СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Искусство компьютерной графики для школьников»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Искусство компьютерной графики для школьников»»



Программа кружка

«Искусство компьютерной графики для школьников»



192 часа (2 часа в неделю)

5, 6, 7 классы



В настоящее время значительно усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.

Именно поэтому одной из основных задач современной педагогической науки и практики является разработка и использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.

Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий) – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

  • творческое восприятие мира;

  • выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;

  • навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;

  • воображение, творческое мышление и т.д.

Каждый из этих элементов выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические знания, так и практическую работу.

Курс “Изобразительное искусство и компьютер” является интегрированным курсом, использование которого в общеобразовательной школе преследует три цели:

  • Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;

  • Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;

  • Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.

Основные учебные задачи курса сочетают в себе два направления:

  • овладение учащимися приемами работы на компьютере;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.







Методические рекомендации

Интегрированный курс предполагает использование компьютерной среды иллюстративной графики, обладающей большим и разнообразным набором режимов работы, инструментов и их свойств.

В первый год обучения мы используем графический редактор PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES. Курс рассчитан на 64 часа по два занятия в неделю и рекомендуется для детей 5 класса. При этом необходимо учитывать количество времени, проведенное ребенком непосредственно за компьютером, т.е. соблюдать санитарные нормы и правила, следить за здоровьем детей.

Темы курса не связаны с четвертями учебного года, т.к. программа курса представляет собой равномерное и постепенное освоение компьютерных режимов работы и инструментов с поддержкой в изобразительной деятельности. Усложнение заданий происходит по мере изучения очередных режимов работы, инструментов и их свойств.

Как правило, дети в этом возрасте уже знакомы с компьютером и имеют некоторые навыки работы на нем. Но есть категория детей, которая не имела возможности доступа к компьютерам. Поэтому изучение курса уместно начать со знакомства с компьютером, его составляющих: системный блок, монитор, клавиатура, “мышка”. Желательно посмотреть на различные детали, платы, провода и т.д., обсудить из чего состоит компьютер внутри. Ребята, которые умеют работать на компьютере, охотно вызываются рассказать об имеющихся знаниях по этому вопросу. В итоге, на первом занятии дети рисуют компьютер, стоящий на столе. Это доставляет им большое удовольствие. Получившиеся рисунки еще раз демонстрируют степень знакомства ребенка с компьютером. Некоторые ребята изображают монитор пустым (выключенным), а часть детей изображает на мониторе любимую игру и с удовольствием рассказывают о правилах и сюжете данной игры. Второе и третье занятия посвящаются знакомству с компьютерным редактором FUN’N GAMES /PAINT/.

На втором и третьем этапе обучения мы используем графический редактор Metacreations Painter Classic, как очередная ступенька продвижения по этому пути. Не имея достаточных навыков изобразительной деятельности, ученик получает довольно приличные изображения и овладевает соответствующими навыками, которые необходимы для следующего шага к мастерству обработки растровой графики. Курс рассчитан на 128 часов по два занятия в неделю и рекомендуется для детей 6,7 классов.

Работа с редактором удачно реализуется чрез проектную деятельность.















Тематическое планирование

I год обучения

Урок

Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок – беседа по ТБ.
Знакомство с компьютером: системный блок, клавиатура, монитор, “мышка”.
Изображение компьютера художественными материалами.

1

2, 3

Знакомство с графической средой PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES: загрузка программы, выход из программы.
Панель РЕЖИМЫ РАБОТЫ. Панель ИНСТРУМЕНТЫ И ИХ СВОЙСТВА. Выбор режима работы, инструмента и его свойства.
Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА.
Заливка фона однотонным цветом и “фактурным” цветом (проба цветов).
Режим МУСОРНОЕ ВЕДРО, инструмент СПОСОБ УДАЛЕНИЯ.
Режим OH NOОТМЕНА ПОСЛЕДНЕЙ ОПЕРАЦИИ.

2

4, 5

Режим АЛЬБОМ, режим ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание.

2

6, 7

Свойства цвета. Теплые и холодные цвета. Смешанная техника (гуашь, аппликация).
Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА.
Раскрашивание: “теплая” и “холодная” страна.

2

8

Времена года.
Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА.
Раскрашивание.

2

9

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КИСТЬ, свойство ПАЛИТРА.
Изображение на бумаге “мягких” линий различной ширины кистями.
Выполнение аналогичных операций на ПК.

2

10

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КАРАНДАШ, свойство ПАЛИТРА.
Изображение геометрических фигур и различных предметов с помощью линейки и цветных карандашей на бумаге.
Выполнение аналогичных операций на ПК.

2

11

Режим РИСОВАНИЕ, инструменты КИСТЬ и КАРАНДАШ. Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА.
Пейзаж.

2

12

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ПЕРО, свойство ПАЛИТРА.
Написание своего имени.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЗАПОЛНЕНИЕ ЦВЕТОМ.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ (ДЫМ).
Произвольное рисование.

2

13

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА КВАДРАТ, свойство ПАЛИТРА.
Композиция из квадратов и прямоугольников разного цвета и размера.

2

14

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ОКРУЖНОСТЬ КРУГ, свойство ПАЛИТРА.
Композиция из кругов и овалов разного цвета и размера.

