СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Религии России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Религии России"»



Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР И. о. директора

_________________________ МБОУ Черновской ООШ

Шустова Н.В. _______________________

Титова О.В.

Приказ №____от________





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Религии России

для 8-9 класса




Составлена на основе программы К.В. Романовского и др. «Религии России»

Н.Новгород : НИРО, 2014



















2021 г.


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса. В современной Рос­сии особую актуальность приобретает проблема духовно-нрав­ственного воспитания подрастающего поколения —- будущих граждан страны. В обществе возрастает социальный запрос на высоконравственную, духовно развивающуюся личность. Клю­чевая роль в решении этой проблемы отводится общеобразо­вательной школе, предметам общегуманитарного цикла. Од­ним из таких предметов является учебный курс, посвященный религиям России.

Курс «Религии России» разработан на основании положе­ний Конституции Российской Федерации, Федерального зако­на «О свободе совести и о религиозных объединениях», Феде­рального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта вто­рого поколения, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Предметом данно­го курса является история возникновения, развития и совре­менного состояния традиционных религий России, которые являются, как известно, одной из базовых национальных цен­ностей. Учебный курс «Религии России», таким образом, при­зван сыграть важную роль в духовно-нравственном развитии учащихся, в формировании базовых национальных ценностей в среде подрастающего поколения.

Учебный курс «Религии России» предназначен для учащих­ся 8—9 классов (по 34 часа в каждом классе) и занимает особое место в образовательном процессе основной школы. Он не ста­вит целью пропагандировать религиозную идеологию, приоб­щать учащихся к какой-либо религии или, напротив, форми­ровать у них атеистический взгляд на мир. По своему предмет­ному содержанию он является общеобразовательным, религио­ведческим и культурологическим курсом, рассматривающим ре­лигию как важную, неотъемлемую часть культурной, духовной жизни человека, человечества. Специфика его заключается в ком­плексном освещении исторических, мировоззренческих, куль­турологических, нравственных аспектов религий, распростра­ненных в России, их культовых и организационных особеннос­тей, влияния религиозных верований и традиций на культуру и менталитет народов страны. Находясь на стыке исторических и обществоведческих дисциплин, курс решает как познавательные задачи — информирует, знакомит учащихся с традицион­ными религиями страны, представляет исторически объектив­ный взгляд на роль и место их в жизни народов, так и воспита­тельные — способствует приобщению школьников к культур­ным и духовным ценностям многонационального российского народа, формирует уважительное отношение к обычаям и тра­дициям других народностей России. Воспитательный аспект, связанный с закреплением исторической памяти, сохранением культурного и нравственного наследия многонациональной России, является, пожалуй, доминирующим в учебном курсе.

В современных условиях глобализации и нарастания инфор­мационных вызовов курс «Религии России» создает условия для выработки способностей и навыков у учащихся правильно ори­ентироваться в мощном потоке социальной и духовной инфор­мации, осознанно противостоять лжедуховным и тоталитарным течениям, творчески решать возникающие проблемы нравствен­но-духовного характера, продуктивно выстраивать взаимоотно­шения с другими людьми разных конфессий.

Настоящий курс может содействовать сложному процессу самоидентификации личности, помочь подростку в поиске от­ветов на важнейшие мировоззренческие вопросы: кго я? каки­ми духовными ориентирами необходимо руководствоваться в жизни? какие духовные ценности были у российского народа в прошлом? каковы они сейчас? как жить людям различных кон­фессий в одной стране, в мире? В процессе изучения курса уча­щиеся узнают об основополагающих ценностях народов Рос­сии, познакомятся с их духовным опытом и духовным насле­дием и эти знания помогут им лучше понять современное рос­сийское общество, самоидентифицировать себя со своей духов­но-культурной общностью и культурной средой.

Цель курса: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации, определению своих ценностных приоритетов и нравственному совершенство­ванию на основе знаний о традиционных российских религиях, осмысления культурно-исторического и духовного опыта своей страны и человечества в целом.

Задачи курса:

- овладение учащимися знаниями о сущности традицион­ных религий России, их классификации, структуре, причинах и условиях возникновения и распространения в России,

пройденном российским народом духовно-историческом пути, современном состоянии религий, выдающихся деятелях рели­гиозных движений;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к сво­ему Отечеству — многонациональному и многоконфессиональ­ному, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократи­ческих ценностей;

- формирование у молодого поколения духовно-нравствен­ных ориентиров для культурной самоидентификации и нрав­ственного самосовершенствования;

- развитие способности учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о религиях Рос­сии, руководствуясь принципом историзма и духовно-нравствен­ными принципами;

- формирование у школьников умений применять истори­ческие и культурологические знания для осмысления сущности современных религий, в общении с людьми в современном по- ликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном об­ществе.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ Результатом изучения курса «Религии России» станет раз­витие у учащихся широкого крута компетентностей — социаль­но-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познаватель­ной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

- осознание своей гражданской, культурной, конфессиональ­ной идентичности;

- освоение духовно-нравственных традиций и ценностей со­временного российского общества;

