уделяется формированию правильной осанки и общей физической подготовке.

2-ой год обучения предусматривает освоение основ музыкальной грамоты и ритмической гимнастики, элементы ритмических движений на основе гимнастики и танца, изучают приемы страховки и самостраховки, гигиенические основы, выполняют более сложные танцевальные композиции.

3-ий год обучения характеризуется изучением истории танца, дети усваивают терминологию партерного и классического экзерсиса, учатся самостоятельно составлять комплексы ритмической разминки, участвуют в постановке музыкальных игр, разработке показательных выступлений.

4-ий год обучения включает выполнение движений ритмического танца, движений с предметами, совершенствование техники выполнения танцевальных элементов и акробатических упражнений, комбинирование танцевальных элементов эстрадного и пластического танца и согласование их с музыкой, слушание и определение характера музыки, активное участие в концертах, конкурсах, смотрах и фестивалях.

Для успешного проведения занятий ритмикой необходим хорошо освещенный спортивный зал, оборудованный гимнастическими стенками, матами, аудиомагнитофоном с тематической фонотекой; спортивным оборудованием; скакалками; мячами; обручами; костюмами для показательных выступлений.

Для максимального раскрытия творческих способностей детей педагогу необходимо обеспечить создание благоприятных условий сотрудничества и организации совместной деятельности, доброжелательной творческой обстановки на занятиях.

Параллельно с обучением детей, педагогу необходимо поддерживать связь с родителями.

Проводятся организованные родительские собрания, совместная разработка и изготовление костюмов для выступлений. При проведении показательных выступлений, экскурсий родители становятся активными участниками и приглашаются на открытые занятия.

Результативность работы по программе «Ритмика в начальной школе» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма.

Содержание программы «Ритмика в начальной школе» предоставляет широкие возможности для дифференцированного подхода к учащимся, вовлечение их в активную творческую деятельность.





































Содержание программы внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе»


Приведенное в программе распределения часов на изучение тем нужно рассматривать как примерное.

В зависимости от физической подготовленности учащихся, их интереса к занятиям ритмикой, от условий работы в данной группе учитель может распределять по собственному усмотрению количество часов для изучения отдельных тем.

1-ый год обучения

Вводное занятие (1 час)

Теория. Знакомство с целями и задачами обучения ритмикой. Беседа о своеобразии и истории ритмической гимнастики. Режим дня школьника. Инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения на занятиях, при подготовке к занятиям и после занятия. Причины травматизма. Схема зала.


Гигиенические основы (1 час)

Теория. Гигиена тела, одежды, обуви. Требования к обуви и одежде на занятиях ритмикой. Рациональное питание. Самоконтроль. Влияние занятий ритмикой на физическое и духовное развитие ребенка.


Азбука музыкального движения (12 часов)

Теория. Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая- медленная,

веселая - грустная.

Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с музыкой.

Такт и затакт.

Практическая часть. Танцевальный шаг, сохранение интервалов, остановка корпуса, позиции рук (подготовительная, первая, вторая, третья позиции), позиции ног (выворотные, невыворотные – первая, вторая, третья позиции).


Упражнения на формирование осанки (8 часов)

Практическая часть. Упражнения на проверку осанки; ходьба на носках; ходьба с заданной осанкой; ходьба под музыкальное сопровождение; комплексы упражнений на контроль осанки в движении; упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета, простейшее жонглирование, комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.


Упражнения на развитие гибкости (7часов)

Практическая часть. Ходьба в приседе. Наклоны вперед, назад, вправо, влево. Выпады и полушпагаты; высокие махи поочередно и попеременно правой и левой ногой; широкие стойки на ногах; комплексы общих гимнастических упражнений, включающие максимальное сгибание туловища; текстовые упражнения по оценке гибкости и подвижности; индивидуальные комплексы гимнастических упражнений под музыку на развитие гибкости.


Упражнения на развитие координации и синхронности (7 часов)

Практическая часть. Ходьба по гимнастической скамейке; воспроизведение заданной позы; жонглирование малыми предметами; синхронные упражнения; преодоление простых препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезания; упражнения на переключения внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие; синхронное выполнение ритмических упражнений; синхронное упражнение типа «Ласточка»; передвижения на носках с поворота и подскоком.


