СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Программа кружка «Здоровейка»

на 2022-2023 учебный год.


Пояснительная записка


Актуальность

       Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью   отводится    первое место. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью,  как главной жизненной ценности. Любая культура начинается  со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.  Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни  школьников. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.

     Программа кружка представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.

   Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Направленность кружка: спортивно – оздоровительная.

Программа  кружка   направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности младших школьников.

Цель программы

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.

Задачи программы

Оздоровительные

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

Образовательные

1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .

3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные

1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

2. Воспитывать положительные черты характера.

3. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Особенности программы

Данная  программа строится на принципах:

           -научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;

-доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

          -системности, определяющие взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации.

 Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Место в учебном плане.

    Программа кружка адресована первоклассникам. Курс рассчитан на 36 часов, один час в неделю. Около 70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, сообщения, исследовательские работы, подготовку и проведение различных  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                               

Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Учебно – тематический план


№ занятия

Темы

Количество часов

Из них теория

Из них практика

1.

Что такое правильная осанка. Упражнения на осанку

1

1


2.

Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата

1

1


3.

Береги свое здоровье

1

1


4.

Путешествие в страну Спорта и Здоровья

1


1

5.

Почему мы двигаемся

1

1


6.

Веселые матрешки.

1


1

7.

По ниточке.

1


1

8.

Ловкие зверята.

1


1

9.

Зарядка для хвоста. Знакомство с ритмическим танцем.

1


1

10

Вот так ножки.

1


1

11.

Ребята и зверята.

1


1

12.

Пойдем в поход.

1


1

13.

Веселые танцоры.  

1


1

14.

На птичьем дворе.

1


1

15.

Закрепление правильной осанки.

1


1

16.

Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику. Дыхательная гимнастика.

1


1

17.

 Мальвина и Буратино. Ритмический танец.

1


1

18.

Незнайка в стране здоровья.

1

1


19.

Закрепление правильной осанки. Комплекс упражнений.

1


1

20.

Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику. Дыхательная гимнастика.

1


1

21.

Мы куклы. Комплекс пластической гимнастики. Ритмический танец.

 

1


1

22.

Мы танцоры. Ритмический танец «Аэробика»

1


1

23.

Путешествие в страну Шароманию. Упражнение «Надуем шары».

1


1

24.

Поможем себе стать красивыми.

1

1


25.

У царя обезьян. Упражнения в висе.

1


1

26.

Движение и здоровье.

1

1


27.

Отгадай загадки. Комплекс упражнений «Загадки».

1


1

28.

Десять советов. Как сохранить своё здоровье.

1

1

1

29.

Веселая маршировка. Комплекс упражнений.

1


1

30.

Будь здоров. Упражнения со скакалками.

1


1

31.

Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка. Комплекс пластической гимнастики.

1


1

32.

Дорожка здоровья. Упражнения с мячами.

1


1

33.

КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»

1

1


34.

Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

1


1

35.

Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

1


1

36.

Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

1


1

Содержание  программы

1. Что такое правильная осанка

Введение. Дать представление о правильной осанке. Обратить  внимание на положение различных частей тела ребенка. Выполнение упражнений на осанку. Игра «Угадай, где правильно», подвижные игры.

2. Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата.

Беседа о том, что такое опорно-двигательный аппарат. Презентация. Дать представление о том, что такое искривление позвоночника, плоскостопие.

3. Береги свое здоровье

 Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы. Комплекс гимнастики «Утята». Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Дерево»

4.Путешествие в страну Спорта и Здоровья

Игра – путешествие. Игры на свежем воздухе.

5. Почему мы двигаемся?

Дать понятие об опорно-двигательной системе. Сообщения, презентации.

6. Веселые матрешки

 Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп. Комплекс «матрешки».  Упражнение «Подтяни живот». Подвижные игры.

7. По ниточке

 Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки. Подвижные игры.

8. Ловкие зверята

Просмотр мультфильма. Комплекс корригирующей гимнастики. Самомассаж. Подвижные игры.