- осмысление духовно-нравственного опыта предшествую­щих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного и конфессионального многообра­зия мира, уважение к культуре и религии своего и других наро­дов, толерантность;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, ду­ховному саморазвитию.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной ин­формацией (анализировать и обобщать факты, составлять про­стой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источ­ники информации, в том числе материалы на электронных но­сителях;

- способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллекгив- ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями о духовно-нрав­ственном пути народов своей страны и человечества как необ­ходимой основой для миропонимания и познания современно­го общества;

- способность применять понятийный аппарат историчес­кого, духовно-религиозного знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явле­ний прошлого и современного;

- умение изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и религиозных источников, раскрывая ее духовную и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в духовной сфере;

- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культур­ных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса «Религии России»'в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, пред­ставлениями, умениями.


1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых про­цессов, а также даты важнейших событий религиозной жизни России, мира;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в религиозной сфере.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий в религиозной сфере;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  1. Работа с историческими источниками религиозного содер­жания:

- читать историческую карту, использовать данные истори­ческой карты для характеристики мировых религий и тради­ционных религиозных конфессий России в различные истори­ческие периоды;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сход­ства и различия.

  1. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических и религиозных событиях, их участниках;

- характеризовать виды, формы, структуру религий, рели­гиозные течения, священные религиозные книги, религиозные праздники, религиозные процессы, исторические этапы духов­ного развития народов России, современное положение кон­фессий;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ного материала составлять описание религиозных объектов, па­мятников.

  1. Анализ, объяснение:

- различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты и общие явле­ния в религиозной жизни народов России;

- называть характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений в религиозной жизни народов Рос­сии;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических и религиозных понятий; I сравнивать исторические и религиозные события и явле­ния, определять в них сходства и различия;

» излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических религиозных событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

- приводить примеры оценки исторических религиозных событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в истории религий и давать их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять знания по курсу «Религии России» для раскры­тия причин и оценки сущности современных событий в рели­гиозной жизни России и мира;

- использовать знания по истории религий своего и других народов при общении в школе и внешкольной жизни как осно­ву диалога в много конфессиональной среде;

- способствовать сохранению памятников религиозного со­держания.



СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РЕЛИГИИ РОССИИ»


Тема 1. Религия в жизни человека.

Определение религии как социально-духовного явления. Вера в сверхъестественное - главный признак религии. Основные причины возникновения религии. Особенности религиозного сознания. Религиозная психология. Религиозная идеология. Религиозный культ. Религиозные организации. Компенсаторная, мировоззренческая, регулирующая функция религии.

Тема 2. Ранние формы религии. Источники изучения первобытных верований. Захоронения. Ритуальные изделия. Наскальные изображения. Причины возникновения религиозных верований.

Религиозные представления первобытной эпохи. Тотемизм - первичная форма религиозных представлений. Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы. Анимические верования и обряды. Духи природы. Духи умерших. Представления о загробном мире. Погребальные культы. Магия как попытка воздействовать на окружающий мир с помощью сверхъестественных сил. Фетишизм - вера в магические свойства предметов. Современные пережитки ранних форм религий.

Тема 3. Религии древних славян. Археологические и этнографические источники изучения религии древних славян. Фольклор. Византийские и арабские нарративные источники. Летописи. Христианские сочинения, направленные против язычества. Исторические условия возникновения религии у древних славян. Язычество как обожествление природы. Мифология человеческой судьбы. Календарные обряды и праздники. Общинные земледельческие культы. Боги древних славян. Язычество в древнерусском фольклоре. Языческие традиции и современность. от язычества к православию.

Тема 4. Иудаизм. Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Исторические условия возникновения. Основы вероучения. Единобожие. Догмат о богоизбранности евреев. Мессианизм. Священные книги. Культ. Организация. Исторические условия появления в России. Современное состояние.

Тема 5. Буддизм.

Исторические условия. Будда. Вероучение и культ буддизма. Карма. Сансара. Четыре великие истины. "Восьмеричный путь" спасения. Нирвана. Нравственные аспекты буддизма. Ахимса. Основные направления буддизма (хинаяна, махаяна). Исторические условия появления буддизма в России. Современное состояние буддизма в России.

Тема 6. Христианство.

Общественно-исторические причины возникновения. Идейные предпосылки. Христианские источники. Священное Писание христиан - Библия (Ветхий и Новый Завет). Иисус Христос и его учение. Социальная сущность христианства. Превращение христианства в мировую религию. Вселенские соборы. Догматика и культ.

Тема 7. Католицизм. Раскол христианской церкви. Исторические условия формирования католицизма.

Особенности вероучения, культа. Католическая догматика. Догматы о филиокве, чистилище, непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры. Священное Писание и Священное Предание. Церковная организация. Единый центр - Ватикан. Социальная доктрина католицизма. Католицизм в России.

Тема 8. Протестантизм.