Ритмические упражнения (9 часов)

Практическая часть. Упоры (присев, лежа, согнувшись); седы (на пятках, углом); шаги подскоки, притопы; группировка, перекаты в группировке; стойка на лопатках и плавный перекат; кувырок вперед с вставанием на ноги; танцевальные и хореографические элементы, прыжки.


Элементы ритмических движений на основе гимнастики и танца (9 часов)

Теория. Сюжеты и темы танцев. Особенности движений.

Практическая часть. Характерные положения рук в сольном, групповом исполнении. Шаги: простой, переменный, притоп, припадание на месте, «Ковырялочка». Подготовка к присядке. Легкие прыжки с обеих сторон с одновременным сгибанием. Ходьба в полу приседе. Притопы в полу приседе. Движения верхней части корпуса (руками, головой, туловищем)


Несложные пляски и упражнения с музыкальным сопровождением (7 часов)

Теория. Знакомство с музыкально – танцевальными видами русского народного фольклора.

Практическая часть. Танцевальные игры: «Пляска матрешек», «Жучки», «Антошка» (разучивание и исполнение).


Культурно – массовые мероприятия воспитательного характера, экскурсии (5 часов)

Теория. Различные виды бесед об искусстве, экскурсии, прослушивания музыкальных произведений, анализ с целью передачи характера музыки в движении.

Практическая часть. Оформление альбомов из зарисовок костюмов и причесок для будущих выступлений.




Итоговые занятия (2 часа)

Практическая часть. «Спортивный фестиваль». Закрепление танцевально – ритмических упражнений с предметами. Сюжетные эстафеты с музыкальным сопровождением.

2-ой год обучения

Вводное занятие (1 час)

Теория. Беседа о целях и задачах занятий ритмикой второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Необходимость соблюдения правильной организации занятий. Режим занятий. Введение понятий: страховка, проводка, (по движению), самостраховка.


Гигиенические основы (1 час)

Теория. Гигиена тела, одежды, обуви. Режим. Питание. Самоконтроль. Влияние занятий ритмикой на физическое и духовное развитие ребенка. Вредные привычки, их отрицательное воздействие на растущий организм.


Основы музыкальной грамоты (8 часов)

Теория. Средства музыкальной выразительности. Ритм. Тем. Динамика. Правила слушания и анализа музыкальных произведений.

Практическая часть. Закрепление понятий танцевальный шаг, сохранение интервалов, позиции рук, позиции ног, характер движений.


Основы ритмической гимнастики (11 часов)

Теория. Знания и навыки. Специфика ритмических упражнений. Из истории ритмики.

Практическая часть. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата младшего школьника (комплекс гимнастических упражнений). Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренных суставов. Практические занятия гимнастикой (пространственные упражнения – повороты на месте, продвижение на углах, продвижение по кругу, танцевальные шаги в образах животных).


Танцевально – ритмические композиции, ритмический рисунок (10 часов)

Теория.

Понятие музыкально – двигательного образа.

Темп движений. Характер и динамика движений. Форма и фразировка. Метр.

Практическая часть. Выполнение ритмического рисунка в разных формах. Ходьба на каждый счет и через счет. Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта. Выполнение ходьбы, бега, движения туловища в различном темпе.


Упражнения на формирование осанки (8 часов)

Практическая часть. Упражнения на проверку осанки, ходьба на носках, стойка у стены с касанием, ходьба с заданной осанкой, ходьба под музыку, упражнения на укрепление и коррекцию мышечного корсета, жонглирование на ограниченной опоре, упражнения с чередованием нагрузки на отдельные участки тела.


Упражнения на развитие гибкости (5 часов)

Практическая часть. Наклоны. Упоры. Полушпагаты. Шпагаты. Пружинящие покачивания в полушпагате. Пружинящие наклоны, держась руками. Свободные махи ногами. Наклоны назад из стойки на коленях. Глубокие наклоны вперед.


