Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол методсовета № 5 Директор______________С.В. Лукоянова
От « 20 » января 2017 года. Приказ №________от ________2017 года
Программа
внеурочной деятельности
«Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?»
для учащихся 5 - 6 класса
на два учебных года
Выполнила:
Туснина Ольга Александровна
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами и Программой внеурочной познавательной деятельности учащихся. Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности в нашей школе. Занятия проводятся в форме заседаний клуба «Что? Где? Когда?», игр, групповой работы, соревнований, социальных проб, уроков-практикумов.
Учащимся предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя на практике содержание программы, учащиеся постепенно переходят от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на учащихся 5 класса, рассчитана на 0,5 часа в неделю, на 18 часов в год.
Цель данной рабочей программы:
-формирование ценностного отношения школьников к знаниям;
- развитие их любознательности;
- повышение их познавательной мотивации.
Задачи:
-расширение кругозора и эрудиции учащихся; развитие духа соревнований.
В результаты обучения по данной программе учащиеся должны уметь проводить самоанализ своей деятельности; использовать эрудицию, логику, нестандартное мышление.
Учебно-тематический план
(кол-во часов в неделю - 1 ч, кол-во часов всего- 36, 18 часов в 5 классе, 18 часов в 6 классе).
№ n/n | Название темы | Количество часов |
1. | Введение в игру. | 2 |
2. | Компоненты успешной игры. | 1 |
3. | Техника мозгового штурма | 1 |
4. | Составление вопросов к играм. | 4 |
5. | Игры «Что? Где? Когда?» | 12 |
6. | Другие интеллектуальные игры. | 9 |
7. | Социальные пробы. | 3 |
8. | Итоговое занятие | 1 |
Содержание тем учебного курса.
1.Введение в игру.
Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра, брейн - ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать нормы поведения и кодекс чести знатока;
-знать особенности и правила игры;
-уметь вести себя в команде, поддерживать командный дух
2.Компоненты успешной игры.
Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать термины: логика, эрудиция, нестандартное мышление;
-уметь выделять главное, слышать друг друга;
-уметь применять компоненты успешной игры.
3. Техника мозгового штурма.
Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях – практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого учащегося работать в команде. Игровые пробы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать правила мозгового штурма;
-уметь анализировать мозговой штурм, оценивать себя и своих одноклассников.
4. Составление вопросов к играм.
Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно – популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа учащихся по составлению вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать правила составления вопросов;
-уметь использовать словари и энциклопедии для составления вопросов;
-уметь самостоятельно составлять вопросы для игры.
5. Игры «Что? Где? Когда?»
Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать, что такое тренировочные и тематические игры;
-уметь участвовать в тематических играх
6. Другие интеллектуальные викторины.
Олимпис 2016, Олимпис 2017, Олимпис 2018.
7. Социальные пробы.
Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ учащимися интеллектуальных викторин для младших школьников
Организация и проведение турниров «Брейн-ринг» с внешкольными командами.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-уметь самостоятельно организовывать викторины для младших школьников;
-уметь анализировать ход игры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Универсальные учебные действия | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Введение в игру. (2часа) | Введение в игру. | Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: | знать особенности и правила игры; -уметь вести себя в команде, поддерживать командный дух | Приобретение знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения. | 02.09. 2016г. |
2. | | Нормы поведения в интеллектуальном клубе кодекс чести знатока | Варианты игры: классическая игра, брейн - ринг (игра двух команд), спортивная игра | -знать нормы поведения и кодекс чести знатока; | Приобретение знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения. | 16.09 2016г. |
3. | Компоненты успешной игры. (1час) | Компоненты успешной игры. | Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Примеры применения каждого компонента успешной игры. | знать термины: логика, эрудиция, нестандартное мышление; уметь выделять главное, слышать друг друга; уметь применять компоненты успешной игры. | Позитивное отношение к ценностям общества и к социальной реальности, к знаниям, игре. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. | 23.09 2016г. |
4. | Техника мозгового штурма. (1 час) | Мозговой штурм в разных проблемных ситуациях (практическое занятие). | Правила мозгового штурма. Самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого учащегося работать в команде. Игровые пробы. | знать правила мозгового штурма; уметь анализировать мозговой штурм, оценивать себя и своих одноклассников. -. | Формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, развитие их любознательности, повышение познавательной мотивации. | |
5. | Составление вопросов к играм (4 часа) | Правила составления вопросов к игре. | Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. | знать правила составления вопросов; уметь использовать словари и энциклопедии для составления вопросов; | Умение работать в коллективе. Развитие кругозора, эрудиции, логического мышления. Разбор составленных вопросов. | |
6. | | Самостоятельная работа учащихся по составлению вопросов к игре | Использование научно – популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. | уметь самостоятельно составлять вопросы для игры. | Умение работать в коллективе. Развитие кругозора, эрудиции, логического мышления. Разбор составленных вопросов. . | |
7. | | Игра с использованием самостоятельно разработанных вопросов | Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. | уметь составлять вопросы для игры и отвечать на них. | Умение использовать ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. | |
8. | Игры «Что? Где? Когда?» (15 ч) | Турнир «Что? Где? Когда?» Год кино. Год экологии | Игры «Что? Где? Когда?». | знать, что такое тренировочные и тематические игры; уметь участвовать в тематических играх | Умение работать в коллективе. Развитие кругозора, эрудиции, логического мышления. | 29.09.16г 15.10.16г 07.11.16г 04.12.16г - городской 05.12.16г 27.12.16г 09.02.17г 11.02.17г 30.09.17г- городской |
9. | Другие интеллектуальные игры, викторины ( 6 часов) | Интеллектуальная игра Олимпис 2016, Олимпис 2017 Олимпис 2018 | Олимпис 2016, Олимпис 2017, Олимпис 2018. | знать другие виды интеллектуальных игр, уметь в них участвовать | Проявлять эрудицию, смекалку, инициативу. | 01.11 – 30.11.2016г. 01.03 – 30.03.2017г. 01.11.- 30.11.2018 г. |
10. | Социальные пробы. ( 6 часов) | Подготовка вопросов викторины для учащихся младших классов | Подготовка вопросов для викторины. с использованием детской энциклопедии. | уметь самостоятельно готовить вопросы и проводить викторины для младших школьников | Продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и младшими учащимися; планировать и анализировать взаимодействие | |
11. | | Интеллектуальная игра с учащимися 1- 4х классов. | Организация, проведение и анализ учащимися интеллектуальной викторины для младших школьников | уметь проводить викторины для младших школьников. | Обеспечение социальной компетентности и учёт позиций других учащихся-партнёров по общению; умение слушать и вступать в диалог | |
12. | Рефлексия 1(час) | Итоговое занятие | Час рефлексии. | уметь делать анализ работы своей и одноклассников | Высказывать своё мнение по работе одноклассников: что удалось сделать, что нет; что было интересно, а что не очень. | |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
В результате данного курса учащиеся должны приобрести социальные знания, первичное
понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
-нормы поведения в клубе «Что? Где? Когда?»;
-кодекс чести знатока;
-правила игры и различные варианты игр;
-поведение каждого игрока в команде;
-роль и действия капитана;
- правила мозгового штурма;
-правила составления вопросов к игре.
Уметь:
-слышать друг друга;
-применять интуицию, находчивость;
-использовать эрудицию, логику, нестандартное мышление;
-коллективно анализировать чего удалось достичь команде и какие трудности
встретились на пути;
-проводить самоанализ своей деятельности;
-использовать словари и энциклопедии для составления вопросов;
-использовать научно-популярные журналы, художественную литературу и кино при
ответах на вопросы игры.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Диски «Школьные игры и конкурсы».
2. Газеты «Последний звонок ».
3. Газеты «Педсовет».
4. Энциклопедии.
5. Научно-популярные журналы.
6. Словари.
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым Стандартам).
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111с (Стандарты нового поколения).
4