ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
кРУЖОК «Информатика, Математика, логика».
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– программы КУРСА « Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (базовый уровень);
– авторскому пособию О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам 7-8 лет (2 класс) .
Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
Задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти;
Задания на развитие воображения;
Задания на развитие логического мышления.
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:
познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам7-8 лет (2 класс) : учебник-тетрадь: в 2 ч./ О.А.Холодова. – М.: РОСТ книга,2010 г.
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 7-8 лет (2 класс)./
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам 7-8 лет (2 класс) Методическое пособие + Программа курса «РПС». – 3-е изд; -М.: РОСТкнига, 2010.
Универсальные учебные действия. 2 класс.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Информатика, логика, математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельныевыводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находитьзакономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
уметь подобрать фразеологизмы;измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
заполнять магические квадраты размером 3×3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Кружок «Информатика, логика, математика»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Месяц | Тема урока | Кол-во часов | Форма и вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 12 |
1 | Сентябрь. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 ч | Тестирование | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Отработка понятий: цифра, число, буква, звуки, согласные и гласные звуки, анаграмма, однокоренные слова, синонимы, орфограмма. | Знать алгоритм работы в группе. Уметь: находить и различать геометрические фигуры, предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить лишний предмет в группе однородных; распределять внимание. | | |
2 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. | 1 ч | Познавательная игра. Игры на развитие внимания | | |
3 | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логически-поисковые задачи. | 1 ч | Познавательная игра. Игры на развитие внимания. | | |
4 | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч | Соревнование. Игры на развитие памяти. | | |
5 | | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания | 1 ч | Урок-игра. Игры на развитие памяти | | | | |
| | | | | | | | |
6 | Октябрь | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие мышления. | Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая закономерность, признаки предметов, задача, рифма. Знакомство с изографами, с термином уникурсальные фигуры. Решение буквенно-цифровых ребусов. | Знать: алгоритм работы в группе. Уметь: Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий | | |
7 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления. | | |
8 | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления | | |
9 | ноябрь | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица».. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. Знакомство с понятием: «закодированное слово» | Знать: алгоритм решения простых и составных задач. Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова. | | |
10 | Тренировка внимания. «Лабиринт», | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | | |
11 | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку». | 1ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | | |
12 | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. | 1 ч | Игры на развитие памяти. | | |
13 | Декабрь | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие мышления. | Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления. Развитие быстроты реакции. Отработка понятий: числовая закономерность, аналогия, фантазёр, изографы, числографы, уникурсальные фигуры Повторение понятий: правее, левее, снаружи, изнутри | Знать: правила составления ребусов. Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику. | | |
14 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления | | |
15 | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …» Составление ребусов. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления | | |
16 | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | | |
17 | Январь | Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | Обучение поиску закономерностей. Отработка понятия: антонимы. Повторение понятий: вне, внутри. Работа с толковым словарём | Уметь: Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику. | | |
18 | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | | |
19 | | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | | | | |
20 | Февраль | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | Развитие наглядно – образного мышления Отработка понятий: закономерности, ребусы, многозначные слова, антонимы | Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. | | |
21 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие воображения. | | |
22 | Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. | | |
23 | Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | | |
24 | | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри. | Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. | | |
25 | Март | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри | Уметь:точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. | | |
26 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | | |
28 | Апрель | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие воображения. | Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы | Знать: самые распространённые фразеологизмы Уметь:точно выполнять действия под диктовку, уметь подобрать фразеологизмы. | | |
29 | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. | 1ч | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. | | |
30 | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка. | 1ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления | | |
31 | | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | 1ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления | | | | |
32 | Май | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 1ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова. | Уметь:точно выполнять действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. | | |
33 | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1ч | Игры и упражнения на развитие воображения | | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. | 1ч | Тестирование. | | |