| Муниципальное бюджетное о бщеобразовательное учреждение Лицей №12 г. Химки | |
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Лицей №12
_________________ Нестеренко Л.В.
приказ от «30»августа 2021г. №168-0
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Химия вокруг нас»
Составила Мурашова Ольга Васильевна
учитель химии
первой квалификационной категории
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Химия вокруг нас» разработана для 8 класса в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, на основе программы элективного курса автора О.С.Габриеляна «Экспериментальное решение задач по химии», издательство: Дрофа, Москва, 2017.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю.)
Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществление контроля за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Предлагаемый курс позволяет расширить представление учащихся о свойствах веществ и результатах их взаимодействий, закрепить и развить навыки работы в лаборатории и решения количественных и качественных задач. Школьники не только исследуют свойства и качественный состав соединений, но и проведут количественную оценку эксперимента.
Программа предусматривает теоретическое решение задач, практическое их выполнение и экспериментальную проверку результатов вычислений.
Цели курса: расширение представлений о химическом эксперименте, закрепление знаний о свойствах неорганических соединений разных классов.
Задачи курса:
Повторение материала, рассмотренного на уроках химии;
Совершенствование практических навыков и умения решения экспериментальных задач;
Развитие самостоятельности, активности, логического мышления, интереса к профессии, связанной с курсом химии.
Технологии обучения: развивающее обучение, интеграционная, исследовательская, личностно-ориентированная, проблемная.
Методы обучения: проблемный, словесно-логический, наглядно-иллюстративный, исследовательский, личностно-деятельностный подход, обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Средства обучения: печатные пособия, таблицы, лабораторное оборудование, реактивы.
Контроль: текущий на основе посещения, активность на занятиях, тестирование, результат участия в олимпиадах.
Курс поможет учащимся 8 класса выбрать профиль дальнейшего обучения более осознанно, подготовит их к учебе в профильном классе естественнонаучного направления. Учащиеся осознают роль химии в жизни человека, народном хозяйстве страны, природе в целом.
Требования к результатам обучения.
На занятиях по данному курсу учащиеся должны строго выполнять требования техники безопасности при проведении лабораторных работ, знать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.
После изучения предлагаемого курса учащиеся должны:
Уметь производить измерения (массы твёрдого вещества с помощью технохимических весов, объема раствора с помощью мерной посуды, плотности раствора с помощью ареометра). Готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять массовую долю растворенного вещества (%) для растворов солей. Планировать, подготавливать и проводить простейшие химические эксперименты, связанные с растворением, фильтрованием, выпариванием веществ, промыванием и сушкой осадков; получением и взаимодействием веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений. Решать задачи: определение массы и массовой доли растворенного вещества в растворе, полученным разными способами (растворением вещества в воде, смешиванием растворов разной концентрации).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов | Химический эксперимент |
1. | Введение | 2 час | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. |
2. | Тема 1. Химическая посуда. | 1 час | Л/р № 1 «Измерение объемов воды с помощью мерной посуды». |
3 | Тема 2. Растворы и способы их приготовления. | 5 часов | Л/р № 2 «Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах». Л/р № 3«Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе». Л/р № 4 «Определение плотности раствора хлорида натрия с помощью ареометра». Л/р № 5 «Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчёт массовой доли соли в полученном растворе». |
4 | Тема 3. Получение газов в лаборатории. | 3 часа | Л/р №6 «Получение кислорода в лаборатории». Л/р №7 «Получение углекислого газа в лаборатории». Л/р№8 «Получение водорода в лаборатории». |
5. | Тема 4. Разделение смесей веществ. | 5 часов | Л/р№9 «Использование нагревания при проведении реакций». Л/р №10 «Разделение смеси твёрдых веществ». Л/р №11 «Разделение смеси веществ, полученных в результате реакции обмена». |
6. | Тема5.Признаки химических реакций. Условия проведения химических реакций до конца. Химические свойства веществ. | 10 часов | Л/р№12 «Признаки химических реакций». Реакции, идущие с образованием осадка и изменением цвета. Л/р№13 «Признаки химических реакций». Реакции, идущие с выделением или поглощением теплоты. Л/р №14 «Реакции, идущие с выделением газа». Л/р№15 «Химические свойства оксидов». Л/р№16 «Химические свойства кислот». Л/р№17 «Химические свойства оснований». Л/р№18 «Химические свойства солей». |
7. | Тема6. Решение качественных задач. | 8 часов | Л/р №19 «Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках». Л/р №20 «Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках». Л/р №21 «Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках». Л/р №22 «Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках». |
| ИТОГО | 34 часа | Лабораторные работы- 22 |
Календарно - тематическое планирование курса « Химия вокруг нас», 8 класс.
