СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины ОП.05 Операционные системы и среды

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины ОП.05 Операционные системы и среды»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)




Утверждаю

Зам. директора

____________Г.Л. Полежаева













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 Операционные системы и среды



















2023 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы



Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО


Разработчик:

Мельянцева М.Ю., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО


Рассмотрено на заседании ЦК экономических дисциплин и информационных технологий

Протокол № 9 от «13» апреля 2023 г.

Председатель ЦК ____________ /М.Ю. Мельянцева/



Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол №6 от «20» апреля 2023 г.















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

10

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Операционные системы и среды


1.1 Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Операционные системы и среды является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих ООП СПО.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы


Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью общепрофессионального цикла ООП СПО.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17.


1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ОК 01

ОК 07

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ЛР1-ЛР17

Уметь:

  • – использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работоспособности вычислительной техники;

  • – работать в конкретной операционной системе;

  • – работать со стандартными программами операционной системы;

  • – поддерживать приложения различных операционных систем.

Знать:

– состав и принципы работы операционных систем и сред;

– понятие, основные функции, типы операционных систем;

– машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;

– принципы построения операционных систем;

– способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;

– понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

110

в т.ч. в форме практической подготовки

60

в т. ч.:

теоретическое обучение

36

практические занятия

60

самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем

6

Промежуточная аттестация (в т.ч. консульации)

8







2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы и среды

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основы операционных систем

42



Тема 1.1 Основные понятия об операционных системах


Содержание учебного материала

14

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17


Понятие операционной системы. Общие сведения об операционных системах. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем. Задачи администрирования операционных систем.

2

Отличительные особенности современных операционных систем: DOS, Windows, Mac OS, Linux, QNX OS/2.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

8

Лабораторное занятие № 1. Мониторинг операционной системы.

2

Лабораторное занятие № 2. Работа в оболочке командной строки. PowerShell, CMD.

2

Лабораторное занятие № 3. Порядок загрузки операционной системы. Управление параметрами загрузки операционной системы.

2

Лабораторное занятие № 4. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.

2

Самостоятельная работа обучающихся №1. Подготовка сообщения на тему «Поколения операционных систем».

2

Тема 1.2 Работа с файлами

Содержание учебного материала

28

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Работа с файлами. Файловая система. Виды файловых систем. Физическая организация файловой системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы.

2

Типы файлов. Файловые операции, контроль доступа к файлам. Планирование задания. Переносимость ОС. Имена файлов. Атрибуты файлов. Работа с файлами и каталогами.

2

Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование). Основные операции при работе с файлами: создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

20

Лабораторное занятие № 5. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов.

2

Лабораторное занятие № 6. Работа с реестром ОС.

2

Лабораторное занятие № 7. Работа с конфигурационными файлами ОC Unix.

2

Лабораторное занятие № 8. Создание и редактирование файлов в редакторе Edit.

2

Лабораторное занятие № 9. Работа с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование).

2

Лабораторное занятие № 10. Работа с выводом содержимого файла в соответствии с заданными условиями.

2

Лабораторное занятие №11. Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, командные файлы.

2

Лабораторное занятие №12. Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками.

2

Лабораторное занятие №13. Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.

2

Лабораторное занятие №14. Повышение отказоустойчивости операционных систем.

2

Самостоятельная работа обучающихся №2. Составление терминологического словаря на тему: «Основы операционных систем».

2

Раздел 2. Структура, процессы и безопасность в операционных системах

46


Тема 2.1 Модели операционных систем. Ядро операционной системы


Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Различные модели операционных систем. Структуры операционных систем. Устройство мобильных операционных систем. Виды ядер. Экзоядро. Модель клиент-сервер.

2

Виды оболочек операционных систем, различия, характеристики.

2

В том числе практических занятий

2

Лабораторное занятие №15. .Изучение структуры ОС MSDOS, MSWindows.

2

Тема 2.2 Процессы и приоритеты

Содержание учебного материала

16

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Понятие процесса. Понятие потока. Межпроцессорное взаимодействие. Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса.

2

Межпроцессорное взаимодействие. Понятие взаимоблокировки. Ресурсы, обнаружение взаимоблокировок. Избегание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок.

2

Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

10

Лабораторное занятие № 16. Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.

2

Лабораторное занятие № 17. Работа с планировщиком заданий.

2

Лабораторное занятие № 18. Управление процессами ОС Linux.

2

Лабораторное занятие № 19. Создание пользовательских скриптов ОС Unix.

2

Лабораторное занятие № 20. Определение и изменение приоритета процесса.

2

Тема 2.3 Основы управления памятью.

Содержание учебного материала

14

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Основное управление памятью. Подкачка. Виртуальная память. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. Ввод – вывод информации в операционных системах.

2

Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода-вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах.

2

Алгоритмы замещения страниц. Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемы и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок. Вопросы реализации: участие ОС в процессе подкачки, обработка страничного прерывания, разделение политики и механизмы. Сегментация памяти.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

8

Лабораторное занятие № 21. Настройка и работа с сетью. Конфигурирование сети ОС Unix.

2

Лабораторное занятие № 22. Управление оперативной памятью.

