Программа кружка
«Искусство компьютерной графики для школьников»
192 часа (2 часа в неделю)
5, 6, 7 классы
В настоящее время значительно усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.
Именно поэтому одной из основных задач современной педагогической науки и практики является разработка и использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.
Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий) – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:
творческое восприятие мира;
выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
воображение, творческое мышление и т.д.
Каждый из этих элементов выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические знания, так и практическую работу.
Курс “Изобразительное искусство и компьютер” является интегрированным курсом, использование которого в общеобразовательной школе преследует три цели:
Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.
Основные учебные задачи курса сочетают в себе два направления:
овладение учащимися приемами работы на компьютере;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.
Методические рекомендации
Интегрированный курс предполагает использование компьютерной среды иллюстративной графики, обладающей большим и разнообразным набором режимов работы, инструментов и их свойств.
В первый год обучения мы используем графический редактор PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES. Курс рассчитан на 64 часа по два занятия в неделю и рекомендуется для детей 5 класса. При этом необходимо учитывать количество времени, проведенное ребенком непосредственно за компьютером, т.е. соблюдать санитарные нормы и правила, следить за здоровьем детей.
Темы курса не связаны с четвертями учебного года, т.к. программа курса представляет собой равномерное и постепенное освоение компьютерных режимов работы и инструментов с поддержкой в изобразительной деятельности. Усложнение заданий происходит по мере изучения очередных режимов работы, инструментов и их свойств.
Как правило, дети в этом возрасте уже знакомы с компьютером и имеют некоторые навыки работы на нем. Но есть категория детей, которая не имела возможности доступа к компьютерам. Поэтому изучение курса уместно начать со знакомства с компьютером, его составляющих: системный блок, монитор, клавиатура, “мышка”. Желательно посмотреть на различные детали, платы, провода и т.д., обсудить из чего состоит компьютер внутри. Ребята, которые умеют работать на компьютере, охотно вызываются рассказать об имеющихся знаниях по этому вопросу. В итоге, на первом занятии дети рисуют компьютер, стоящий на столе. Это доставляет им большое удовольствие. Получившиеся рисунки еще раз демонстрируют степень знакомства ребенка с компьютером. Некоторые ребята изображают монитор пустым (выключенным), а часть детей изображает на мониторе любимую игру и с удовольствием рассказывают о правилах и сюжете данной игры. Второе и третье занятия посвящаются знакомству с компьютерным редактором FUN’N GAMES /PAINT/.
На втором и третьем этапе обучения мы используем графический редактор Metacreations Painter Classic, как очередная ступенька продвижения по этому пути. Не имея достаточных навыков изобразительной деятельности, ученик получает довольно приличные изображения и овладевает соответствующими навыками, которые необходимы для следующего шага к мастерству обработки растровой графики. Курс рассчитан на 128 часов по два занятия в неделю и рекомендуется для детей 6,7 классов.
Работа с редактором удачно реализуется чрез проектную деятельность.
Тематическое планирование
I год обучения
Урок | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводный урок – беседа по ТБ. Знакомство с компьютером: системный блок, клавиатура, монитор, “мышка”. Изображение компьютера художественными материалами. | 1 |
2, 3 | Знакомство с графической средой PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES: загрузка программы, выход из программы. Панель РЕЖИМЫ РАБОТЫ. Панель ИНСТРУМЕНТЫ И ИХ СВОЙСТВА. Выбор режима работы, инструмента и его свойства. Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА. Заливка фона однотонным цветом и “фактурным” цветом (проба цветов). Режим МУСОРНОЕ ВЕДРО, инструмент СПОСОБ УДАЛЕНИЯ. Режим OH NO – ОТМЕНА ПОСЛЕДНЕЙ ОПЕРАЦИИ. | 2 |
4, 5 | Режим АЛЬБОМ, режим ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание. | 2 |
6, 7 | Свойства цвета. Теплые и холодные цвета. Смешанная техника (гуашь, аппликация). Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание: “теплая” и “холодная” страна. | 2 |
8 | Времена года. Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание. | 2 |
9 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КИСТЬ, свойство ПАЛИТРА. Изображение на бумаге “мягких” линий различной ширины кистями. Выполнение аналогичных операций на ПК. | 2 |
10 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КАРАНДАШ, свойство ПАЛИТРА. Изображение геометрических фигур и различных предметов с помощью линейки и цветных карандашей на бумаге. Выполнение аналогичных операций на ПК. | 2 |
11 | Режим РИСОВАНИЕ, инструменты КИСТЬ и КАРАНДАШ. Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА. Пейзаж. | 2 |
12 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ПЕРО, свойство ПАЛИТРА. Написание своего имени. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЗАПОЛНЕНИЕ ЦВЕТОМ. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ (ДЫМ). Произвольное рисование. | 2 |