9. Зарядка для хвоста

Беседа о правильной позе при сидении за столом. Комплекс корригирующей гимнастики. Познакомить с ритмическим танцем. Упражнение «Подтяни живот». Релаксация «Море». Привлекать детей к оценке своей позы во время работы за столом.

10. Вот так ножки

 Беседа о значении самомассажа. Разминка в виде самомассажа (плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней). Комплекс статистических упражнений.  Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине. Подвижные игры.

11. Ребята и зверята

 Изображение позы при стоянии, сидении, ходьбе. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки. Ритмический танец. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики. Релаксация под звучание музыки.

12. Пойдем в поход 

Профилактика нарушений осанки. Игровые упражнения.

13. Веселые танцоры

Беседа о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении, о правильной постановке стоп. Ритмический танец. Релаксация «Снег»

14. На птичьем дворе

Комплекс корригирующих упражнений. Упражнение «Ласточка». Подвижные игры.

15. Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия. Релаксация «Спинка отдыхает» Подвижные игры.

16. Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Встань правильно». Задание на проверку своего пульса. Комплекс упражнений на дыхание.

17. Мальвина и Буратино

Беседа на тему «Как приучить себя делать зарядку»

Ритмический танец.  Комплекс корригирующей гимнастики. Упражнения для мышц ног.

18. Незнайка в стране здоровья

Презентация"Упражнения для укрепления здоровья детей". Исследовательские работы. Разновидности ходьбы и бега. Упражнения «Ровная спина». Самомассаж. Релаксация «Отдыхаем»

19. Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

20. Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику.

Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений на дыхание.

21. Мы куклы

Комплекс пластической гимнастики. Ритмический танец. Релаксация «Куклы отдыхают»

22. Мы танцоры

Упражнения на правильную осанку, ритмический танец.

23. Путешествие в страну Шароманию

Беседа на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку». Сообщения. Упражнение «Надуем шары». Дыхательная гимнастика.

24. Поможем себе стать красивыми

Исследовательские работы. Просмотр мультфильма. Самомассаж спины и стоп.

25. У царя обезьян

 Ходьба с различным выполнением заданий. Упражнение «Пройди через болото». Упражнение в висе.

26. Движение и здоровье

Сообщения, презентации.

27. Отгадай загадки

Комплекс упражнений «Загадки»

28. Десять советов

Исследовательские работы по теме: «Как сохранить своё здоровье»

29. Веселая маршировка

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

30. Будь здоров

Беседа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Просмотр мультфильма.

 Упражнения со скакалками. Выполнение упражнений в парах.

31.  Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка

Беседа «Учим себя следить за своим здоровьем».  Упражнения со скакалками.  Комплекс пластической гимнастики

32. Дорожка здоровья

Исследовательские работы. Упражнения с мячами.

33. КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»

Задания и конкурсы. Закрепление изученного.

34-36. Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

                                           Планируемые результаты

Личностные результаты.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение, учить работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из дополнительных источников.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оздоровительные результаты программы:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к учащимся.

Посещать кружок систематически, регулярно, не бояться сложных и непосильных задач, следовать девизу: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть».

Мониторинг

Программа кружка открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.

В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится обсуждение. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.

Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.

2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства.

3. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М.: Просвещение, 2003.

4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. - М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.

6. Милюкова И. В. Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей. - М. : Издательство Эксмо; СПб. : Сова, 2003.

7.  Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

8. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

9.Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

10 Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

11.Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.

12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

Интернет- ресурсы

veselajashkola.ruzdorovie…zdorovya-detejshkole/

schoolurga.my1.ruЗдоровье детей в школе

 violet-lady.rukak-soxranit-zdorovev-shkole/   

zdorovayashkola.ru

shkolapodelok.ruposlovicy…zdorove-dlya-detej.html

nsportal.ruВУЗ…-zdorove-detey-v-shkole

chudostranichki.ru

Календарно-тематическое планирование работы кружка

«Здоровейка» на 2019-2020 учебный год

№ занятия

Темы

Количество часов

Из них теория

Из них практика

Дата по плану

Дата по факту

1.

