Пояснительная записка
1.1. Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2013
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Актуальность и перспективность курса:
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 4 классов.
1.4. Количество часов
Программа рассчитана на 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
1.5 . Продолжительность одного занятия:
в 4 классе – 35 – 45 минут
1.6. Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
2.1. Основные разделы
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
Планируемые результаты освоения программы «Юный художник»
личностные | метапредметные | предметные |
Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
Устанавливает связь между целью и результатом учения. Работает на результат. Положительно относится к школе, выполняет правила учащихся, ориентируется на образец хорошего ученика. Делает осознанный выбор поручений в классе. Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Умеет выстраивать межличностные отношения. Ориентируется в социальных ролях. Выделяет свою национальную принадлежность, поддерживает позитивные традиции, проявляет заботу о членах семьи, товарищах. Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять. Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в др. общественных местах. Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях. Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств Регулирует свое эмоциональное состояние. Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести. Понимает чувства других людей и сопереживает им, оказывает помощь Соблюдает экологические правила Соблюдает правила личной гигиены. Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни. Придерживается здорового образа жизни. Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях художественной культуры | Умеет определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач; Умеет планировать действия в соответствии с учебной целью; Умеет самостоятельно осуществлять контроль учебных действий; Умеет корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий; Умеет использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания учебных действий. | Умеет относить объекты к известным понятиям; Умеет использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос; Умеет строить индуктивные умозаключения. | Умеет строить речевые высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации; Умеет формулировать и аргументировать свою точку зрения; Умеет задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений; Умеет находить ответы на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках. | Знает о творчестве художников мира, о художественных промыслах Умеет строить высказывания о прикладном искусстве, книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, натюрморте, пейзаже, портрете. Различает разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы; Умеет: работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию; использовать элементарные приемы изображения пространства; передавать пропорции человеческого тела, движения человека; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции. Умеет применять различные художественные материалы; анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; определять средства выразительности; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства; выполнять учебные и творческие задания |
4 -й класс«Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
. Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
Портфель достижений школьника.
Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание | Формы контроля. |
Основы изобразительной грамоты.13 ч | |
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | 1 | 7.09 | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. | Стартовый (тест) |
2 | «Деревья». | 1 | 14.09 | Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | |
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. | 1 | 21.09 | Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | |
4 | Натюрморт. | 1 | 28.09 | Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. | |
5 | Осенний натюрморт | 1 | 5.10 | Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | |
6 | Небо в искусстве.. | 1 | 12.10 | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт | |
7. | Монотипия. «Отражение в воде». | 1 | 19.10 | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | Текущий.Выставка работ. |
8. | « Зимние забавы». (Цветы и травы осени) | 1 | 26.10 | Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | |
9 | « Скачущая лошадь». | 1 | 12.11 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | |
10 | «Улицы моего села». . | 1 | 16.11 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | |
11 | «Талисман года». | 1 | 23.11 | Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам | Тестирование. |
12 | «Новогодний бал» | 1 | 30.11 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | |
13 | «Новогодний бал» | 1 | 7.12 | Подготовка к выставке. | |
Декоративно – прикладное искусство. 17ч | |
14 | «Цветы на окне». | 1 | 14. 12 | Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. | |
15 | «Цветы на окне». | 1 | 21.12 | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | Тестирование. |
16 | «Цветы и травы». | 1 | 28.12 | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | |
17 | «Цветы и бабочки – на зимнем окне» | 1 | 18.01 | Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | |
18 | Плакат – вид прикладной графики. | 1 | 25.01 | Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | Тестирование. |
19 | «Деревья». | 1 | 1.02 | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | |
20 | Поздравления к 23 февраля. | 1 | 8.02 | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. | |
21-22 | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. | 2 | 15.02 22.02 | Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. | |
23-24 | Открытка – поздравление к 8 марта. | 2 | 1.03 9.03 | Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | |
25-26 | «Туманный день».. | 2 | 15.03 22.03 | Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией | |
27 | Кукольный антураж. | 1 | 5.04 | Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | |
28 | Цветоведение. | 1 | 12.04 | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | Тестирование. |
29 | Флористика.. | 1 | 19.04 | Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий | |
30 | Оформление работ, выставки, посещение выставки. | 1 | 26.04 | | Выставка работ. |
Наше творчество. 5ч | |
31 | «День Победы» | 1 | 3.05 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал | |
32 | Творческая аттестационная работа.. | 1 | 10.05 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | Тематическая композиция. |
33 | Оформление работ к выставке | | 17.05 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | Тестирование. |
34 | «Наша галерея». | 1 | 24.05 | Выставка творческих работ | Итоговый . Выставка. |
5.Литература и средства обучения
Неменский Б.М, Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 2007.
Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1999.
Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 2011.
Михайлов А.М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 2005.
Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность. - М.: Росмэн, 2002.
Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 2011.
Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М.: Изобразительное искусство, 2006.
История русского искусства.академия наук СССР. - М.: Изобразительное искусство, 2009.
Школа рисования. Основы рисунка .Графика и пастель. Д.Орлова. Ленинградское издательство 2011г.
.Изобразительное искусство .Предметные олимпиады в школе. О. В. Свиридова . Волгоград 2008г.
Библиотека учителя изобразительной деятельности. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. В.В. Ячменева .Владос 2010г.
Занимательные материалы по изобразительному искусству .Методическое пособие. И.Д.Агеева . Творческий центр Москва 2009г.
Искусство как метод преподавания различных дисциплин .Л.Д. Назарова . Творческий центр Москва 2009г.
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
Компьютер.
Сканер
Принтер .
Фотокамера цифровая
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
мультимедийные средства обучения:
1.«Музеи мира»,
2.«Азбука искусства»,
3 Шедевры архитектуры;
Порталы и сайты:
http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;
http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;
www.mega.km.ru/- Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»
www.ug.ru- Учительская газета;
www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;
www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;