2

15

Композиция из квадратов, прямоугольников, кругов, овалов, рамок и окружностей на бумаге.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ КРУГ, свойство ПАЛИТРА.
Выполнение копии композиции из бумаги на ПК.

2

16

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент НОЖНИЦЫ, свойство ПАЛИТРА.
Вырезание фрагмента изображения и его копирование.
Фантазийная композиция.

2

17

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ДЕРЕВО, свойство ПАЛИТРА.
Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСПЫЛИТЕЛЬ, свойство ПАЛИТРА.
Изображение дерева с кроной.

2

18

Свободное рисование.

2

19

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО, инструмент ТЕКУЩАЯ КРАСКА, свойство ПАЛИТРА. Произвольная композиция.

2

20

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСТУШЕВКА.
Изображение животного на бумаге.
Выполнение аналогичной работы на компьютере.

2

21

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СЕРАЯ РАСКРАСКА, инструмент ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА, инструмент РАМКА – ФОН.
Декоративная композиция.

2

22

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ, свойство ПАЛИТРА.
Вырезание из бумаги способом сложения различных предметов (дерево, бабочка и т.д.). Изображение аналогичных предметов на ПК.

2

23

Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ и др., свойство ПАЛИТРА.

Натюрморт.

2

24

Режим АЛЬБОМ, инструмент КАРТИНКА. Частичное удаление линий и дополнение собственных элементов.

2

25

Режим ШТАМП, инструмент ЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ГОЛУБОЙ ФОН), НЕЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ЖЕЛТЫЙ ФОН), “ЖИВЫЕ ШТАМПЫ (СИРЕНЕВЫЙ ФОН).

2

26

Режимы АЛЬБОМ, ЗАЛИВКА, ШТАМП. Вставка штампа в готовое изображение.

2

27

Режим FX, инструмент ПЕРЕВОРОТ (ВВЕРХ / ВНИЗ), инструмент РАЗВОРОТ (ВЛЕВО / ВПРАВО).
Действия со штампами.

2

28

Режим FX, инструмент УВЕЛИЧЕНИЕ, инструмент УМЕНЬШЕНИЕ.
Действия со штампами.

2

29

Изменение штампа по замыслу и вставка его в готовое изображение.

2

30

Свободное рисование с использованием различных режимов, инструментов и их свойств. Пейзаж.

2

31

Творческое задание - игра: повторить композицию.
(Учитель – ученик).

2

32

Творческое задание - игра: повторить композицию.
(Ученик – ученик).

2

33,  34

Свободное рисование. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT.

2

II и III год обучения

Тема

Всего часов

1

Знакомство с редактором Metacreations Painter Classic. Интерфейс. Панели. Работа с документами.

1

2

Инструменты. Работа с выделениями.

1

3

Рисователи. Работа с цветом. Первый пейзаж.

1

4

Цветовые градиенты: Использование, создание

1

5

Бумажная текстура. Образцы изображений. Бесшовный образец, заливка им фонов.

Текстуризация изображений.

2

6

Библиотеки насадок. Создание изображений на произвольную тему.

2

7

Рисование через кальку клонированием.

Клонирование фрагментов изображения

1

8

Автоматическое создание изображений из фотографий (авто-клон, авто Ван Гог).

2

9

Применение эффектов к изображениям. Применение источников освещения.

1

10

Коллаж. Использование фрагментов изображений из разных фотографий.

2

11

Создание сценария

1

12

Теория композиции

1

13

Живопись.

1

14

Графика

1

15

Тематическое творчество.

1

16

Парная композиция "Жук и бабочка"

4

17

Парная композиция:

"Фантастические животное и растение"

4

18

Рисование птиц и зверей

4

19

Рисование фигуры человека

4

20

Парная композиция "Клоуны"

4

21

Парная композиция "Добрый и злой герой народных сказок"

4

22

Декоративно-графическое заполнение природной формы

2

23

Графический портрет

4

24

"Город"

4

25

Натюрморт. Парная композиция.

4

26

Тройная композиция. "Изображение фигуры человека в исторической среде".

8

27

Четверная композиция. "Времена года".

6

28

Замещение формальных элементов композиции на конкретное изображение (продолжение предыдущей темы).

2

29

Композиция на мифологический сюжет.

8

30

Витраж

4

31

Иллюстрация сказки.

5

32

Геометрический орнамент

2

33

Растительный орнамент

2

34

Дом моей мечты

4

35

Павловопосадские платки

2

36

Работа с текстом

4

37

Храм

4

38

Новогодние фантазии

2

39

Новогодняя открытка

2

40

Рождественская открытка

2

41

Букет в вазе

2

42

Лоскутный стиль

2

43

Хохлома

2

44

Обложка книги

2

45

Пасхальная открытка

4



Литература:

  1. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира. — СПб.:
    Кристалл, 1998.

  2. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. —
    М.: Просвещение, 1986.

  3. Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1975.

  4. Иванов Е. В. Новый год и Рождество в открытках. — СПб.: Искусство,

2000.

5. Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники. — М.: Культура и тради­ция, 1997.

6. Подосенина Т.А, Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!