Упражнения на развитие координации и синхронности (6 часов)

Практическая часть. Ходьба по гимнастической скамейке. Воспроизведение заданной позы. Жонглирование. Синхронные упражнения. Стойки на предплечьях. Приседы с захватом ног. Бег назад. Кувырки с фиксацией. Сгибания и разгибания туловища с возрастающей амплитудой.

Ритмические упражнения (5 часов)

Практическая часть. Приставной шаг. Шаг галопа. Переменный шаг. Шаг польки. Шаг вальса. Танцевальные и хореографические элементы.


Элементы ритмических движений на основе гимнастики и танца (6 часов)

Теория. Сюжеты и темы танцев. Особенности движений. Эмоциональная окраска движений.

Практическая часть. Скачок. Закрытый и открытый прыжки. Повороты на 2 ногах. Повороты на 1 ноге. Присядка. Притопы. Движения верхней части корпуса. Закрепление видов шагов (приставной, переменный, галопа, вальса, польки).


Культурно - массовые мероприятия воспитательного характера, экскурсии (5 часов)

Практическая часть. Беседы об искусстве. Знакомство, анализ музыкальных произведений. Зарисовки костюмов, причесок. Игра – конкурс «Клуб знатоков искусства». Экскурсии на концерты, в музей.


Показательное выступление (2 часа)

Практическая часть. Танцевально – ритмические композиции к детским песням «Музыкальный калейдоскоп». («Пластилиновая ворона – образно-игровая композиция с элементами ритмики, танца, бега, прыжков»; Песенка черепахи» – сюжетно-ролевая композиция с использованием различных видов шагов, танцевальных элементов; «Голубой вагон» - танец с флажками»).







3-ий год обучения

Вводное занятие (1 час)

Теория. Цели и задачи занятий ритмикой третьего года обучения. Специфика безопасности при выполнении упражнений. Навыки движения по залу. Страховка. Самостраховка. Организация и дисциплина на занятиях.


Гигиенические основы (1 час)

Теория. Гигиена тела, одежды, обуви. Самоконтроль и самомассаж. Ведение дневника самоконтроля. Беседа «Искусство быть здоровым», Закаливание.


Основы ритмической гимнастики (7 часов)

Практическая часть. Ходьба и бег. Мягкий шаг. Острый шаг. Широкий бег. Тренировка суставно-мышечного аппарата младшего школьника. Упражнения на выворотность, осанку, крепость суставов. Занятия гимнастикой (пружинные движения руками, пружинные движения ногами, волнообразные движения туловищем, целостная волна, махи руками, ногами, прыжки).


История танца (3 часа)

Теория. Знакомство с историей танца по иллюстрациям, фотоальбомам. Беседа. «Появление и развитие искусства танца».


Элементы национальных и современных танцев (7 часов)

Практическая часть. Элементы русского танца (хороводы, пляски, кадрили, хлопки ладонью, присядка, каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг). Элементы украинского танца (перепады в присяде с левой ноги на правую, удар одной ногой о другую во время подскока, «Ковырялочка»). Элементы молдавского танца (шаги в круге, руки на плечах, скачки). Элементы белорусского танца (прыжки с переступанием на месте, подскоки с продвижением назад). Элементы современного танца (импровизация шагов в определенном темпе с задействованием рук).


Пляски и упражнения с музыкальным сопровождением (6 часов)

Практическая часть. Танцевальная композиция «Полька», «Фигурный вальс», «Гопак», «Казачок», «Калинка», «Барыня».


Музыкальные игры (5 часов)

Теория. Изучение правил музыкальных игр.

Практическая часть. Игры: «Быстро по местам», «Запомни мелодию», «Узнай регистр», «Ритмическая эстафета», «Рывок за мячом».


Общефизическая подготовка (6 часов)

Практическая часть. Строевые упражнения (построение, перестроение в шеренги и колонны; выполнение строевых команд (передвижение по залу с сохранением интервалов, в обход, противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали). Бег, прыжки, подскоки, прыжки через скакалку, прыжки через обруч, упражнения на мышцы спины и брюшного пресса, на силу рук, на дыхание, координацию движений, эстафеты с ритмическими элементами.


Акробатическая подготовка (6 часов)

Практическая часть. Кувырки вперед и назад. Кувырок назад с переходом в полушпагат. Стойки на лопатках с переворотом в полу шпагат. Растяжка на шпагатах. «Березка». Упражнение «мост» из положения лежа.


