ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (танцевальная студия) разработана на основе:
Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ.
Примерная основная образовательная программа среднего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по среднему образованию, протокол заседания №1/15 от 08.04.2015)
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 405 от 09.06.2015 г. «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
Приказ МОН РФ от 31.03.2014г. №253 и приказ № 576 от 08.06.2015г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48);
Программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г. Авторская программа по учебному предмету ритмика для учащихся 1-4 классов Смоленцевой Елены Анатольевны
Устав МБОУ СОШ № 32 г. Шахты, утвержденный Постановлением Администрации г. Шахты от 28.07.15 г. №4149
Приказ Минобразования Ростовской области 14.07.2011 № 610 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области 08.08.2014 № 24\411-4851\м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 32 на 2015-2016 учебный год.
Протокол №1 заседания МО от 28.08.15 г.
Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 32. Протокол №1 педагогического совета от 28.08.2015г.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Уроки в танцевальной студии повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Учебная нагрузка составляет 1 час в неделю.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа состоит из четырёх разделов:
1.Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.Ритмико-гимнастические упражнения.
3.Игры под музыку.
4.Танцевальные упражнения.
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
2.РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Подскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз;
четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема занятия |
план | факт |
| | 1-я четверть (9 занятий) |
1 | 2015 сент 2 | | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. Разминка. Закрепление навыков и знаний. |
2 | 9 | | Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса. Упражнения на развитие координации. |
3 | 16 | | Постановка танцевального этюда. Портерная разминка. |
4 | 23 | | Танцевальные шаги, повторение. Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. |
5 | 30 | | Элементы народной хореографии. Движения по диагонали. |
6 | окт 7 | | Повторение точек зала, музыкально-ритмические упражнения. Растяжка на ковриках. |
7 | 14 | | Работа над техникой исполнения этюда. Упражнения на ориентировку в пространстве. |
8 | 21 | | Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Повороты туловища с передачей предмета. Упражнения на ориентировку в пространстве. |
9 | 28 | | Импровизация под заданную музыку. Повторение пройденного материала. |
| | 2-я четверть (7 занятий) |
10 | нояб 11 | | Танцевальные шаги. Упражнения на развороты стоп. Упражнения на ковриках для гибкости. |
11 | 18 | | Тренировочный танец с хлопками. Шаг кадрили. Ритмико-гимнастические упражнения. Ходьба хороводным шагом. Перестроения из колонны в два круга. |
12 | 25 | | Аллегро( прыжки из разных позиций). Подготовка номеров к номеров к новогоднему празднику. |
13 | дек 2 | | Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса. Ритмико-гимнастические упражнения. |
14 | 9 | | Упражнения на ковриках для выворотности ног, для укрепления мышц и суставов. |
15 | 16 | | Репетиционная работа |
16 | 23 | | Репетиционная работа. Подведение итогов. |
| | 3-я четверть (10 занятий) |
17 | 2016 янв 13 | | Портерная разминка на середине зала. Элементы народно-сценического танца. |
18 | 20 | | Повторение шагов кадрили.Движения в парах. Разучивание народных движений. |
19 | 27 | | Упражнения на ковриках. Портерная гимнастика на середине зала. |
20 | февр 3 | | Подготовка танцевальных номеров к весеннему празднику. Постановочная и репетиционная работа. |
21 | 10 | | Классические движения. Закрепление и усовершенствование исполнения классического экзерсиса. Движения по кругу в образах животных. |
22 | 17 | | Ритмико-гимнастичекие упражнения. Перестроения из двух линий в круг. Прочес из двух линий. |
23 | 24 | | Разучивание новых движений в народном танце. Портерная разминка на середине зала. |
24 | март 2 | | Упражнения на ковриках для гибкости спины. Подготовка номеров к весеннему празднику. |
25 | 9 | | Импровизация под заданную музыку. |
26 | 16 | | Прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр наглядного материала. |
| | 4-я четверть (8 занятий) |
27 | апр 6 | | Ритмико-гимнастические упражнения. Разминка на середине зала, движение по кругу, по диагонали. |
28 | 13 | | Постановка танцевального этюда. Танцевально-ритмические упражнения. |
29 | 20 | | Силовые упражнения на ковриках. Разучивание танцевальных шагов, положения рук. |
30 | 27 | | Подготовка к отчётному выступлению (линейка). |
31 | май 4 | | Отработка сложных моментов танца. Слушание музыки: разбор ритма. |
32 | 11 | | Работа над техникой исполнения. |
33 | 18 | | Портерная гимнастика на середине зала. |
34 | 25 | | Импровизация под заданную музыку. Подведение итогов. |
1-я четверть – 9 3-я четверть – 10
2-я четверть – 7 4-я четверть – 8 34 часа