Что такое правильная осанка. Упражнения на осанку

1

1




2.

Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата

1

1




3.

Береги свое здоровье

1

1




4.

Путешествие в страну Спорта и Здоровья

1


1



5.

Почему мы двигаемся

1

1




6.

Веселые матрешки.

1


1



7.

По ниточке.

1


1



8.

Ловкие зверята.

1


1



9.

Зарядка для хвоста. Знакомство с ритмическим танцем.

1


1



10

Вот так ножки.

1


1



11.

Ребята и зверята.

1


1



12.

Пойдем в поход.

1


1



13.

Веселые танцоры.  

1


1



14.

На птичьем дворе.

1


1



15.

Закрепление правильной осанки.

1


1



16.

Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику. Дыхательная гимнастика.

1


1



17.

 Мальвина и Буратино. Ритмический танец.

1


1



18.

Незнайка в стране здоровья.

1

1




19.

Закрепление правильной осанки. Комплекс упражнений.

1


1



20.

Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику. Дыхательная гимнастика.

1


1



21.

Мы куклы. Комплекс пластической гимнастики. Ритмический танец.

 

1


1



22.

Мы танцоры. Ритмический танец «Аэробика»

1


1



23.

Путешествие в страну Шароманию. Упражнение «Надуем шары».

1


1



24.

Поможем себе стать красивыми.

1

1




25.

У царя обезьян. Упражнения в висе.

1


1



26.

Движение и здоровье.

1

1




27.

Отгадай загадки. Комплекс упражнений «Загадки».

1


1



28.

Десять советов. Как сохранить своё здоровье.

1

1

1



29.

Веселая маршировка. Комплекс упражнений.

1


1



30.

Будь здоров. Упражнения со скакалками.

1


1



31.

Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка. Комплекс пластической гимнастики.

1


1



32.

Дорожка здоровья. Упражнения с мячами.

1


1



33.

КВН «Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу»

1

1




34

Закрепление правильной осанки

Комплекс упражнений. Подвижные игры.

1


1



























































Пояснительная записка.

                    Программа кружка «Мой профессиональный выбор» реализует социальное направление внеурочной деятельности среднего школьного возраста,  обеспечивает формирование у учащихся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия,  сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Эта программа актуальна тем, что определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации. Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

          Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников. Данный кружок позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Цель программы:

создания среды самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями;

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

- развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

- формирование положительного отношения к себе, уверенности в    своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами

1.Результат освоения программы курса внеурочной деятельности

Предметные:

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Метапредметные:

- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Раздел 1. Основы профессионального и жизненного самоопределения (5 ч).

Введение в курс «Мой профессиональный выбор». Основы жизненного и профессионального самоопределения. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Значение, ситуация и правила выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии.

Раздел 2. Мир труда и профессий (5 ч).

Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразия мира труда. Классификация профессий. Формула профессии. Профессиональная деятельность и карьера человека. Рынок труда и его требования к профессионалу.

Раздел 3. Человек и профессия (13 ч).

Профессионально важные качества личности. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Особенности психических процессов и выбор профессии. Темперамент и выбор профессии. Характер и выбор профессии. Роль способностей в профессиональной деятельности. Тип личности и выбор профессии. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность и самооценка.

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (11 ч).

Анализ профессиональной деятельности. Профессиональные пробы и творческие проекты. Профильное обучение предпрофильная подготовка. Пути получения профессионального образования. Профессиональная консультация. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание. Готовность к профессиональному самоопределению.

            Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, развивают учебную мотивацию и выбора профиля обучения и расширяется кругозор школьников.

