Программа
внеурочной деятельности
школьный театр «Я люблю театр…»
уровень реализации программы: начальное общее образование
срок реализации программы: 1 год
педагог дополнительного образования: Лисицкая Ирина Николаевна
2022-2023 г.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам.
2.Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Основные разделы | Содержание курса учебной деятельности | Формы организации учебной деятельности | Основные виды учебной деятельности |
Театр. | В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. | Фронтальная | - правила поведения в театре; - понятие «театр» как здание и как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества; -знакомство с понятиями «актер», «режиссер», «драматург», «декорация»; - ознакомление с элементами оформления сцены; - первичные навыки работы на сцене; - знакомство с театральными профессиями. |
Основы актёрского мастерства. | Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | - знакомство с понятиями «мимика» и «пантомима»; - умение использовать мимику и жесты для создания образов; - игровая деятельность по составлению рифмы и отработки артикулляции и дикции; - знакомство с понятием «импрвизация»; -умение вести диалог и монолог. |
Просмотр спектаклей в театрах. | Просмотр спектаклей в театрах. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | Групповая Фронтальная | - знакомство с этикой поведения в театре»; - проигрывание этюда «Как надо вести себя в театре»; - просмотр и обсуждение спектакля; - просмотр видеоматериалов; - иллюстрирование. |
Наш театр. | Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций, афиши. | Групповая Театрализация | - сценическая деятельность и работа над постановкой спектакля; - работа над созданием костюмов, выполнение эскиза; -обсуждение декораций и работа над их созданием; - организация выступления учащихся. |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Разделы | 4 класс |
Театр | 2 |
Основы актерского мастерства | 10 |
Просмотр спектаклей в театрах города | 3 |
Наш театр | 19 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
34 часа
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Всего | Теория | Практика | | |
| Раздел «Театр» | 2 | 2 | – | | |
1 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 1 | 1 | – | | |
2 | Театральные жанры. | 1 | 1 | – | | |
| Основы актёрского мастерства | 10 | 2 | 8 | | |
3 | Язык жестов. | 1 | – | 1 | | |
4-5 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 2 | 1 | 1 | | |
6 | Интонация. | 1 | – | 1 | | |
7 | Темп речи. | 1 | – | 1 | | |
8 | Рифма. | 1 | – | 1 | | |
9 | Ритм. | 1 | – | 1 | | |
10-11 | Искусство декламации. | 2 | 1 | 1 | | |
12 | Импровизация. | 1 | - | 1 | | |
| Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 3 | – | 3 | | |
13-15 | Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля. «Сказки Пушкина». «Басни дедушки Крылова». | 3 | – | 3 | | |
| Наш театр | 19 | – | 19 | | |
16-25 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | 10 | | 10 | | |
26-34 | Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. | 9 | – | 9 | | |
Итого 34 | Итого | 34 | 4 | 30 | | |
7