2

Лабораторное занятие № 23. Распределение физической памяти.

2

Лабораторное занятие № 24. Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.

2

Тема 2.4 Основные принципы безопасности

Содержание учебного материала

10

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности.

2

Механизмы защиты. Надежные системы. Восстанавливаемость файловых систем.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

6

Лабораторное занятие № 25. Резервное копирование и восстановление данных в Windows.

2

Лабораторное занятие № 26. Резервное копирование и восстановление данных в Unix.

2

Лабораторное занятие № 27. Настройка брандмауэра и браузеров.

2

Раздел 3. Сетевые операционные системы

14


Тема 3.1 Основы передачи данных в сети

Содержание учебного материала

8

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Сетевая модель OSI. Основные протоколы передачи данных. Стеки протоколов FTP SSH.

2

Обзор серверных дистрибутивов операционных систем.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторное занятие № 28 Настройка сетевого протокола.

2

Лабораторное занятие № 29 Обжим сетевого кабеля и настройка ЛВС.

2

Тема 3.2 Среда передачи данных

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 07, ПК.2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Проводной и беспроводной доступ к сети: устройства и кабели. Адресация в сети. Провайдеры. Понятие хостинга.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторное занятие № 30. Обеспечение беспроводного подключения

2

Самостоятельная работа обучающихся №3. Создание презентации по теме: «Сетевые операционные системы».

2

Промежуточная аттестация ( в.т.ч. консультации)

8


Всего

110


3 условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Операционные системы», библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Лаборатория «Операционных систем» оснащена:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже i5, оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги, HDD не менее 1 Тб, монитор с диагональю не менее 21“) с доступом в интернет и программным обеспечением общего и профессионального назначения (средства разработки программного обеспечения);

  • автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже i5, оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги) с программным обеспечением общего и профессионального назначения (средства разработки программного обеспечения);

  • проектор, экран/маркерная доска.


3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы

(перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Батаев, А. В. Операционные системы и среды: учебник / А. В. Батаев, Н. Ю. Налютин, С. В. Синицын. Изд. 4-е, стереотип. - М.: Издательский Центр "Академия", 2020.-272 с.

  2. Безопасность операционных систем: учеб. пособие / Под ред. С. В. Скрыля.- М.: ИЦ «Академия», 2021.-256 с.

  3. Партыка, Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 560 с.

  4. Рудаков А.В. Операционные системы и среды. Учебник для СПО/ А.В. Рудаков, – М.: Издательство КУРС. - 2022. – 304 с.


3.2.2. Основные электронные издания

1. Гостев, И. М. Операционные системы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. М. Гостев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04951-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453469.

2. Рудаков, А. В. Операционные системы и среды [Электронный ресурс]: учебник / Рудаков А. В. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2018. — 304 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/946815.

3. Журавлев, А. Е. Инфокоммуникационные системы. Программное обеспечение / А. Е. Журавлев, А. В. Макшанов, А. В. Иванищев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 376 с. — ISBN 978-5-507-44964-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/250817

4. Тенгайкин, Е. А. Организация сетевого администрирования. Сетевые операционные системы, серверы, службы и протоколы. Практические работы / Е. А. Тенгайкин. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-9783-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198497

5. Операционные системы. Программное обеспечение : учебник для спо / Составитель Куль Т. П.. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-8114-8419-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176677.

6. Староверова, Н. А. Операционные системы : учебник для спо / Н. А. Староверова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 412 с. — ISBN 978-5-8114-8984-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186048


3.2.3. Дополнительные источники

1. Батаев А.В. Операционные системы и среды: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.В. Батаев, Н.Ю. Налютин, С.В. Синицына. – 3-е изд., стр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с

2. Операционные системы. Основы UNIX: учеб. пособие / А. Б. Вавренюк, О. К. Кутепов, В. В. Макаров. - М.: ИНФРА-М, 2018.-160 с.

3. Курячий, Г. В. Операционная система Linux. Курс лекций: учебное пособие / Г. В. Курячий, К. А. Маслинский. - М.: ALT Linux; Изд-во ДМК Пресс, 2016.-348 с.

4. Основные функции и состав операционной системы. Режим доступа: http://srtv.fcior.edu.ru/card/23407/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html

5. Практические работы по дисциплине "Операционные системы и среды". Режим доступа https://infourok.ru/prakticheskie-raboti-po-discipline-operacionnie-sistemi-i-sredi-3057286.html.


4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения1

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

Знать:

-состав и принципы работы операционных систем и сред;

-понятие, основные функции, типы операционных систем;

-машинно-зависимые свойства операционных систем: обработка прерываний,

обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;

-принципы построения операционных систем;

-способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;

-понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной

системы, виды пользовательского интерфейса.

Количество правильных ответов на вопросы теста - не менее 60%.

Соответствие результатов работ модельным


Тестирование

Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

Уметь:

-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работа

вычислительной техники;

-работать в конкретной операционной системе;

-работать со стандартными программами операционной системы;

-поддерживать приложения различных операционных систем.

Соответствие результатов выполнения и оформления практических заданий модельным результатам и/или примерам выполнения

Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ.

Текущий контроль в форме защиты практических работ




1 Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной дисциплины.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!