3.Тематическое планирование

Раздел, тема занятия

Теория

Практика

Дата

План

Факт

1

Введение в курс «Мой профессиональный выбор»

+




2

Основы жизненного и профессионального самоопределения

+

+



3

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

+

+



4

Значение, ситуация и правила выбора профессии

+

+



5

Типичные ошибки при выборе профессии

+

+



6

Профессия и специальность: происхождение и сущность

+

+



7

Многообразия мира труда

+

+



8

Классификация профессий. Формула профессии

+

+



9

Профессиональная деятельность и карьера человека

+

+



10

Рынок труда и его требования к профессионалу

+

+



11

Профессионально важные качества личности

+

+



12

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

+

+



13

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

+

+



14

Особенности психических процессов и выбор профессии

+

+



15

Темперамент и выбор профессии

+

+



16

Характер и выбор профессии

+

+



17

Роль способностей в профессиональной деятельности

+

+



18

Тип личности и выбор профессии

+

+



19

Здоровье и выбор профессии

+

+



20

Профессиональная пригодность и самооценка

+

+



21

Анализ профессиональной деятельности

+

+



22

Профессиональные пробы и творческие проекты

+

+



23

Профильное обучение предпрофильная подготовка

+

+



24

Пути получения профессионального образования

+

+



25

Профессиональная консультация

+

+



26

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание

+

+



27

Готовность к профессиональному самоопределению.

+

+



28

Трудоустройство

+

+



29

Трудовой кодекс РФ.

+

+



30

Охрана труда.

+

+



31

Практикум составления заявлений.

+

+



32

Коллаж «Моя будущая профессия»

+

+



33

«Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

+

+



34

Повторительно-обобщающий урок

+

+



4.Список литературы

1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10

классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.

2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и

твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.

3.Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню строителя: опыт

работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание.- 2008.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание

школьников.- 2011.

4.Пряжников Н.С.Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники . - М.: ВАКО,

2005.

5.Резапкина, Г. Холланд+Климов=? / Т. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ.

"Первое сент.".- 2007.






















Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой  спортивно-оздоровительного кружка «Белая ладья» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

- Устав МБОУ Моген-Буренской СОШ с.Кызыл-Хая

- План внеурочной деятельности в 5 классе  МБОУ Моген-Буренской СОШ с.Кызыл-Хая

Общая характеристика кружка

     Внеурочная деятельность «Белая ладья» реализует спортивно-оздоровительное  направление во  внеурочной деятельности в 5 классе   в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель:

*создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

*развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного  общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,  а также развитию двигательной способности  учащихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

*формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

*развитие потребности в занятиях  спортом;

*развитие внимания и мотивации школьника;

*развитие наглядно-образного мышления;

*организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

*включение учащихся в разностороннюю деятельность;

*формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

*воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

Ценностные ориентиры содержания

    Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника.

 Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в основной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия  является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

 Объём программы

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» для 5 класса  составлена  на основе авторской программы  Тимофеева А.А., предусматривающей 35 часов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

   

Ожидаемые  результаты

*овладение навыками игры в шахматы;

*интеллектуальное развитие детей;

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Белая ладья».

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

*развитие любознательности и сообразительности;

*развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

*развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

*развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

К концу года учащиеся должны знать:

*шахматную доску и её структуру;

*обозначение полей линий;

*ходы и взятия всех фигур, рокировку;

*основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

К концу года учащиеся должны уметь:

*играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

*записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

*находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

*оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

*планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

*определять общую цель и пути её достижения;

*решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Материально – техническое обеспечение

Методические пособия:

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Технические средства обучения:

*Компьютер

*Шахматы

Содержание работы кружка «Белая ладья»

Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (13 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись

шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на

мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между

понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный

шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и

неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя

Дебютные ловушки

Календарно-тематическое планирование кружка «Белая ладья»


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

35 ч

Содержание деятельности

Дата проведения


план

факт












1

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

1

Чтение  дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.




2

Шахматная доска.

1

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".




3

Шахматная доска.

1

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.














4-5

Шахматные фигуры.

Знакомство с шахматными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

1

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"




6-7

Начальное положение.

1

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".




8

Ладья.

1

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".




9

Ладья.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".




10

Слон.

1

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.




11

Слон.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".




12

Ладья против слона.

