ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Утверждаю
Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Операционные системы и среды
2023 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО
Разработчик:
Мельянцева М.Ю., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Рассмотрено на заседании ЦК экономических дисциплин и информационных технологий
Протокол № 9 от «13» апреля 2023 г.
Председатель ЦК ____________ /М.Ю. Мельянцева/
Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол №6 от «20» апреля 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | 10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы и среды
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Операционные системы и среды является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих ООП СПО.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью общепрофессионального цикла ООП СПО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 07 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ЛР1-ЛР17 | Уметь: – использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работоспособности вычислительной техники; – работать в конкретной операционной системе; – работать со стандартными программами операционной системы; – поддерживать приложения различных операционных систем. | Знать: – состав и принципы работы операционных систем и сред; – понятие, основные функции, типы операционных систем; – машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью; – принципы построения операционных систем; – способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования; – понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 110 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 60 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 36 |
практические занятия | 60 |
самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем | 6 |
Промежуточная аттестация (в т.ч. консульации) | 8 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы и среды
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы операционных систем | 42 | |
Тема 1.1 Основные понятия об операционных системах | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Понятие операционной системы. Общие сведения об операционных системах. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем. Задачи администрирования операционных систем. | 2 |
Отличительные особенности современных операционных систем: DOS, Windows, Mac OS, Linux, QNX OS/2. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 8 |
Лабораторное занятие № 1. Мониторинг операционной системы. | 2 |
Лабораторное занятие № 2. Работа в оболочке командной строки. PowerShell, CMD. | 2 |
Лабораторное занятие № 3. Порядок загрузки операционной системы. Управление параметрами загрузки операционной системы. | 2 |
Лабораторное занятие № 4. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №1. Подготовка сообщения на тему «Поколения операционных систем». | 2 |
Тема 1.2 Работа с файлами | Содержание учебного материала | 28 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Работа с файлами. Файловая система. Виды файловых систем. Физическая организация файловой системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. | 2 |
Типы файлов. Файловые операции, контроль доступа к файлам. Планирование задания. Переносимость ОС. Имена файлов. Атрибуты файлов. Работа с файлами и каталогами. | 2 |
Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование). Основные операции при работе с файлами: создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 20 |
Лабораторное занятие № 5. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. | 2 |
Лабораторное занятие № 6. Работа с реестром ОС. | 2 |
Лабораторное занятие № 7. Работа с конфигурационными файлами ОC Unix. | 2 |
Лабораторное занятие № 8. Создание и редактирование файлов в редакторе Edit. | 2 |
Лабораторное занятие № 9. Работа с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование). | 2 |
Лабораторное занятие № 10. Работа с выводом содержимого файла в соответствии с заданными условиями. | 2 |
Лабораторное занятие №11. Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, командные файлы. | 2 |
Лабораторное занятие №12. Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками. | 2 |
Лабораторное занятие №13. Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами. | 2 |
Лабораторное занятие №14. Повышение отказоустойчивости операционных систем. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №2. Составление терминологического словаря на тему: «Основы операционных систем». | 2 |
Раздел 2. Структура, процессы и безопасность в операционных системах | 46 | |
Тема 2.1 Модели операционных систем. Ядро операционной системы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Различные модели операционных систем. Структуры операционных систем. Устройство мобильных операционных систем. Виды ядер. Экзоядро. Модель клиент-сервер. | 2 |
Виды оболочек операционных систем, различия, характеристики. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Лабораторное занятие №15. .Изучение структуры ОС MSDOS, MSWindows. | 2 |
Тема 2.2 Процессы и приоритеты | Содержание учебного материала | 16 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Понятие процесса. Понятие потока. Межпроцессорное взаимодействие. Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса. | 2 |
Межпроцессорное взаимодействие. Понятие взаимоблокировки. Ресурсы, обнаружение взаимоблокировок. Избегание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок. | 2 |
Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 10 |
Лабораторное занятие № 16. Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами. | 2 |
Лабораторное занятие № 17. Работа с планировщиком заданий. | 2 |
Лабораторное занятие № 18. Управление процессами ОС Linux. | 2 |
Лабораторное занятие № 19. Создание пользовательских скриптов ОС Unix. | 2 |
Лабораторное занятие № 20. Определение и изменение приоритета процесса. | 2 |
Тема 2.3 Основы управления памятью. | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Основное управление памятью. Подкачка. Виртуальная память. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. Ввод – вывод информации в операционных системах. | 2 |
Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода-вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах. | 2 |
Алгоритмы замещения страниц. Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемы и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок. Вопросы реализации: участие ОС в процессе подкачки, обработка страничного прерывания, разделение политики и механизмы. Сегментация памяти. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 8 |