№ п\п | Дата проведения | Тема занятия | Химический эксперимент | Предметные результаты |
1 | 1 неделя | Химический эксперимент. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. | Простейшие химические опыты. | Знать/понимать: -химический эксперимент. Правила ТБ. |
2 | 2 неделя | Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях химическими реактивами. | Демонстрации. Аптечка кабинета химии. | Уметь: - оказывать первую помощь |
3 | 3 неделя | Виды химической посуды. Её использование. | Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов. Технохимические весы, разновесы. Л/р № 1 «Измерение объемов воды с помощью мерной посуды». | Знать/понимать: - посуда общего назначения. Уметь: - отмерять определённый объём воды с помощью мерной посуды |
4 | 4 неделя | Значение растворов в химическом эксперименте. Правила приготовления растворов. | Л/р № 2 «Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах». | Знать/понимать: - раствор - истинный раствор - массовая доля растворенного вещества - концентрация раствора - плотность раствора Уметь: - определять плотность раствора ареометром - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам |
5 | 5 неделя | Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач. | Теоретическое занятие. |
6 | 6 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Растворы и способы их приготовления». | Л/р № 3 «Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе». |
7 | 7 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Растворы и способы их приготовления». Определение плотности раствора. | Л/р № 4 «Определение плотности раствора хлорида натрия с помощью ареометра». |
8 | 8 неделя | Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Растворы и способы их приготовления». | Л/р № 5 «Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчёт массовой доли соли в полученном растворе». |
9 | 9 неделя | Получение газов в лаборатории. | Л/р №6 «Получение кислорода в лаборатории». | Уметь наблюдать самостоятельно проводимые опыты, описывать свойства полученных веществ, сравнивать свойства различных веществ. |
10 | 10 неделя | Получение газов в лаборатории. | Л/р №7 «Получение углекислого газа в лаборатории». |
11 | 11 неделя | Получение газов в лаборатории. | Л/р№8 «Получение водорода в лаборатории». |
12 | 12 неделя | Разделение смесей. | Демонстрация разделения различных смесей. | Знать/понимать: -чистое вещество - смесь - массовая доля примесей Уметь: - взвешивать вещества - определять объемы растворов с помощью мерной посуды - проводить расчеты по формулам |
13 | 13 неделя | Воздух - природная смесь газов. Вопросы экологии. | Презентации учащихся. |
14 | 14 неделя | Разделение смесей веществ. | Л/р №9 «Использование нагревания при проведении реакций». |
15 | 15 неделя | Разделение смесей веществ. | Л/р №10 «Разделение смеси твёрдых веществ». |
16 | 16 неделя | Разделение смесей веществ. | Л/р №11 «Разделение смеси веществ, полученных в результате реакции обмена». |
17 | 17 неделя | Условия проведения реакций. | Теоретическое занятие. | Умение наблюдать опыты, проводимые учителем, повышение своего образовательного уровня. Умение самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Организация рабочего места при выполнении химического эксперимента. |
18 | 18 неделя | Катализаторы. Ингибиторы. | Теоретическое занятие. |
19 | 19 неделя | Признаки химических реакций. | Теоретическое занятие. |
20 | 20 неделя | Признаки химических реакций (практика). | Л/р№12 «Признаки химических реакций». Реакции, идущие с образованием осадка и изменением цвета. |
21 | 21 неделя | Признаки химических реакций (практика). | Л/р№13 «Признаки химических реакций». Реакции, идущие с выделением или поглощением теплоты. |
22 | 22 неделя | Признаки химических реакций (практика). | Л/р №14 «Реакции, идущие с выделением газа». |
23 | 23 неделя | Химические свойства оксидов на примере оксида меди(II) и углекислого газа. | Л/р№15 «Химические свойства оксидов». |
24 | 24 неделя | Химические свойства кислот на примере соляной кислоты. | Л/р№16 «Химические свойства кислот». |
25 | 25 неделя | Химические свойства оснований на примере щелочей. | Л/р№17 «Химические свойства оснований». |
26 | 26 неделя | Химические свойства солей. | Л/р№18 «Химические свойства оксидов». |
27 | 27 неделя | Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. | Теоретическое занятие | Знать/понимать: - качественная реакция -катион -анион Проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом. |
28 | 28 неделя | Осуществление цепочек превращений веществ. | Теоретическое занятие |
29 | 29 неделя | Осуществление цепочек превращений веществ. | Теоретическое занятие. |
30 | 30 неделя | Определение веществ, находящихся в разных склянках без этикеток. | Л/р №19 «Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках». |
31 | 31 неделя | Определение веществ, находящихся в разных склянках без этикеток. | Л/р №20 «Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках». |
32 | 32 неделя | Определение веществ, находящихся в разных склянках без этикеток. | Л/р №21 «Эксперимент. | Проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом. |
33 | 33 неделя | Определение веществ, находящихся в разных склянках без этикеток. | Л/р №22 «Эксперимент. |
34 | 34 неделя | Итоговое занятие. | Теоретическое занятие |
Содержание тем учебного курса
Введение (2 ч). Что такое химический эксперимент. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.
