СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предмету география для профессий  социально - экономического  профиля разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

   - самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ»
















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ВД 02 ГЕОГРАФИЯ

























2013г.

Программа по предмету география для профессий социально - экономического профиля разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).


Организация-разработчик:







Разработчики:

Преподаватель Кузнецова Е.В.








Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин






Протокол №__ от « » ______________ 2013г.






Председатель методической комиссии Кузнецова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14





































1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ».


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и может быть использована для профессиональной подготовки технических специальностей среднего профессионального образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована для реализации базисного учебного плана, реализующего основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общеобразовательному циклу в блоке профессиональные образовательные дисциплины.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;


  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 22 часов.




















2. Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

44

В том числе:


практические занятия

7

контрольные работы

2

Самостоятельная работа (всего)

22

В том числе

Внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, решение задач, творческие работы разных видов, подготовка рефератов по темам).

22


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.





















2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4






44


ВВЕДЕНИЕ



Содержание учебного материала

1


1

География как наука. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

1

1-2

1. Источники географической информации



Содержание учебного материала

2


1

Географическая карта – особый источник информации о действительности.


1

2

2

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

1

2

Практические занятия

0


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами лекций.

1

2. Политическая карта мира


Содержание учебного материала

4


1

Страны на современной политической карте мира.

1

2

2

Экономическая типология стран мира по ВВП.

1

2

3

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

1

2

4

Практическая работа №1: «Знакомство с политической картой мира»

1

2

Практические занятия

1


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами.

Подготовка к практической работе.

2

3. География населения мира


Содержание учебного материала

6

1-2

1

Численность и воспроизводство населения.

1

2

Состав и структура населения

1

1-2

3

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

1

1-2

4

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира.

1

2

5

Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

1


6

Практическая работа №2: «Определение демографической ситуации и особенностей демографи­ческой политики в разных странах и регионах мира.»

1

2-3

Практические занятия

1


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами.

Вопросы к практической работе.

Подготовка сообщений по темам:

  • Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.

  • Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).

  • Современные функции и проблемы крупных городов.

4

4. География мировых природных ресурсов


Содержание учебного материала

5


1

Природные ресурсы Земли, их виды.

1

1-2

2

Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

1

2

3

География природных ресурсов Земли.

1

2

4

Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.

1

2

5

Практическая работа №3: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

1

2

Практические занятия.

1


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами и материалом учебника.

Вопросы к практической работе.

Подготовка сообщений по теме:

  • Организация особо охраняемых природных территорий; их география.

3

5. География мирового хозяйства


Содержание учебного материала

8

1

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

1

2

2

Международное географическое разделение труда.

1

2

3

Международная специализация и кооперирование

1

2

4

От­расли международной специализации стран и регионов мира

1

2

5

Внешние экономические связи

1

2

6

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

1

2

7

Практическая работа №4: «Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства»

1

2-3


8

Зачет 1

1

2-3

Практические занятия.

1


Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами.

Подготовка к зачету.

2


6. Регионы и страны мира


Содержание учебного материала

8

1

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

1

1-2

2

Страны Западной Европы.

1

1-2

3

Страны Азии.

1

2-3

4

Страны Африки.

1

2

5

Экономическо-географическая характеристика стран Северной Америки

1

2

6

Экономическо-географическая характеристика стран Латинской Америки

1


7

Австралия и Океания

1


8

Практическая работа №5: «Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики».

1


Практические занятия.

1


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектами.

Подготовка к практической работе.

Составление экономическо-географической характеристики страны (по выбору).

4

7. Россия в современном мире (повторительно-обобщающий)


Содержание учебного материала

3

1

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России.

1

2

2

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

1

2

3

Практическая работа №6: «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.»

1

2

Практические занятия.

1


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по темам:

  • Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.

  • Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

3

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества




Содержание учебного материала

4

1

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

1

2

2

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.


1

2

3

Практическая работа №7: «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической си­туацией, а также географических аспектов других глобальных проблем че­ловечества»



4

Зачет 2.

1

2

Практические занятия.

1


Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание эссе на тему: «Роль географии в решении глобальных проблем человечества».

Подготовка к зачету.

3


Резерв времени

3


Всего

44


3. Условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета .

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся и рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • телевизор

  • Видеомагнитофон

  • DVD

  • Диски

  • Видеокассеты

- компьютер;

- проектор;

- экран.


Наглядные пособия:

Политическая карта мира

Карта мира

Атласы

Плакаты

Стенды «сегодня на уроке»

Глобус

Обучающие средства:

- инструкции для практических работ;

- учебные элементы;

- уроки презентаций;

- учебный видеоматериал по темам: Великие географические открытия. Экологические проблемы человечества. Города мира: Париж. Лондон. Египет. Древняя империя-Индия. Демографическая политика государств.
  • Электронные издания: «Журнал «Наука и жизнь»»; «Энциклопедия "Кругосвет"»
  • Коллекции: «Интерактивные задачи по химии»; «Модули для коллективной работы»; «Органическая химия. Видеоопыты »; «Платформа "1С Образование 3.0"»
  • Уроки географии 10-11 класс.

  • методический материал для уроков.


Контрольные материалы:

- тесты по темам;

- индивидуальные контрольные задания;

- пакет контрольных вопросов;

- контрольные работы


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для обучающихся


Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2005

Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008

Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 20005.


Для преподавателей


Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.

Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.


Перечень интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/


2.Центр образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru/

3. Энциклопедия "Кругосвет".http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/

4. Школа LV. http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=7

5.ФИПИ. http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/

6. Uroki.net http://www.uroki.net/docgeo.htm

7.География в школе. http://periodika.websib.ru/taxonomy/term/14141

8. География в школе http://enc-dic.com/pedagogics/Geografija-V-SHkole-363.html

9. Российская школа. http://russiaschool.narod.ru/geogrefia10.html

10.Электронная версия журнала: «География» http://geo.1september.ru/

11.Образование для ваших детей. http://tavr-obrazovanie.ru/load/srednjaja_shkola/geografija/21-6-2



4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


1. Предварительный контроль.(Диагностические контрольные работы)

2.Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.

3.Тематический контроль проводится по завершении изучения темы.

4.Заключительный контроль проводится в конце курса -дифференцированный зачет.

5.Практический контроль проводится при проведении практических занятий.

6.Индивидуальный контроль проводится на уроках.

Оценка деятельности обучающегося осуществляется:

в процессе освоения образовательной программы: выполнения практических работ, творческо-поисковой, научно-исследовательской работы; интерпретации результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
















2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!