13 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА – КВАДРАТ, свойство ПАЛИТРА. Композиция из квадратов и прямоугольников разного цвета и размера. | 2 |
14 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ОКРУЖНОСТЬ – КРУГ, свойство ПАЛИТРА. Композиция из кругов и овалов разного цвета и размера. | 2 |
15 | Композиция из квадратов, прямоугольников, кругов, овалов, рамок и окружностей на бумаге. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА – КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ – КРУГ, свойство ПАЛИТРА. Выполнение копии композиции из бумаги на ПК. | 2 |
16 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент НОЖНИЦЫ, свойство ПАЛИТРА. Вырезание фрагмента изображения и его копирование. Фантазийная композиция. | 2 |
17 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ДЕРЕВО, свойство ПАЛИТРА. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСПЫЛИТЕЛЬ, свойство ПАЛИТРА. Изображение дерева с кроной. | 2 |
18 | Свободное рисование. | 2 |
19 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО, инструмент ТЕКУЩАЯ КРАСКА, свойство ПАЛИТРА. Произвольная композиция. | 2 |
20 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСТУШЕВКА. Изображение животного на бумаге. Выполнение аналогичной работы на компьютере. | 2 |
21 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СЕРАЯ РАСКРАСКА, инструмент ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА, инструмент РАМКА – ФОН. Декоративная композиция. | 2 |
22 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ, свойство ПАЛИТРА. Вырезание из бумаги способом сложения различных предметов (дерево, бабочка и т.д.). Изображение аналогичных предметов на ПК. | 2 |
23 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ и др., свойство ПАЛИТРА. Натюрморт. | 2 |
24 | Режим АЛЬБОМ, инструмент КАРТИНКА. Частичное удаление линий и дополнение собственных элементов. | 2 |
25 | Режим ШТАМП, инструмент ЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ГОЛУБОЙ ФОН), НЕЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ЖЕЛТЫЙ ФОН), “ЖИВЫЕ” ШТАМПЫ (СИРЕНЕВЫЙ ФОН). | 2 |
26 | Режимы АЛЬБОМ, ЗАЛИВКА, ШТАМП. Вставка штампа в готовое изображение. | 2 |
27 | Режим FX, инструмент ПЕРЕВОРОТ (ВВЕРХ / ВНИЗ), инструмент РАЗВОРОТ (ВЛЕВО / ВПРАВО). Действия со штампами. | 2 |
28 | Режим FX, инструмент УВЕЛИЧЕНИЕ, инструмент УМЕНЬШЕНИЕ. Действия со штампами. | 2 |
29 | Изменение штампа по замыслу и вставка его в готовое изображение. | 2 |
30 | Свободное рисование с использованием различных режимов, инструментов и их свойств. Пейзаж. | 2 |
31 | Творческое задание - игра: повторить композицию. (Учитель – ученик). | 2 |
32 | Творческое задание - игра: повторить композицию. (Ученик – ученик). | 2 |
33, 34 | Свободное рисование. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. | 2 |
II и III год обучения
№ | Тема | Всего часов |
1 | Знакомство с редактором Metacreations Painter Classic. Интерфейс. Панели. Работа с документами. | 1 |
2 | Инструменты. Работа с выделениями. | 1 |
3 | Рисователи. Работа с цветом. Первый пейзаж. | 1 |
4 | Цветовые градиенты: Использование, создание | 1 |
5 | Бумажная текстура. Образцы изображений. Бесшовный образец, заливка им фонов. Текстуризация изображений. | 2 |
6 | Библиотеки насадок. Создание изображений на произвольную тему. | 2 |
7 | Рисование через кальку клонированием. Клонирование фрагментов изображения | 1 |
8 | Автоматическое создание изображений из фотографий (авто-клон, авто Ван Гог). | 2 |
9 | Применение эффектов к изображениям. Применение источников освещения. | 1 |
10 | Коллаж. Использование фрагментов изображений из разных фотографий. | 2 |
11 | Создание сценария | 1 |
12 | Теория композиции | 1 |
13 | Живопись. | 1 |
14 | Графика | 1 |
15 | Тематическое творчество. | 1 |
16 | Парная композиция "Жук и бабочка" | 4 |
17 | Парная композиция: "Фантастические животное и растение" | 4 |
18 | Рисование птиц и зверей | 4 |
19 | Рисование фигуры человека | 4 |
20 | Парная композиция "Клоуны" | 4 |
21 | Парная композиция "Добрый и злой герой народных сказок" | 4 |
22 | Декоративно-графическое заполнение природной формы | 2 |
23 | Графический портрет | 4 |
24 | "Город" | 4 |
25 | Натюрморт. Парная композиция. | 4 |
26 | Тройная композиция. "Изображение фигуры человека в исторической среде". | 8 |
27 | Четверная композиция. "Времена года". | 6 |
28 | Замещение формальных элементов композиции на конкретное изображение (продолжение предыдущей темы). | 2 |
29 | Композиция на мифологический сюжет. | 8 |
30 | Витраж | 4 |
31 | Иллюстрация сказки. | 5 |
32 | Геометрический орнамент | 2 |
33 | Растительный орнамент | 2 |
34 | Дом моей мечты | 4 |
35 | Павловопосадские платки | 2 |
36 | Работа с текстом | 4 |
37 | Храм | 4 |
38 | Новогодние фантазии | 2 |
39 | Новогодняя открытка | 2 |
40 | Рождественская открытка | 2 |
41 | Букет в вазе | 2 |
42 | Лоскутный стиль | 2 |
43 | Хохлома | 2 |
44 | Обложка книги | 2 |
45 | Пасхальная открытка | 4 |
Литература:
Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира. — СПб.:
Кристалл, 1998.
Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. —
М.: Просвещение, 1986.
Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1975.
Иванов Е. В. Новый год и Рождество в открытках. — СПб.: Искусство,
2000.
5. Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники. — М.: Культура и традиция, 1997.
6. Подосенина Т.А, Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.