Лабораторное занятие № 21. Настройка и работа с сетью. Конфигурирование сети ОС Unix. | 2 |
Лабораторное занятие № 22. Управление оперативной памятью. | 2 |
Лабораторное занятие № 23. Распределение физической памяти. | 2 |
Лабораторное занятие № 24. Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования. | 2 |
Тема 2.4 Основные принципы безопасности | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. | 2 |
Механизмы защиты. Надежные системы. Восстанавливаемость файловых систем. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 6 |
Лабораторное занятие № 25. Резервное копирование и восстановление данных в Windows. | 2 |
Лабораторное занятие № 26. Резервное копирование и восстановление данных в Unix. | 2 |
Лабораторное занятие № 27. Настройка брандмауэра и браузеров. | 2 |
Раздел 3. Сетевые операционные системы | 14 | |
Тема 3.1 Основы передачи данных в сети | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Сетевая модель OSI. Основные протоколы передачи данных. Стеки протоколов FTP SSH. | 2 |
Обзор серверных дистрибутивов операционных систем. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 4 |
Лабораторное занятие № 28 Настройка сетевого протокола. | 2 |
Лабораторное занятие № 29 Обжим сетевого кабеля и настройка ЛВС. | 2 |
Тема 3.2 Среда передачи данных | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Проводной и беспроводной доступ к сети: устройства и кабели. Адресация в сети. Провайдеры. Понятие хостинга. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторное занятие № 30. Обеспечение беспроводного подключения | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №3. Создание презентации по теме: «Сетевые операционные системы». | 2 |
Промежуточная аттестация ( в.т.ч. консультации) | 8 | |
Всего | 110 | |
3 условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Операционные системы», библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Лаборатория «Операционных систем» оснащена:
автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже i5, оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги, HDD не менее 1 Тб, монитор с диагональю не менее 21“) с доступом в интернет и программным обеспечением общего и профессионального назначения (средства разработки программного обеспечения);
автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже i5, оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги) с программным обеспечением общего и профессионального назначения (средства разработки программного обеспечения);
проектор, экран/маркерная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
3.2.1. Основные печатные издания
Батаев, А. В. Операционные системы и среды: учебник / А. В. Батаев, Н. Ю. Налютин, С. В. Синицын. Изд. 4-е, стереотип. - М.: Издательский Центр "Академия", 2020.-272 с.
Безопасность операционных систем: учеб. пособие / Под ред. С. В. Скрыля.- М.: ИЦ «Академия», 2021.-256 с.
Партыка, Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 560 с.
Рудаков А.В. Операционные системы и среды. Учебник для СПО/ А.В. Рудаков, – М.: Издательство КУРС. - 2022. – 304 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гостев, И. М. Операционные системы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. М. Гостев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04951-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453469.
2. Рудаков, А. В. Операционные системы и среды [Электронный ресурс]: учебник / Рудаков А. В. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2018. — 304 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/946815.
3. Журавлев, А. Е. Инфокоммуникационные системы. Программное обеспечение / А. Е. Журавлев, А. В. Макшанов, А. В. Иванищев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 376 с. — ISBN 978-5-507-44964-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/250817
4. Тенгайкин, Е. А. Организация сетевого администрирования. Сетевые операционные системы, серверы, службы и протоколы. Практические работы / Е. А. Тенгайкин. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-9783-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198497
5. Операционные системы. Программное обеспечение : учебник для спо / Составитель Куль Т. П.. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-8114-8419-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176677.
6. Староверова, Н. А. Операционные системы : учебник для спо / Н. А. Староверова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 412 с. — ISBN 978-5-8114-8984-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186048
3.2.3. Дополнительные источники
1. Батаев А.В. Операционные системы и среды: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.В. Батаев, Н.Ю. Налютин, С.В. Синицына. – 3-е изд., стр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с
2. Операционные системы. Основы UNIX: учеб. пособие / А. Б. Вавренюк, О. К. Кутепов, В. В. Макаров. - М.: ИНФРА-М, 2018.-160 с.
3. Курячий, Г. В. Операционная система Linux. Курс лекций: учебное пособие / Г. В. Курячий, К. А. Маслинский. - М.: ALT Linux; Изд-во ДМК Пресс, 2016.-348 с.
4. Основные функции и состав операционной системы. Режим доступа: http://srtv.fcior.edu.ru/card/23407/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html
5. Практические работы по дисциплине "Операционные системы и среды". Режим доступа https://infourok.ru/prakticheskie-raboti-po-discipline-operacionnie-sistemi-i-sredi-3057286.html.
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения1 | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
Знать: -состав и принципы работы операционных систем и сред; -понятие, основные функции, типы операционных систем; -машинно-зависимые свойства операционных систем: обработка прерываний, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью; -принципы построения операционных систем; -способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования; -понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса. | Количество правильных ответов на вопросы теста - не менее 60%. Соответствие результатов работ модельным | Тестирование Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
Уметь: -использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работа вычислительной техники; -работать в конкретной операционной системе; -работать со стандартными программами операционной системы; -поддерживать приложения различных операционных систем. | Соответствие результатов выполнения и оформления практических заданий модельным результатам и/или примерам выполнения | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ. Текущий контроль в форме защиты практических работ |
1 Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной дисциплины.
3