ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (танцевальная студия) разработана на основе следующих документов:
Законы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 №362-ЗС).
Программы:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
Постановления:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного гос. Сан. врача РФ от 24.11.2015 №81).
Приказы:
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказовМинобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального гос. образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Приказ Министерства общего и проф. образования Ростовской области от 18.04.2016 №271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образоват. организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской обл., на 2016-2017 уч. год;
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образоват. программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Письмо Министерства общего и проф. образования Ростовской области №24/4.1. «О примерной структуре рабочих программ учителя»
Устав МБОУ СОШ №32 г.Шахты, утвержденный Постановлением Администрации г.Шахты от 28.07.2015г №4149;
Основная образовательная программа МБОУ СОШ №32 г.Шахты на 2016-2017 уч. год;
Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №32 (протокол педсовета №1 от 30.08.2016г)
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Уроки в танцевальной студии повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Учебная нагрузка составляет 1 час в неделю.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа состоит из четырёх разделов:
1.Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.Ритмико-гимнастические упражнения.
3.Игры под музыку.
4.Танцевальные упражнения.
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
2.РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны сдвижениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные подскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, подскоки. Основные движения народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами);
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема занятия |
план | факт |
| 2016г. | 1-я четверть (17 занятий) |
1 2 3 | сент 01 06 08 | | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. Разминка на середине зала. |
4 5 | 13 15 | | Общеразвивающие упражнения. Ритмико-гимнастические упражнения. |
6 7 | 20 22 | | Хоровод. Рисунки хоровода. Координация движения. Портерная разминка. |
8 9 | 27 29 | | Игроритмика «тихо-громко». Танцевальные шаги с подъемом колена. Движения на развитие координации. |
10 11 | окт.04 06 | | Разучивание танцевального этюда. Работа над техникой исполнения танца. |
12 13 | 11 13 | | Повторение точек зала, музыкально-ритмические упражнения. Упражнения на ковриках для гибкости спины, для выворотности ног. |
14 15 | 18 20 | | Работа над техникой исполнения. Индивидуальное творчество. |
16 17 | 25 27 | | Растяжка на ковриках. Тренировочный танцевальный этюд «Листопад». Повторение пройденного материала |
| | 2-я четверть (16 занятий) |
18 19 | нояб.08 10 | | Танцевальные шаги: переменный, трилистник, с притопом. Упражнения на ковриках. |
20 21 | 15 17 | | Постановка танцевальных этюдов. Танцевальные шаги в образах животных. |
22 23 | 22 24 | | Ходьба хороводным шагом по кругу, «змейкой» друг за другом. Отработка движений, техника исполнения. |
24 25 | 29 дек.01 | | Ритмико-гимнастические упражнения. Импровизация под заданную музыку. |
26 27 | 06 08 | | Подготовка концертных номеров к новогоднему празднику. Построение в круг и два круга, в шеренгу и колонну. |
28 29 | 13 15 | | Репетиционная работа. Музыкально-подвижные игры. |
30 31 | 20 22 | | Повторение пройденного материала. |
32 33 | 27 29 | | Репетиционные работы Подведение итогов. |
| | 3-я четверть (20 занятий) |
34 35 36 | янв.12 17 19 | | Упражнения на ковриках для выворотности ног, для укрепления мышц и суставов. Упражнения на улучшение гибкости. |
37 38 | 24 26 | | Повторение классических движений. Упражнения на координацию движений. Эмоциональное исполнение танцевальных движений. |
39 40 | 31 февр 02 | | Элементы народно-сценического танца. Разучивание народных движений (дроби, хлопушки). Репетиционная работа. Повторение движений. |
41 42 | 07 09 | | Priparasion в народном танце. Положение рук в танцах разных национальностей. |
43 44 45 | 14 16 21 | | Комбинация хлопушек в характере русского танца. Подготовка танцевальных номеров к весеннему празднику. Постановочная и репетиционная работа. |
46 47 | 28 март02 | | Ритмико-гимнастические упражнения. Разучивание новых движений в народном танце. |
48 49 | 07 09 | | Ритмико-гимнастические упражнения. Разучивание новых движений в народном танце. |
50 51 | 14 16 | | Портерная разминка на середине зала. Перестроения из двух линий в круг и в два круга. |
52 53 | 21 23 | | Репетиционные работы. Упражнения на ковриках для гибкости спины. |
| | 4-я четверть (15 занятий) |
54 55 | апр.04 06 | | Разучивание танцевальных шагов. Ритмико-гимнастические упражнения. Портерная разминка на середине зала. |
56 57 | 11 13 | | Разучивание танцевальных этюдов. Работа над техникой исполнения. Построения в колонну по парам, ручеек. |
58 59 | 18 20 | | Танцевально-ритмические упражнения. Силовые упражнения на ковриках. |
60 61 | 25 27 | | Разминка на середине зала, движение по кругу(по линии танца, против линии танца). |
62 63 64 | май02 04 11 | | Подготовка к отчётному выступлению (линейка). Работа над техникой исполнения. Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. |
65 66 | 16 18 | | Репетиционные работы. |
67 68 | 23 25 | | Прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр видеоматериала Подведение итогов. |
1-я четверть – 17 3-я четверть – 20
2-я четверть – 16 4-я четверть – 15 68 часов