СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Рукодельница»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Рукодельница»»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Рукодельница» будет способствовать:

– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

Актуальность изучаемой внеурочной деятельности: поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности в созидательной деятельности творческих проектов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

   Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.



Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

  2. Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

  3. Обучить технологиям разных видов мастерства.

  4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Воспитательные:

  1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).

  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.

  2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.

  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.

  4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.

Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Формы организации внеурочной деятельности

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Рукодельница» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формы организации  внеурочной деятельности:

-коллективные (фронтальные со всем составом),

-групповые (работа в группах, бригадах, парах),

- индивидуальные.



Виды внеурочной деятельности:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

  • моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям1);

  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности – является выставка творческих работ учащихся, участие в конкурсах.

Реализация внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю – 1 час, продолжительность занятий 40 минут. Общее количество часов-34.

Планируемые результаты освоения.

Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Веселая мастерская» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.


Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Веселая мастерская»

Литература

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Биология, география

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека

Технология

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)

Для реализации программы «Рукодельница» необходима материально-техническая база:

учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

1. Личностные универсальные учебные действия:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [18, с. 9]; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании [19, с. 27].

2. Метапредметные результаты:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры [18, с. 131].

2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации [18, с. 57], умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение [18, с. 9].

3. Предметные результаты:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда18, с.21; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.

Формы занятий: практические занятия, лекции, игры, конкурсы.

Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Работа с бумагой.

0,5

0,5

1

2

Работа с гофрированной бумагой

0,5

0,5

1

3

Декупаж

0

1

1

4

Плетение из газет

0

1

1

5

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет

0

1

1

6

Техника плетения из газет

0

1

1

7

Подготовка материала для плетения

0,5

0,5

1

8

Плетение дна изделия

0

1

1

9

Плетение по кругу

0

1

1

10

Плетение по спирали

0

1

1

11

Плетение шахматкой

0

1

1

12

Закрепление края изделия. Покрытие изделия лаком. Подготовка работ к школьной выставке

0,5

0,5

1

13-14

Понятие «флористика». Икебана

0,5

0,5

1

15

Правила сбора, подготовки и хранения материала

0

1

1

16

Правила, техника работы с соломкой

0

1

1

17

Изготовление панно «Кораблик»

0

1

1

18

Изготовление панно «Кораблик»

0

1

1

19

Правила, техника работы с сухими листьями

1

1

1

20

Изготовление панно «Осенний лес»

0

1

1

21

Изготовление панно «Осенний лес»

0

1

1

22

Подготовка работ к школьной выставке

0

1

1

23

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок

0

1

1

24

Идеи изделий из пластиковых бутылок

0

1

1

25

Изготовление ваз из пластиковых бутылок

0,5

0,5

1

26

Изготовление ваз из пластиковых бутылок

0

1

1

27

Изготовление цветов из пластиковых бутылок

0

1

1

28

Знакомство со способами утилизации пакетов

0

1

1

29

Идеи изделий из пакетов

0,5

0,5

1

30

Техника вязания крючком

0

1

1

31

Техника вязания крючком

0

1

1

32

Изготовление одежды из пакетов

0

1

1

33

Плетение обуви из пакетов

0

1

1

34

Плетение ковриков из пакетов

0

1

1

34

Выставка работ

0,5

0,5

1




Содержание курса программы

Раздел 1. Работа с бумагой (13ч)

Тема 1.1. Плетение из газет (9 ч)

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения.

Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.

Тема 1.2. Работа с гофрированной бумагой

Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги. Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги.

Тема 1.3. Декупаж

История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.

Практическая работа: изготовление сувенира.

Раздел 2. Работа с природным материалом(9ч)

Тема 2.1. Флористика

Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.

Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»; изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке.

Тема 2.2. Из семян растений, крупы

Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.

Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.

Тема 2.3. Работа с холодным фарфором

Понятие «фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный фарфор», способ его приготовления.

Техника работы с холодным фарфором. Технологияпокраски изделий.

Практическая работа: изготовление цветов и украшений (заколок, брошей, брелоков).

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок.

Практическая работа: изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Тема 3.2. Изделия из пакетов(3ч)

Знакомство со способами утилизации пакетов. Идеи изделий из пакетов. Техника вязания крючком. Изготовление одежды из пакетов. Плетение обуви из пакетов. Презентация идей изделий из пакетов. Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.

Тема 3.3. Изделия из коробок

Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей изделий из коробок.

Практическая работа: изготовление мебели из коробок.

Тема 3.4. Работа с технологическими отходами

Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь вещей. Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами.

Практическая работа: изготовление подарочного панно.

Учебно-методическое обеспечение курса


1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

4. Принтер.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности

        организация выставок (персональная, итоговая) — это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желание работать интереснее.

        Игры, праздничные мероприятия — это своего рода контроль среза знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.

Защита творческих проектов



Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.

  3. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.

  4. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.

  5. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.

  6. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.

  7. Кокорева И.А. Живописный войлок. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2011.

  8. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  9. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  10. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.

  11. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.

  12. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  13. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.

  14. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.

  15. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  16. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.

  17. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.

  18. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  19. Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.

  20. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com

  21. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru

  22. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics








Приложение

Задание № 1. Вопросы для собеседования по теме «Икебана»:

1. Что такое икебана?

2. Какие цветы используют для работы?

3. В какой стране родилась эта техника?

4. Назови основные правила при составлении икебаны.

5. Перечисли инструменты для работы в данной технике.

Задание № 2. Вопросы для собеседования по теме «Плетение»:

1. Перечисли все виды плетения.

2. Перечисли инструменты и материалы для плетения

– бисером;

– газетами.

3. На какие группы можно разделить плетёные изделия?

Задание № 3. Вопросы для собеседования по теме «Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок»:

1. Нужны ли людям пластиковые бутылки? Для чего?

2. Из чего изготавливают пластиковые бутылки?

3. Как утилизируют (уничтожают) их?

4. Отражается ли утилизация пластика на экологии?

5. Что можно сделать из пластиковых бутылок?

Задание № 4. Вопросы для собеседования по теме «Знакомство со способами утилизации картонных коробок»:

1. Из чего изготавливают картон? Что служит сырьём для изготовления?

2. Как утилизируют (уничтожают) картон?

3. Какой способ утилизации считается экологическим?

Задание № 5. Вопросы для собеседования по теме «Создание изделия из холодного фарфора»:

1. Перечисли ингредиенты для изготовления холодного фарфора.

2. С какими из них нужно работать с осторожностью?

3. Почему?

4. Перечисли правила оказания первой помощи при ожогах.

Задание № 6. Вопросы для собеседования по теме «Создание кукол. Выкраивание и сшивание деталей»:

1. Перечисли инструменты и приспособления для сшивания деталей.

2. Перечисли правила техники безопасности при работе:

– с иглой (хранение, перенос);

– с ножницами (хранение, передача);

– с клеем (хранение, передача).

Задание № 7. Вопросы для собеседования по теме «Технологические отходы»:

1. Из какого материала могут быть технологические отходы?

2. Технологические отходы из каких материалов практически не разлагаются, находясь в земле?

3. Какие драгоценные металлы находят в технологических отходах?

4. Перечисли способы утилизации технологических отходов.

Задание № 8. Вопросы для собеседования по теме «Техника декупаж»:

1. Сколько ты знаешь видов де купажа? Назови их.

2. Назови отличия в технике выполнения.

3. Перечисли материалы и инструменты для де купажа.



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!