Танцевальные основы (8 часов)

Теория. Закрепление знаний о схеме зала. Правильная осанка (стойка без напряжения; голова прямо; ноги слегка отведены назад; живот и таз подтянуты; руки вдоль туловища). Правильная походка (стопа перекатывается с пятки на пальцы, при этом тяжесть тела распределяется равномерно). Техника выполнения поклона; танцевальных шагов; пружинных движений, поворотов, упражнений с передвижениями.

Практическая часть. Отработка танцевальных движений.


Хореография (12 часов)

Теория. Понятие классического экзерсиса как фундамента танца. Партерный экзерсис. Последовательность выполнения движений классического экзерсиса. Знакомство и изучение пяти позиций ног. Знакомство с терминологией классического экзерсиса.

Практическая часть. Партерный экзерсис (или упражнение на полу). Комплекс упражнений на развитие подвижности локтевого сустава; на напряжение и расслабление мышц тела; на развитие гибкости плечевых и поясничных суставов; на укрепление мышц спины; на укрепление мышц брюшного пресса; на улучшение гибкости коленных суставов; на развитие выворотности ног и танцевального шага. Изучение пяти позиций ног.

Первая позиция: ступни ног, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу.

Вторая позиция: сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на одну длину стопы.

Третья позиция: в том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.

Четвертая позиция: стопы параллельны друг к другу на расстоянии стопы. Позиции ног являются точной пропорцией, которая определяет расположение выворотных ног, их удаление или сближение, когда тело находится в состоянии покоя или в движении.

Пятая позиция: ступни закрывают друг друга – пятка одной ноги соприкасается с носком другой.

Изучение техники выполнения движений классического экзерсиса (батман тандю; дэми-плие; батман тандю с деми-плие; рон дэ жамб пар тэрр; дэми-рон дэ жамб пар тэрр;ку-дэ-пъе).

Культурно – массовое мероприятие воспитательного характера (4 часа)

Практическая часть. Конкурс-игра «Знатоки искусства». Семейный клуб «Зачарованные ритмом» Беседы. Сообщения об искусстве. Экскурсия в городскую школу танцев. Экскурсии на концерты, выставки, цирковые гастроли.


Показательные выступления (2 часа)

Практическая часть. Выступление на празднике, посвященному мамам с лучшими ритмическими композициями. Участие в концерте «День защиты детей»



4-ый год обучения

Вводное занятие (1 час)

Теория. Целевое ориентирование выпускника начальной ступени изучения ритмики. Совместная разработка планов показательных выступлений и их тематика. Инструктаж по технике безопасности. Страховка. Самостраховка.


Гигиенические основы (1 час)

Теория. Гигиена тела, одежды, обуви. Анализ и дальнейшее ведение дневников самоконтроля. Вредные привычки и их последствия. Влияние закаливающих и водных процедур на организм человека. Первая помощь при ушибах.


История танца (4 часа)

Теория. Беседы на темы: «История мирового балета». «Богатство русской хореографии». Танцовщики, балетмейстеры, хореографы прошлого и современности.



Танцевальные основы (10 часов)

Практическая часть. Повторение танцевальных шагов. Изучение переменного шага; разучивание подскока; соединение подскока с переменным шагом. Шаг с переступанием; переменный шаг с поворотом. Бег с отбрасыванием согнутой ноги назад; бег с поднятием согнутой ноги вперед. Изучение техники выполнения дробей (сильные и резкие удары об пол – полной стопой, полупальцами, каблуком).

Упражнения на выстукивание. Круговращения ног: круговращения стопы на полу, в воздухе. Изучение танцевальных движений: «Качалка», «Двойная веревочка», Приседы; волнообразные движения; пружинные движения; прыжки; повороты; упражнения с передвижением. Импровизированные движения.


Постановка ритмического танца (6 часов)

Практическая часть. Подбор и прослушивание музыкального произведения. Анализирование, определение характера музыки. Создание ритмического рисунка (прохлопывание). Комбинирование ранее изученных элементов в единую композицию. Выстраивание темпа, амплитуды движений. Отработка движений.


