СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные результаты:

  1. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  2. научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
  3. научиться писать сочинение, умело приводя аргументы;
  4. владеть формами обработки информации исходного текста;
  5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  6. четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  7. самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  8. уметь работать с бланками экзаменационной работы;

9. сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"»


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2020-2021 учебный год .

На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Цели изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно- реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. овладение всеми видами речевой деятельности:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

    • владение разными видами чтения;

    • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

    • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  2. научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

  3. научиться писать сочинение, умело приводя аргументы;

  4. владеть формами обработки информации исходного текста;

  5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  6. четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  7. самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  8. уметь работать с бланками экзаменационной работы;

  9. сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Виды деятельности: чтение, пересказ, анализ текста, лекция, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, дискуссии, круглые столы, написание рассказов, писем, сообщение, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, защита проектов, сжато, выборочно составлять тексты различных жанров, оборудование классных уголков кабинета русского языка, мини-проекты, презентации.

Формы организации: индивидуальные, групповые, фронтальная, применяется работа в малых группах.

Содержание планирования

Подготовка к написанию изложения (6 ч)

  1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

  2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

  3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

  4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

  5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
  1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

  2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

  3. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

  4. Орфографический анализ слова (Задание 5.)

  1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

  2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

  3. Лексическое анализ слова . (Задание 8.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

  1. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

  2. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

  3. Корректировка текста.

Контроль знаний- 3 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.


Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы
    1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

    2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

    3. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.

    4. Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.

    5. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2014.

    6. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

    7. Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010.

    8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.

    9. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

    10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

    11. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2018.

    12. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

    13. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.


2.

Подготовка к написанию изложения. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.


3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.


4.

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.


5.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.


6.

Сжатое изложение.


7.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2).


8.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ


9.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).


10.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ.


11.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).


12.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ.


13.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне. (Задание 5).


14.

Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Чередующиеся корни. (Задание 5).


15.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).


16.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ.


17.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7).


18.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ.


19.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8).


20.

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8).


21.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .


22.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .


23.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .


24.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.


25.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. ВШТ.


26.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ.


27.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1).


28.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2).


29.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). ВШТ.


30.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ВШТ.


31.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.


32.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения.


33.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8.


34.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание сочинения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!