Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО классных руководителей Протокол № «31» августа 2021 г. | ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № от «31» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Новочановской СОШ _____________И.А.Женгульдинова Приказ № от «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Подготовка к ОГЭ по географии
Уровень основного общего образования
Класс 9
Составитель: Баранова Татьяна Леонидовна,
учитель географии
первой категории
2021 - 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;
- умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
Предметные:
- формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний,
- овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;
- овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;
- систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса;
- уметь ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий разного уровня сложности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и преодолеть психологические барьеры при подготовке и сдаче ОГЭ по географии.
Содержание курса внеурочной деятельности
Источники географической информации
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Природа земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу Основные типы природопользования.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
География России
Особенности географического положения России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые зоны.
Административно-территориальное устройство России Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны Природно-хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России. Численность, естественное движение населения Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. География отраслей промышленности География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо- Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Россия в современном мире.
Тематическое планирование
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по географии» разработана в соответствие
- с примерной программой основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- с авторской программой В.В. Николиной: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2014. — 112 с.
На изучение курса внеурочной деятельности в 9 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
№ в теме | Название раздела, темы |
1. | Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. |
2. | План местности. Масштаб. Градусная сеть. |
3. | Входной контроль |
4. | Раздел II. Природа Земли и человек (7 ч). Земля как планета Солнечной системы. |
5. | Движения Земли. |
6. | Литосфера и геологическая история Земли. |
7. | Гидросфера. |
8. | Атмосфера. |
9. | Биосфера. ГО. |
10 | Диагностическая работа №1 |
11. | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (7 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. |
12. | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. |
13. | Африка. Австралия. |
14. | Антарктида. Южная Америка. |
15. | Северная Америка. |
16. | Евразия. |
17. | Диагностическая работа №2 |
18. | Раздел IV. Природопользование и геоэкология (4 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. |
19. | Основные типы природопользования. |
20. | Стихийные явления в геосферах. |
22. | Диагностическая работа №3. |
23. | Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. |
24 25 | Природа России. Природные особенности России. |
26 27 | Население России. Демографические показатели России. |
28 29 | Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ. |
30- 31 | Экономическое районирование России. |
32. | Диагностическая работа №4 |
33-34 | Обобщение (2ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. Индивидуальные консультации |