Общефизическая подготовка (6 часов)

Практическая часть. Строевые упражнения и перестроения; бег, прыжки, прыжки через скакалку, обруч, подскоки, упражнения на силу рук, на силу мышц спины и брюшного пресса, приседания, упражнения на координацию движения и на расслабление, подвижные игры, эстафеты.


Акробатическая подготовка (12 часов)

Практическая часть. Совершенствование техники выполнения изученных ранее акробатических упражнений. Изучение новых акробатических упражнений: кувырок с прыжка; упражнение «мост» из положения стоя; упражнение «арабеска» (стоя на одной ноге, вторую поднять вверх до положения «шпагат». Перевороты: Вперед с приземлением на обе ноги; назад махом одной ногой с приземлением на другую; назад толчком двух ног. Упражнение с предметами. Упражнения с мячом: махи и круги; спирали, восьмерки, выкруты. Упражнения с лентой: махи и круги; змейки, броски и ловля. Упражнения с обручем: броски и ловля, шпагат, наклон прогнувшись, повороты, выпады, подскоки, махи, круги.


Ритмика. Основы музыкальной грамотности (7 часов)

Теория. Ритм. Темп в музыке. Музыкально-двигательные образы. Согласованность движений с музыкой. Музыкальный и двигательный такт, размер такта. Влияние темпа музыкального произведения на интенсивность выполнения упражнений. Необходимость проведения разминки на занятиях ритмикой. Методики построения ритмической разминки.

Практическая часть. Упражнения на согласование движений с музыкой. Музыкально-ритмические игры. Разработка, составление и проведение комплексов разминки (педагогом и учащимися) с музыкальным сопровождением.


Хореография (7 часов)

Теория. Изучение терминов и техники выполнения упражнений классического экзерсиса (батман, батман тандю жетэ, батман фраппэ, батман девлоппэ, гранд батман жетэ, батман батри). Изучение четырех видов позы «арабеск».

Практическая часть. Совершенствование выполнения упражнений партерного экзерсиса. Повторение позиций ног. Отработка техники выполнения изученных ранее упражнений классического экзерсиса.




Музыкальные игры (5 часов)

Теория. Изучение правил музыкальных игр. Объяснение детьми собственных сценариев музыкальных игр.

Практическая часть. Игры: «Морские учения», «Бабочки на цветах», «Светлячки», «Веселые друзья».


Культурно – массовые мероприятия воспитательного характера, экскурсии (5 часов)

Практическая часть. Сообщения детей об искусстве. Семейный клуб Викторина. Посещение музеев, концертов, цирковых программ, концерты в подшефных детских садах.


Итоговое занятие (2 часа)

Практическая часть. Сюжетно-ролевая игра «Угадай мелодию» (определение характера музыки, подбор ритмических движений, импровизация). По итогам игры выдаются сертификаты об окончании начального курса ритмики.


Показательные выступления (2 часа)

Практическая часть. Выступления на Новогоднем празднике (ритмическая композиция); отчетный концерт «Прощание с начальной школой».
















Примерное тематическое планирование программы внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе»



Примерное тематическое планирование 1- й год обучения

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Общее число часов

1

Вводное занятие

1


1

2

Гигиенические основы

1


1

3

Азбука музыкального движения

6

6

12

4

Упражнение на формирование осанки


8

8

5

Упражнение на развитие гибкости


7

7

6

Упражнение на развитие координации и синхронности


7

7

7

Ритмические упражнения


9

9

8

Элементы ритмических движений на основе танца и гимнастики

2

7

9

9

Несложные пляски и упражнения с музыкальным сопровождением

2

5

7

10

Культурно-массовые мероприятия воспитательного характера, экскурсии

3

2

5

11

Итоговое занятие «Спортивный фестиваль»


2

2

Итого

15

53

68
























Примерное тематическое планирование 2-й год обучения

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Общее число часов

1

Вводное занятие

1


1

2

Гигиенические основы

1


1

3

Основы музыкальной грамоты

4

4

8

4

Основы ритмической гимнастики

2

9

11

5

Танцевально-ритмические композиции, ритмический рисунок.