Исторические условия возникновения протестантизма. Особенности вероучения и культа. Учение о спасении личной верой. Принцип священства всех верующих. Исключительный авторитет Библии. Основные течения протестантизма. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство. Баптизм. Адвентизм. Пятидесятники. Методизм. Протестантизм в России: история и современность.

Тема 9. Православие. Православие - восточное христианство. Его особенности и распространение. Принятие Русью христианства. Общественно-исторические причины христианизации Руси. Первые христианские общины на Руси. "Повесть временных лет" о выборе веры. Крещение Руси. Распространение христианства на территории Древней Руси. Проблема "доверия". Древнерусская литература и православие. Особенности православного вероучения и культа. Принцип соборности. Православные таинства, Обряды и богослужение. Праздники. Православные святые. Святые земли Нижегородской. Варнава Ветлужский. Макарий Унженский. Серафим Саровский. Монастыри и монашество на Руси. Храмостроительство. Основные этапы эволюции Русской православной церкви. "Киевский" период (990-1325). "Московский" период (1325-1721). Концепция "Москва - Третий Рим". Учреждение патриаршества. Раскол русской православной церкви. Никон и Аввакум. "Петербургский" период (1721-1917). Священный Синод. Секуляризация церковных земель. РПЦ в советский период (1917-1991). Православие в современной России. Организация Русской православной церкви и система управления ею. Социальная доктрина православия. Церковь и политика.

Тема 10. Ислам.

Исторические условия и причины возникновения. Идейные истоки ислама. Вероучение ислама. Коран и Сунна - священные книги мусульман. Шариат - свод норм и правил, регулирующих поведение мусульман. Принцип единобожия в исламе. "Пять столпов" ислама (вера в Аллаха и признание Мухаммеда его посланником, ежедневная пятикратная молитва, налог, пост,

паломничество в Мекку). Основные направления в исламе. Мусульманская теология. Шииты. Сунниты. Организация и управление. Ислам в России. Современное состояние.

Тема 11. Нетрадиционные культы. Секты.

Причины и цели возникновения. Социальная база. Организация. Сайентология. "Аум Синрике". Сатанизм

Тема 12. Государство и религия на современном этапе. Вероисповедная политика. Проблема свободы совести в современной России. Основные трактовки свободы совести. Модели государственно-конфессиональных отношений. Светское и религиозное образование.




Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности Религии России .


Тема

Количес

тво

часов

Дата

Корректиро

вка


8 класс




1

Что такое религия.

1



2

Причины возникновения религиозной веры. Роль религии в жизни общества.

1



3

Структура религии.

1



4

Обобщающий урок по теме «Религия в

жизни человека»

1



5

Источники изучения первобытных верований.

1



6

Религия первобытных людей.

1



7

Религия первобытных людей.

1



8

Обобщающий урок по теме «Ранние формы религий»

1



9

Источники изучения религии древних славян. Мир восточных славян.

1



10

Боги древних славян

1



11

Боги древних славян

1



12

Обобщающий урок по теме «Религия древних славян»

1



13

Исторические условия возникновения

иудаизма.

1



14

Основные догматы иудаизма.

Святыни еврейского народа и особенности

его религиозной жизни.

1



15

Иудаизм в России

1



16

Обобщающий урок по теме «Иудаизм».

1



17

Возникновение буддизма.

1



18

Вероучение и культ буддизма

1



19

Буддизм в России

1



20

Обобщающий урок по теме «Буддизм»

1



21

Возникновение христианства. Основные христианские источники.

1



22-23

Иисус Христос и Его учение.

2



24

Превращение христианства в мировую религию.

1



25-26

Обобщающий урок по теме «Христианство»

2



27

Возникновение католицизма. Особенности вероучения, культа.

1



28

Организация Римско-католической церкви.

1



29

Католицизм в России

1



30

Обобщающий урок по теме «Католицизм»

1



31

29

Исторические условия возникновения протестантизма. Особенности вероучения и культа.

1



32

Основные течения протестантизма.

1



33

Протестантизм в России.

1



34-35

Обобщающий урок по курсу

2



36

Итоговое повторение.

1




9 класс




9 класс




1

Православие — восточ­ное христианство. Его особенности и распро­странение.

1



2

Принятие Русью хри­стианства. Значение христианизации в судьбе русского народа.


1



3-5

Особенности русского православного вероучения и культа.

3



6-8

Православные святые

3



9-11

Монашество и монастыри на Руси

3



12-14

Основные этапы истории Русской православной церкви.

3



15-16

Система организации и управления РПЦ.



2



18-19

18

Социальная доктрина православия.

1







20

Православие как направление в христианстве

1



21

Исторические условия и причины возникновения ислама

1



22-23

Вероучение ислама

2



24

Мусульманские праздники и обряды

1



25-26

Главные источники ислама.

1



27

Основные направления в исламе

1



28

Ислам в России.

1



29

Обобщающий урок по теме «Ислам»

1



30

Нетрадиционные культы и секты.

1



31-32

Религиозно-мистические организации « христианские» культы

2



33

Государство и религия на современном этапе.

1



34-35

Вероисповедная политика Российского государства.

2



36

Итоговое повторение.

1




22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!