Разбор дидактических заданий, ознакомление с терминами

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".




13

Ферзь.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".




14

Ферзь.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".




15

Ферзь против ладьи и слона.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".




16

Конь.

1

Место коня в начальном положении.







 Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".




17

Конь.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".




18

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".















19

Пешка.

1

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".





20

Пешка.

1

Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".





21

Пешка против  ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".





22

Король.

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).





23

Король.

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).





24

Король против других фигур.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".





25

Шах.

1

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".





26

Шах.

1

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".





27

Мат.

1

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".





28

Мат.

1

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".
















29

Условные обозначения перемещения, взятия.

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".





30

Рокировка.

1

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
















31

Ценность фигур.
Единица измерения ценности.

1

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".





32

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

1

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".
















33

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.





34

Классификация дебютов.

1

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.





35

Анализ учебных партий.

1
























































Программа шахматного кружка для учащихся 7-8 классов рассчитана на 35 занятий, 1 час в неделю.

Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине, безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий.

Работа с учениками проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах: 

  • доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);

  • наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы;

  • индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов;

  • коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;

  • сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;

  • связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);

  • сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.

Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры.

Основные формы работы:

  • Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;

  • Занимательные вопросы из жизни шахмат;

  • Шахматные партии;

  • Работа со словарем шахмат;

  • Турниры;

  • Презентации.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный;

  • проблемный;

  • поисковый;

  • эвристический.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.

Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.

Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.

Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Кружковцам предлагается исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.

Шахматы, даря детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.

Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:

1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.

2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.

3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.

4. У ребенка формируется внутренний план действий 
(способности действовать в уме).

5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Ожидаемые результаты:

  1. возросший интерес к шахматам;

  2. развитие интеллектуальных способностей;

  3. воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,  партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат(ничья);

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Темы занятий

к/ час

1.


Вводное занятие. Что такое шахматы?

1

2.


Развитие шахмат.

1

3.


Шахматная доска.

1

4.


Поле боя и войско.

1

5.


Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур.

1

6.


«Способности» фигур.

1

7.


Ходы и взятие фигур

1

8.


Что такое вечный Шах и Пат.

1

9.


Ценность шахматных фигур. Кто сильнее?

1

10.


Достижение материального перевеса.

1

11.


Ценность шахматных фигур.

1

12.


Способы защиты.

1

13.


Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие).

1

14.


Ладья против слона

1

15.


Ферзь. Ферзь против слона и ладьи.

1

16.


Конь против ферзя, слона и ладьи.

1

17.


Мат ферзем.

1

18.


Мат двумя слонами.

1

19.


Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

1

20.


Типичные матовые финалы.

1

21.


Рокировка и ее правила

1

22.


Шахматная партия

1

23.


Техника матования одинокого короля

1

24.


Достижение мата без жертвы материала

1

25.


Ничья, пат.

1

26.


Шахматный дебют

1

27.


Основы дебюта

1

28.


Основы Миттешпиля.

1

29.


Шахматная комбинация

1

30.


Шахматная комбинация

1

31.


Шахматная комбинация

1

32.


Шахматная комбинация

1

33.


Шахматная комбинация

1

34-35


Заключительное занятие

2

Итого:

35

4. Мероприятия

  1. Школьный шахматный турнир, (23 января – 24 февраля).

  2. Районные соревнования в зачет Спартакиады школьников.

5. Содержание программы кружка

1 Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2 Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

3 Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.

4 «Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

5 Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.

6 Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах». Что такое пат? Дидактическое задание «Мат или пат».

7  Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?».

8  Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

9  Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

10  Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

11  Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.

12 Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

13м Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

14  Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

15  Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

16  Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

17  Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»

18  Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

19  Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

20  Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

21  Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

22  Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

23  Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.

24  Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.

25  Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

26  Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».

27  Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)

28  Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

29  Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

30-31 Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

32  Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

33-34  Заключительное занятие. Шахматный вечер «Что? Где? Когда?».

6. Перечень учебно-методических средств.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационная доска с шахматными фигурами – 1;

  1. Шахматы – 5;

  1. Шахматные часы – 1;

  2. Компьютер;

  3. Проектор;

  4. Интерактивная доска;

  5. Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.

