МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ№ 92
филолого-эстетического цикла
Руководитель _____ Логвинова Н. Н. Дручинина И. А. ________ Пыхова Н. В.__________
Протокол № ___ Приказ № ____
«___» ____________2017 г. «___» ____________2017 г. «___» ____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Юный художник»
по художественно-эстетическому направлению
Уровень образования основное общее образование
5 класс
Количество часов 74
Педагог: Боричевская Наталья Алексеевна
ВОРОНЕЖ
2017
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» по художественно-эстетическому направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основного общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности «Художественное творчество»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011, - (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.).
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Юный художник» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Программа ориентирована главным образом на приобщение детей к истокам культуры своего народа, развитие интереса к изобразительному творчеству, художественных навыков и творческого мышления. Обучающимся дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Данная программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями народных художественных промыслов России, мастерами народного творчества.
Практическая значимость курса внеурочной деятельности художественно-эстетического направления предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Программа курса «Юный художник» вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание обучающихся; формирует представление о мире декоративно-прикладного искусства, умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.
Цель программы – воспитание творческой личности, способной осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры и традиций своего народа.
развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством изобразительной деятельности (мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, фантазии и воображения, графических умений и навыков цветового и композиционного решения);
создание условий для формирования художественно-эстетического вкуса, творческой активности и мышления;
воспитание аккуратности, внимательности, трудолюбия и самостоятельности.
Рабочая программа является комплексной по содержанию деятельности. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Данная рабочая программа рассчитана на школьников определенной возрастной группы – 5 класс. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, составляет 10–12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на достаточном и высоком уровне усваивать содержание внеурочной деятельности.
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся в свободное от учебного процесса время. Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Принципы обучения:
Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
Принцип доступности;
Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
Принцип наглядности;
Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
Принцип прочности и осознанности приобретенных знаний.
Общее количество часов по программе составляет 37 недель в год (74 часа).
Занятия проходят в режиме – 1 раз в неделю. Количество часов, отводимое на одно занятие – 2 часа.
Раздел II. Личностные и метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результатов.
Предметные результаты:
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, конкурсы, учебно-исследовательские конференции.
Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной культуры – 48 часов
Рисунок – основа изобразительного творчества, образный язык и смысл.
Древние образы в народном искусстве.
Солярные знаки-символы в декоративном украшении предметов быта.
Основы цветоведения. Символика цвета в декоративно-прикладном искусстве.
Народные узоры. Орнамент как основа декоративного украшения.
Древние образы в современных народных игрушках.
Глиняные игрушки: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.
Лепка и декоративная роспись игрушек по мотивам народных художественных промыслов.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов: Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества – 2часа
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Декоративное искусство в современном мире – 24 часа
Современное декоративно-прикладное искусство.
Декоративное панно. Работа с соленым тестом.
Декоративная роспись изделий из соленого теста.
Декоративная роспись по дереву, ткани, камню, стеклу.
Искусство витража. Витраж – стеклянная мозаика.
Выставка работ «Наше творчество».
Итого: 74 часа.