Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД:
формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
формирование быстроты реакции и логики поведения в ситуации;
воспитание общечеловеческих ценностей (нравственности, милосердия, толерантности, доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире общечеловеческих ценностей;
воспитание желания строить отношения с людьми, непохожими на тебя, работать в команде;
развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой, мышечной памяти, меткости;
воспитание ответственного отношения к выполнению полученного задания (индивидуального и коллективного), упорства в достижении поставленной цели, развитие самодисциплины;
воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные УУД:
формирование умений выполнять разные социальные роли во время и при ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций;
формирование навыков информационного поиска для выполнения учебных заданий, умений воспринимать, перерабатывать информацию, моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности;
планирование общих способов работы;
овладение навыками самооценки деятельности и взаимного контроля.
Предметные УУД:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера; об оказании первой помощи пострадавшим; о здоровом образе жизни; о безопасном поведении на дороге;
истории Отечества; о средствах индивидуальной защиты населения; о способах использования пневматического оружия и ручных гранат; о значении дисциплины для достижения максимального результата обучения; о значении строевой подготовки и технике ее исполнения;
o умение предвидеть возникновение опасной ситуации и применять полученные теоретические знания на практике в случае её возникновения;
формирование установки на здоровый образ жизни и служению своему Отечеству.
По окончании курса обучающиеся получают дополнительные (предметные) знания в области безопасности жизнедеятельности, а так же биологии, химии, истории
Отечества, получат представление о службе в рядах Вооруженных сил России, познакомятся с особенностями командной работы.
уметь одевать противогаз, ОЗК, выбирать нужные средства и оказывать первую помощь при травмах, транспортировать пострадавшего при помощи подручных средств, выполнять простейшие строевые приёмы без оружия, поражать цель при помощи пневматической винтовки и ручной гранаты, вести себя на дороге в роли пешехода, пассажира транспортных средств и водителя велосипеда;
знать особенности учебной литературы по военному делу, истории Отечества, медицине, дорожной грамотности;
знать ПДД для пешехода, пассажира и водителя велосипеда;
владеть разными видами смыслового чтения, работать со словом, со справочной литературой;
строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения, обобщать, аргументировать, делать выводы, сравнивать;
работать в команде, строить отношения с людьми, непохожими на тебя;
Содержание программы (35 часов)
Содержание данной программы состоит в основном из практических занятий по предмету ОБЖ, тем самым, что она окажет огромную помощь в его изучении и подготовке школьной команды к ежегодным районным соревнованиям «Школа безопасности - Зарница».
Специфика данной дисциплины обусловлена системностью, которая обеспечивается:
связью теории с практикой;
доступностью;
наглядностью;
целенаправленностью и последовательностью деятельности;
Курс внеурочной деятельности «Юный патриот» предполагает проведение комплексных занятий по темам по мере их освоения. Такой вариант позволяет удерживать внимание обучающихся, максимально оттачивать навыки, т.к. обучающийся постоянно находится в ситуации повторения ранее изученного, а стимулом является место в основном составе школьной команды, которая будет защищать честь школы на районных соревнованиях.
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного поведения на занятиях.
Раздел 1. "Никто не забыт, ничто не забыто" (4 часа)
История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней. Входная диагностика.
Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия. Флаг. Герб.
Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практическое занятие: викторина «Государственная символика».
Полководцы и герои.
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».
Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов
викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации и проработки.
Поиск и изучение информации по данным вопросам.
Воинские подвиги земляков.
Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».
Раздел 2. Строевая подготовка (10 часов)
Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.
Движение походным и строевым шагом.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинской чести в движении.
Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при проведении строевого смотра
на соревнованиях «Зарница»
Строевой смотр. Подготовка к зачету по строевой подготовке.
Раздел 3. Юный спасатель (3 часа)
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях.
Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок.
Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений.
Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.
Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи.
Правила наложения шин.
Практические занятия: наложение шин при различных переломах.
Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с различными травмами.
Раздел 4. Дорожная грамота (6 часов)
Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения .Изучение
правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге
Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с тестами,
разбор ситуаций на дороге
Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда.
Практическое занятие :отработка фигурного вождения на велосипеде.
Раздел 5. Виды вооружений (5 часов)
История оружия от древних времен до современности.
Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения.
Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».
Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное.
Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии».
Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и из положения лежа супором.
Поражение цели учебной гранатой.
Практические занятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из положения стоя и из положения лежа..
Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях (4часа) Основы ориентирования на местности.
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте.
Поиск контрольных пунктов на местности.
Привалы и ночлеги.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.
Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.
Ориентирование на местности
Определение азимута.
Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.
Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий
Практические занятия: техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 7. Опасная зона (2 часа)
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Раздел 8. Зачет личный и командный зачет по курсу «Юный патриот» (1 час)
Выполнение дисциплин по программе «Зарница» с оценкой уровня индивидуальной и коллективной подготовки
Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола, подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа».
Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.
Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование, 35 часов в неделю
№ | Кол-во часов | Дата | Тема разделов. Тема уроков. |
План | Факт |
«Никто не забыт, ничто не забыто» 4 часа |
1 | 1 | | | История военно- спортивной игры «Зарница» и правила участия в нем. |
2 | 1 | | | Виды вооруженных сил.. |
3 | 1 | | | Символы воинской чести. |
4 | 1 | | | Полководцы и герои России. |
Строевая подготовка 10 часов |
5-6 | 2 | | | Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения. |
7-8 | 2 | | | Выполнение воинского приветствия и песни в строю, в движении. |
9-11 | 3 | | | Воинская честь. Строевые приемы. |
12-14 | 3 | | | Строевой строй. |
Юный спасатель 3 часа |
15 | 1 | | | Оказание первой помощи пострадавшим. Ранение и кровотечение. |
16 | 1 | | | Травмы опорно-двигательного аппарата. |
17 | 1 | | | Способы транспортировки пострадавшим. |
Дорожная грамота 6 часов |
18-19 | 2 | | | Правила ДД для основных участников ДД. |
20-21 | 2 | | | Знаки ДД. |
22-23 | 2 | | | Велосипедист на дороге. |
Виды вооружений 5 часов |
24 | 1 | | | История оружия от древних времен до современности |
25 | 1 | | | Виды вооруженных сил Российской Армии |
26 | 1 | | | Пневматическая винтовка. Стрельба из положении стоя, лежа с упором. |
27 | 1 | | | Автомат Калашникова. Сборка – разборка автомата. |
28 | 1 | | | Поражение цели учебной гранатой. |
Основы выживания в сложных условиях 4 часа |
29 | 1 | | | Основы ориентирования на местности. |
30 | 1 | | | Привалы и ночлеги. |
31 | 1 | | | Виды узлов. Способы переправы. |
32 | 1 | | | Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы. |
Опасная зона 2 часа |
33 | 1 | | | Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения. |
34 | 1 | | | Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. |
Зачет личной и командный по курсу «Юный патриот» |
35 | 1 | | | Зачет личный и командный зачет по курсу. |