Литература

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;

  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;

  3. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;

  4. Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;

  5. Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;

  6. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;

  7. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;

  8. Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;

  9. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;

  10. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;

  11. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 
(10-11-х классы)

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • основной образовательной программы СОО.

Цель курса:

формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.



Основные задачи:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;

  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

  • формирование культуры поведения в информационной среде.



Учебный курс предназначен для обучающихся 10-11-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.



Форма организации: дискуссионный клуб.



Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству.

Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

  • День знаний

  • Наша страна – Россия

  • 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского

  • День музыки

  • День пожилого человека

  • День учителя

  • День отца

  • Международный день школьных библиотек

  • День народного единства

  • Мы разные, мы вместе

  • День матери

  • Символы России

  • Волонтеры

  • День Героев Отечества

  • День Конституции

  • Тема Нового года. Семейные праздники и мечты

  • Рождество

  • День снятия блокады Ленинграда

  • 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского

  • День российской науки

  • Россия и мир

  • День защитника Отечества

  • Международный женский день

  • 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова

  • День воссоединения Крыма с Россией

  • Всемирный день театра

  • День космонавтики. Мы – первые!

  • Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками

  • День Земли

  • День Труда

  • День Победы. Бессмертный полк

  • День детских общественных организаций

  • Россия – страна возможностей



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностные результаты:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.



Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты



Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • активной роли человека в природе.



Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

  • семье и семейным традициям;

  • учебе, труду и творчеству;

  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • природе и всем формам жизни.



Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

  • к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

  • к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

  • к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • к художественному творчеству.



Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.







Тематическое планирование

(11 класс)

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

Дата

1

День знаний. Что я знаю?

Групповая дискуссия

1


2

Мы – Россия, возможности - будущее

Групповая дискуссия

1


3

Мы сами создаем свою Родину

Урок-рассуждение

1


4

Невозможное сегодня станет возможным завтра

Интерактивная карта

1


5

Обычаи и традиции моего народа как прошлое соединяется с настоящим?

Мини-сочинение

1


6

Какие качества необходимы учителю

Мини-сочинение

1


7

Отчество от слова отец

Урок-рассуждение

1


8

Что мы музыкой зовем

Групповая дискуссия

1


9

Счастлив тот кто у себя дома

Работа с интерактивной картой

1


10

Мы едины, мы одна страна!

Работа с интерактивной картой

1


11

Многообразие языков и культур народов России

Конкурс стихов, конкурс чтецов

1


12

Материнский подвиг

Обсуждение видеоматериалов

1


13

Государственные символы России: история и современность

Проблемная дискуссия

1


14

Жить – значит действовать

Проблемная дискуссия

1


15

Память – основа совести и нравственности (Лихачев Д)

Деловая игра

1


16

Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за других

Групповое обсуждение

1


17

Светлый праздник Рождества

Рожественские чтения

1


18

Полет мечты

Работа с историческими документами

1


19

Кибербезопасность: основы

Работа с историческими документами

1


20

Ты выжил, город на Неве

Групповая дискуссия

1


21

С чего начинается театр

Работа с интерактивной картой

1


22

Ценность научного познания

Работа с видеоматериалами

1


23

Россия в мире

Мини-эссе

1


24

Признательность доказывается делом

Работа с газетными публикациями, интернет-публикациями

1


25

Нет ничего невозможного

Работа с интерактивной картой

1


26

Букет от коллег

Творческая лаборатория

1


27

Гимн России

Обсуждение фильма «Время первых»

1


28

Крым на карте России

Работа с историческими документами

1


29

Искусство – это не что, а как

Фестиваль идей

1


30

Истории великих людей, которые меня впечатлили

Встреча с людьми разных профессий

1


31

Есть такие вещи, которые нельзя простить?

Литературная гостиная

1


32

Экологично или вредно

Социальная реклама

1


33

Перед нами все двери открыты

Творческий флешмоб

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!