Демонстрации. Аптечка кабинета химии. Простые химические опыты.
Тема 1.Химическая посуда (1 ч). Химическая стеклянная и фарфоровая посуда общего назначения. Мерная посуда. Использование химической посуды в эксперименте. Демонстрации. посуда общего назначения: пробирки (14, 16, 21 мл), стаканы из термостойкого стекла разного объёма, конические колбы, стеклянные палочки и трубки, бюксы, конические воронки, эксикатор, кристаллизатор; фарфоровая посуда – фарфоровые чашечки разного размера, шпатели, ложечки, тигли. Мерная посуда – цилиндры (25, 100 мл), мензурки, мерные стаканы, мерные колбы разного объёма, пипетки с резервуаром и без него, груши резиновые. Лабораторные работы. Измерение объёмов воды с помощью мерной посуды.
Тема 2. Растворы и способы их приготовления (5 ч). Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Определение объёмов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей. Расчёт массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества. Изменение концентрации растворенного вещества в растворе.
Лабораторные работы. Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение плотности раствора хлорида натрия с помощью ареометра. Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчёт массовой доли соли в полученном растворе.
Тема 3. Получение газов в лаборатории. Получение в лаборатории кислорода, водорода, углекислого газа. В лабораторную работу ввести один способ получения того или иного газа. Продемонстрировать другие способы получения данных газов в лаборатории.
Лабораторные работы. Получение кислорода в лаборатории. Получение углекислого газа в лаборатории. Получение водорода в лаборатории.
Тема 4. Разделение смесей веществ(5ч). Смеси газообразных, жидких, твёрдых веществ. Способы разделения смесей: фильтрование, отстаивание, выпаривание, разделение с помощью делительной воронки, перегонка. Практическое использование этих способов.
Отличие чистого вещества от смеси веществ.
Воздух - природная газообразная смесь веществ. Сохранение чистого воздуха в городе – серьёзная экологическая проблема.
Разделение смеси поваренной соли и речного песка.
Разделение смеси вещества, нерастворимого в воде, и вещества, в воде растворимого, которые получились в результате реакции обмена.
Лабораторные работы. Использование нагревания при проведении реакций. Разделение смеси твёрдых веществ. Разделение смеси веществ, полученных в результате реакции обмена.
Тема 5. Признаки химических реакций. Условия проведения химических реакций до конца. Химические свойства веществ. (10ч).
Реакции, идущие с выделением тепла, с выделением газа. Реакции, идущие с образованием осадка. Реакции, идущие с изменением цвета раствора.
Катализатор. Каталитические и некаталитические реакции. Ингибиторы.
Реакции, идущие при нагревании. Реакции, идущие при нормальных условиях.
Химические свойства основных и кислотных оксидов на примере оксида меди(II) и оксида углерода(IV).
Химические свойства кислот на примере соляной кислоты.
Химические свойства растворимых в воде оснований и нерастворимых в воде оснований.
Химические свойства солей.
Лабораторные работы. Признаки химических реакций. Реакции, идущие с образованием осадка и изменением цвета.
Признаки химических реакций». Реакции, идущие с выделением или поглощением теплоты.
Реакции, идущие с выделением газа.
Химические свойства оксидов.
Химические свойства кислот.
Химические свойства оснований.
Химические свойства солей».
Тема 6. Решение качественных задач (8 ч). Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характеристики видимых изменений процессов. Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращений неорганических веществ.
Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью раствора гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфора натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты. Осуществление цепочек превращений.
Лабораторные работы.
Эксперимент. Определение выданных веществ в пронумерованных пробирках (четыре работы)……………………………………………………….
Информационные источники
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Настольная книга учителя. Химия . 8 класс.- М.: Дрофа, 2019.
Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В. Химия. Задачник. 8-11 класс: учеб. Пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2019
Краузер Б. Химия. Лабораторный практикум.- М.: Химия, 2019.
Маршанова Г. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: сборник инструкций и рекомендаций.- М.: АРКТИ, 2019.