СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Как эффективно работать с текстом» для учащихся 5-9 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Как эффективно работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Как эффективно работать с текстом» для учащихся 5-9 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


«Согласовано»

Руководитель МО_______________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СШ №2


____________/Е.А.Касимова


«___» _________ 201__г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


«Как эффективно работать с текстом»


Внеурочная деятельность

Обще интеллектуальное направление

Основное общее образование

Срок реализации программы – 5 лет


«Утверждено»

Директор МБОУ СШ №2

____________/ Л.П. Петрова


«___» _________ 201__г.



Рабочая программа составлена на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Как эффективно работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.




Составлена учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Безрукова М.П.





Димитровград - 2017


Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Как эффективно работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

- откликаться на содержание текста:

-  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

·  критически относиться к рекламной информации;

·  находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

устный опрос,

письменный опрос,

различные виды пересказа,

различные виды чтения,

практические работы по содержанию изучаемого материала,

тестовые задания,

творческие задания (сочинения, изложения),

комплексный анализ текста,

а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. 









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

6 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

7 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

8 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

9 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

















Тематическое планирование

Тема


5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

1

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»



16

12

12

8

8

2

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»



9

14

14

20

20

3

«Работа с текстом: оценка информации»



9

8

8

6

6

4

Резерв



1

1

1

1

1


Всего



35

35

35

35

35























Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Раздел

Колич.

часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи

1

1

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, различать типы речи



2

Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.

1

1

определять назначение разных видов текстов



3-4

Изобразительно-выразительные средства

1

2

уметь находить ивс языка, использовать их в своей речи



5-6

Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста

1

2

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;



7

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде

1

1

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;



8

Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте

1

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:



9-10

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

2

интерпретировать текст, определять способы связи предложений в тексте



11-12

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию

1

2

различать темы и подтемы специального текста



13

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

1

1

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста



14

Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.

1

1

обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;



15

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1

1

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);



16

Источники информации: справочники, словари.

1

1

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;



17-

18

Подробный и сжатый пересказ.

2

2


структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей





19

Вопросы по содержанию текста

2

1

 делать выводы из сформулированных посылок;   выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.



20

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

2

1

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;



21

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

1



22

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

2

1

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;



23

Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу

2

1



24-25

Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

2

2

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации



26-27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте.

3

2

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире



28-29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

3

2

обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, находить доводы в защиту своей точки зрения



30-31

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация.

3

2

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;



32-34

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3

3

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).



35

резерв


1











Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

Тема

Раздел

Колич.часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов

1

1

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять назначение разных видов текстов



2


Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

1

1

Различать стили речи, определять признаки стилей речи, уметь определять стили речи



Языковые особенности разных стилей речи.




3

Жанр текста

1

1

Уметь определять жанровую принадлежность текста, совмещать в одном тексте разных типовых фрагментов




Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов.


4

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

3

1

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста



5

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

1

1

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию



6-7

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста

2

2

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции



8-9

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

2

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы



10

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация

3

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)



11

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Признаки текста.

1

1

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию



12

Авторская позиция.

1

1



13

Оценка текста

3

1

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения



14

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.

1

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).




Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию


15-16

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации

2

2

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения



17

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация

3

1

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов



18

Пути восполнения недостающей информации.

3

1

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации



19

Комплексный анализ текста

3

1

«Как эффективно работать с текстом» задание в раб.тетради -



20

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

1

1

интерпретировать текст, определять способы связи предложений в тексте



21

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

1

различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста, составлять простой, сложный, тезисный план




Простой, сложный, тезисный план.


22

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение

1

1

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)



23- 24

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

2

2

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей



25-26

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

2

2

Составлять монологическое высказывание на вопрос



27

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3

1

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления



28

Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака

1

1

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому



29

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

2

1



30

Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

2

1



31

Составление схем с опорой на прочитанный текст

2

1




32


Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1

1

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников



Источники информации: справочники, словари.


33

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

2


1

выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста



34


Комплексный анализ текста

3

1

«Как эффективно работать с текстом» задание в раб.тетради -



35

резерв



















Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема

Раздел

Колич.часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.

1

1

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять тип текста, определять назначение разных видов текстов



2

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль).

1

1

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста



3

Языковые особенности разных стилей речи.

1

1



4

Жанр текста

1

1




5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста

1

1



6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.

1

1

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения



7

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея

1

1

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию, структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов, различать темы и подтемы специального текста



8

Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста

1

1



9

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение

1

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте), ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл



10

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы

1

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;



11

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения

1

1

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте



12

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

1

1

Применять различные источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет



13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

2

1

интерпретировать текст, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей



14

Приемы сжатия текста

2

1

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста



15

Вопросы по содержанию текста.

2

1

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию



16

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

2

1

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции



17

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

1



18

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

2

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д



19

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

2

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д



20

Составление на основании текста монологического высказывания.

2

1

составлять на основании текста монологическое высказывание, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления



21

Формулирование вопросов по содержанию текста.

2

1

Формулировать вопросы по содержанию текста.



22

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

2

1

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста



23







Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст.


24

Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.

2

1

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию



25

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.

2

1

структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов, формировать список используемой литературы и других информационных источников



26

Составление инструкции, алгоритма.

2

1

составлять инструкции, алгоритмы, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста



27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

3

1

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения



28-29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

3

2

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов



30

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация.

3

1



31

Пути восполнения недостающей информации.

3

1

выделять не только главную, но избыточную информацию и недостающую; прогнозировать последовательность изложения идей текста



32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).






33-34

Комплексный анализ текста

3

2

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста



35

Резерв


1







Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тема

Раздел

Колич.часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов

1

1




2

Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

1

1




3

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи.  Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Сфера употребления.

1

1




4

Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

1

1




5

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

3

1




6

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация

3

1




7-8

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

3

2




9

Текст, тема текста, основная мысль, идея

1

1




10

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.Выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

1

1




11

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

2

1




12

Смысловые части текста, микротемы, план текста

1

1




13

Создание плана на основе прочитанного текста с учётом его дальнейшего использования

2

1




14

Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту

2

1




15

Отзыв о прочитанном

2

1




16

Композиция текста типа рассуждения.

2

1




17-18

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

2

2




19

Приемы сжатия текста. Исключение

2

1




20

Приемы сжатия текста. Обобщение

2

1




21

Приемы сжатия текста.

2

2




23

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста

2

2




24

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

1




25

Составление на основании исходного текста (художественного) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

2

1




26

Составление на основании исходного текста (публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

2

1




27

Сочинение. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.

2

1




28

Сочинение. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.

2

1




29

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст

2

1




30

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст

2

1




31

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы.Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

1

1





Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.


35

Комплексный анализ текста

3

2





35

резерв












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!