3

7

10

6

Упражнения на формирование осанки


8

8

7

Упражнение на развитие гибкости


5

5

8

Управление на развитие координации и синхронности


6

6

9

Ритмические управления


5

5

10

Элементы ритмических движений на основе гимнастики и танца

2

4

6

11

Культурно – массовые мероприятия воспитательного характера.


5

5

12

Показательное выступление


2

2

Итого

13

55

68

























Примерное тематическое планирование 3- й год обучения



п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Общее число часов

1

Вводное занятие

1


1

2

Гигиенические основы

1


1

3

Основы ритмической гимнастики


7

7

4

История танца

3


3

5

Элементы национальных и современных танцев


7

7

6

Пляски и упражнения с музыкальным сопровождением


6

6

7

Музыкальные игры

1

4

5

8

Общефизическая подготовка


6

6

9

Акробатическая подготовка


6

6

10

Танцевальный основы

4

4

8

11

Хореография

4

8

12

12

Культурно-массовые мероприятия воспитательного характера. Экскурсии


4

4

13

Показательные выступления. «Мамин праздник» «Концерт ко дню Защиты детей»


2

2

Итого

14

54

68























Примерное тематическое планирование 4- й год обучения



п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Общее число часов

1

Вводное занятие

1


1

2

Гигиенические основы

1


1

3

История танца

4


4

4

Танцевальный основы


10

10

5

Постановка ритмического танца


6

6

6

Общефизическая подготовка


6

6

7

Акробатическая подготовка


12

12

8

Ритмика. Основы музыкальной грамотности.

4

3

7

9

Хореография

4

3

7

10

Музыкальные игры

1

4

5

11

Культурно-массовые мероприятия воспитательного характера. Экскурсии


5

5

12

Итоговое занятие «Угадай мелодию»


2

2

13

Показательные выступления. «Новогодний концерт». «Праздник прощания с начальной школой».


2

2

Итого

15

53

68

























Общие методические подходы к преподаванию ритмики.


Эффективность занятий ритмикой в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Так как изучаемый материал представлен в виде теоретической и практической частей, соответственно, при изучении теории предусмотрены следующие методы работы с детьми: беседы, чтение и обсуждение полученной информации, сообщения, просмотр кинофильмов, фотоматериалов, схем, движений, зарисовок костюмов и других. На занятиях практического характера при разучивании движений в ритмике применяют два метода показа: целостный и расчлененный. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные упражнения разучиваются отдельно без музыки, поэлементно. Все движения должны исполняться в левую и правую стороны, так как равномерная нагрузка способствует симметрии и гармонии движения. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально осваивать и тренировать движение в начале доминирующей рукой (ногой), а потом противоположной. Простые по координации движения показывать (зеркально), а сложные – спиной к детям. Форма организации занятий так же зависит от их типа. Теоретические занятия могут быть разнообразные: экскурсии; занятия и путешествия; клубы; викторины; занятия в классе или на свежем воздухе. Практические занятия, в целях сохранения здоровья детей предпочтительно проводить в специализированном спортивном зале. Большинство занятий ритмикой носят комплексный характер и включают материал разных тем, наиболее эффективной формой ритмического обучения является занятие. Оно строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть или разминка направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительностью до 5 минут, основная часть предполагает проработку различных мышечных групп и воздействия на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание и продолжительность основной части занятия ритмикой довольно вариативны, в зависимости от решаемых задач. Заключительная часть направлена на успокоение, и расслабление, содержит 2-4 упражнения на расслабление, растягивания, акцентирование на удлиненном вдохе. Продолжительность третьей части 5-7 минут. Общая продолжительность ритмикой 40-45 минут. При выполнении отдельных движений следует учитывать:

  1. все движения, в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;

  2. необходимо чередовать статические и динамические упражнения;

  3. следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;

  4. желательно свободное равномерное дыхание;

  5. движения желательно усложнять, чередуя медленный и быстрый темп.

Работа над программой внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе» дает учителю большие возможности по интеграции ритмического материала с материалом программ по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству.

Исключительно важное значение для занятий ритмикой имеет подбор музыки. Произведения должны быть разнообразными, соответствовать возрастным особенностям детей, тематике и задачам занятий. С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить работу со специальной терминологией, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний.

