СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык » (уровень среднего общего образования) (10 -11 классы) Срок реализации 2 года \

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета " Русский язык"рассчитана на обучение в 10 -11 классах (по 2 часа в неделю) : 68 часов в 10 классе и 66 часов в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык » (уровень среднего общего образования) (10 -11 классы) Срок реализации 2 года \»

Приложение к основной

образовательной программе СОО

(Приказ № ___/01-12

от 31.08.2020)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25» ГОРОДА КАЛУГИ


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

________ ___________________

подпись Ф.И.О.

_____________ 2020 года


РАССМОТРЕНО


на заседании методического объединения

_____________________________


Протокол № __________от 28.08.2020г.

Председатель МО


________ ___________________

подпись Ф.И.О.









ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



«Русский язык »

(уровень среднего общего образования)

(10 -11 классы)

Срок реализации 2 года

\







г. Калуга






1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета „Русский язык “ для 10-11 классов (базовый уровень) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, представленным в ФГОС.

Программа разработана на основе авторской программы Т.М.Воителевой, опубликованной в учебном издании «Русский язык и литература (базовый уровень) программа для 10 — 11 классов: среднее общее образование / Т. М. Воителева, И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 94 с.».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

Учебник Русский язык и литература/ 10 класс/ Т.М.Воителева Русский язык (базовый уровень) Москва Издательский центр» Академия»,2018.

Учебник Русский язык и литература/ 11 класс/ Т.М.Воителева Русский язык (базовый уровень) Москва Издательский центр» Академия»,2019.

Программа учебного предмета „Русский язык“ рассчитана на обучение с 10-го по 11-й класс по 2 часа в неделю : 10-й класс – 68 часов в год; 11 класс – 66 часов в год.


2. Планируемые результаты освоения раздела учебного предмета:

Личностные результаты:

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков; осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов

  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить его чистоту как явления национальной культуры;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различ- ных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

  • готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, применяя адекватные языковые средства; использование приобретен- ных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, в образовательной, общественно полез- ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию;

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информа- ционных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

Предметные результаты:

  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

  • способность выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа текста с учетом его стилистической и жанрово-родовой специфики;

  • осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


3. Содержание учебного курса.



10 КЛАСС

Глава 1. Наука о языке

Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык — национальный язык русского народа. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Языковая норма, ее функции и типы. Использование лингвистических словарей и справочников разных типов.


Глава 2. Язык и речь

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Речеведческий анализ текста.

Фонемный уровень языковой системы.


Глава 3. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия

Звук речи. Соотношение звука и буквы. Фонема. Слог, ударение, интонация. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Основные интонационные нормы. Нормы письменной речи: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з- — с-. Правописание и — ы после приставок. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Лексико-фразеологический уровень языковой системы.


Глава 4. Лексика и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексические средства выразительности речи. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы, антонимы, паронимы, их изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза. Оксюморон. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас русского языка. Фразеологизмы, их роль в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Лексические и фразеологические словари.

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.


Глава 5. Морфемика и словообразование

Состав слова. Виды морфем. Многозначность и омонимия морфем. Морфемы-синонимы. Основа слова. Виды основ. Способы словообразования в русском языке. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова. Нормы письменной речи: правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- — пре-. Правописание сложных слов.

Морфологический уровень языковой системы.


Глава 6. Морфология и правила правописания частей речи

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи. Их текстообразующая функция.

Имя существительное. Грамматические признаки существительного. Употребление в речи форм имен существительных.

Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательных.

Имя числительное. Грамматические признаки числительных. Употребление имен числительных в речи.

Местоимение. Грамматические признаки местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глаголов. Употребление форм глагола в речи. Морфологические нормы.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Грамматические признаки причастий и деепричастий. Образование причастий и деепричастий. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Синтаксические нормы употребления причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Построение предложений с причастным и деепричастным оборотом.

Наречие. Грамматические признаки наречий. Употребление наречий в речи. Морфологические нормы. Использование местоимённых наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния. Их грамматические признаки. Употребление слов категории состояния.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.

Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Союзы и частицы как средство связи предложений в тексте.

Нормы письменной речи: правописание грамматических форм слов.

Междометия и звукоподражательные слова.

Повторение и обобщение материала



11 КЛАСС

Повторение изученного в 10 классе . Анализ текста.

Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Словосочетание как номинативная единица синтаксиса. Синтаксические нормы в области согласования и управления. Синонимия словосочетаний. Предложение как коммуникативная синтаксическая единица. Простое предложение, его структура и семантика. Грамматическая основа предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глагола-сказуемого как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения ( определение, приложение, дополнение, обстоятельство). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставные предложения и их типы. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы, использование их во всех типах и стилях речи. Полные и неполные предложения, их роль в речи. Предложения с однородными членами. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов с союзами и без союзов. Предложения с обособленными членами, их роль в построении речи. Пунктуация в предложениях с обособленными членами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Предложения с вводными и вставными конструкциями, их роль в речи, стилистическое различие между ними. Использование обращений в разных стилях как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями и обращениями. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочинённые предложения: семантика, структура, функционирование в речи. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Сложноподчинённое предложение: семантика, строение, функционирование в речи. Виды придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним и несколькими придаточными. Сложное бессоюзное предложение: семантика, строение, функционирование в речи. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Использование сложных бессоюзных предложений в речи. Сложные предложения с разными видами связи, использование их в речи. Период: семантика, структура, функционирование в речи. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, с косвенной речью, несобственно- прямая речь. Пунктуация в предложениях с чужой речью. Диалог. Знаки препинания в диалоге. Цитата. Способы введения цитаты в речь.

Культура речи и стилистика

Основные требования в речи: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Связь раздела « Культура речи» с другими разделами русского языка ( повторение норм русского литературного языка). Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные признаки, назначение. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Информационная обработка текста. Виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация. Соединение в тексте различных типов речи. Стилистический анализ текста.

Функционирование языковых единиц в речи .

Употребление лексических единиц в речи. Использование синонимов, антонимов, паронимов в текстах разных стилей. Употребление грамматических форм слова в речи. Употребление единиц синтаксиса в речи. Употребление словосочетаний. Особенности употребления односоставных предложений. Использование предложений с однородными членами. Употребление сложных предложений. Синтаксические синонимы.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы языка: перифраз, гипербола, литота, ирония, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, эпитет и др. Стилистические фигуры: антитеза, градация, инверсия, анафора, перифраза, параллелизм, риторический вопрос.

Общие сведения о языке .

Язык как историческое и развивающееся явление. Связь языка с культурой, обществом, историей народа. Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Литературный язык и язык художественной литературы.

Готовимся к зкзаменам .

Обобщение знаний на основе анализа текстов различных функциональных стилей и типов речи.


4. Тематическое планирование.

10 класс


Название темы


Количество

часов

1


Наука о языке



4

2


Язык и речь



8

3


Фонемный уровень языковой системы.

Фонетика, графика, орфография, орфоэпия



11

4


Лексика и фразеология



8

5


Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.

Морфемика и словообразование



9

6


Морфологический уровень языковой системы.

Морфология и правила правописания частей речи



28








Всего


68 часов



11 класс


п/п

Тема программы

Количество часов по программе



1.





Повторение изученного по орфографии, лексике,

словообразованию и морфологии.


5

2.


Синтаксис и пунктуация

24


3.


Сложное предложение:


20



4.

Культура речи и стилистика

12


5.



Функционирование языковых единиц в речи


5


Всего

66



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!