В течение года нужно организовать экскурсии и культурно-массовые мероприятия, что послужит разнообразию занятий, повысит культурный уровень и кругозор детей, усилит интерес и потребность в занятиях ритмикой. В конце года предполагаются итоговые занятия и показательные выступления, где дети смогут практически реализовать полученные знания. С третьего года обучения рекомендуется ввести индивидуальные дневники самоконтроля, где фиксируется тема занятия, интересные факты, достижения, трудности, пульс, характеристика самочувствия и индивидуальные рекомендации педагога. Ведение дневника является одним из условий освоения программы. Благодаря этому по мере прохождения учебного материала у занимающихся формируются объективные представления о собственных возможностях и способах самосовершенствования. Правильное и четкое ведение дневника делает его своеобразным руководством, необходимым ребенку для организации самостоятельных занятий ритмикой. Контроль за освоением учебного материала проводится в форме диагностики (в соответствии с разработанными педагогом показателями и критериями освоения обучающимся программы по годам обучения), тестирования, участия в концертах , показательных выступлениях.

Диагностика проводится в два этапа:

  1. Начальный (сентябрь, октябрь).

  2. Итоговый (апрель, май).

Содержание программы внеурочной деятельности младших школьников «Ритмика в начальной школе» предоставляет широкие возможности для дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.













Планируемые результаты

Выпускник научится: (личностные достижения)

  • способам решения познавательных задач путем поиска, отбора, анализа информации;

  • выражать художественно-творческие способности через ритмические движения;

  • взаимодействию, товариществу, инициативности, умению прийти на помощь;

  • стремиться к совершенствованию своих способностей, проявлять фантазию, уважать себя и других, верить в успех;

  • заботиться о сохранении и укреплении здоровья, знать основы формирования здорового образа жизни;

(межпредметные результаты)

  • осуществлять информационный поиск, собирать и выделять существенную информацию, анализировать музыкальные произведения и определять их характер;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, находить средства ее осуществления;

  • самостоятельно определять пульс, осуществлять характеристику самочувствия;

  • выделять главные, ценностные моменты занятия, заносить их тезисно в дневник самоконтроля, использовать информацию для самостоятельных тренировок;

  • сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

  • соблюдать правила безопасного поведения во время внеурочных и самостоятельных занятий;

(предметные результаты)

  • владеть основными знаниями об истории риторики, мирового балета, танцевального искусства;

  • четко знать и выполнять правила техники безопасности, страховки, самостраховки;

  • понимать значение основных терминологических понятий, используемых на занятиях ритмикой;

  • оперировать с моделями и схемами движений, самостоятельно разрабатывать простейшие схемы ритмических движений;

  • владеть основными навыками азбуки ритмических движений, техники выполнения акробатических упражнений, упражнений партерного и классического экзерсиса;

  • уметь составлять и проводить ритмическую разминку;

  • участвовать в составлении программы показательных выступлений;

  • играть в музыкальные игры, импровизировать, проектировать собственные музыкальные игры;

  • подбирать музыкальные произведения в соответствии с целями и тематикой выступлений;

  • совершенствовать качество движений, ритмичности, координированности, пластичности, выразительности, свободы и изящества через внеурочные и самостоятельные занятия ритмикой.













Литература


  1. Барышникова Т.А. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс Рольф. 1999.

  2. Иванова О.А., Шабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. – М.: Советский спорт, 1998.

  3. Кирсанов В. Спорт, музыка, грация.- М.: Физическая культура и спорт, 1984.

  4. Козлов А.А. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: акробатика. – М.: Владос, 2003.

  5. Колодаев С.Г. основы ритмической гимнастики. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Лисицкая Т.О. Гимнастика и танец. – М.: Советский спорт, 1998.

  7. Сивакова Д.А. Уроки художественной гимнастики. – М.: Физкультура и спорт, 1968.

  8. Собинов Б. путь к красоте. – М.: Молодая гвардия, 1990.

  9. Стругачев Н.П. ритмическая гимнастика. – М.: просвещение, 1984.

  10. Шипкалова Т. С. Двигаясь в ритм. – М.: Просвещение, 1986.






21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!