Программа воспитания и социализации обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
Цель и задачи программы.
Цель программы — социализация и адаптация личности, успешно взаимодействующей с социальной средой, овладение обучающимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нем; подготовка к сознательному участию в гражданской жизни, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.
Задачи программы:
1)задачи в обучении:
- Формирование умения работать над проблемными задачами (анализировать состав
задачи, определять полезную информацию, выявлять область обществоведческих знаний,
из которой следует извлечь недостающие знания),
- Формирование умения анализировать и интерпретировать текст,
- Формирование умения выражать и аргументировать собственную оценку и суждение.
- Формирование умения проводить наблюдение и оценивать явления и события,
происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социальнополитические, культурологические знания;
- Формирование умения оценивать собственные действия и действия других людей с точки
зрения нравственности, права и экономической рациональности
- Формирование умения конструктивно разрешать конфликтных ситуаций в
моделируемых учебных задачах и в реальной жизни.
- Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.
2)задачи в развитии:
- развитие у обучающихся навыков публичного выступления помощью эффективного
использования средств литературного языка;
- развитие кругозора, мышления, исследовательских умений;
- развитие у обучающихся стремления анализировать свою речь и речь своих
товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
задачи в воспитании:
- воспитание патриотизма, гражданской ответственности обучающихся.
Введение.
Один из возможных путей социализации учащихся - это вовлечение самих учащихся в межличностное познавательное общение и взаимодействие (то есть интеракцию), наиболее важной особенностью которого является, способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Конструирование системы использования интерактивных методов и технологий как средства социализации школьников на уроках истории и обществознания.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.
В соответствии с концепцией Н.М.Таланчука социализация личности - это «синергетический процесс ее социального становления, обусловленный взаимодействием следующих начал – целенаправленного социального воспитания, самосовершенствования личности и влияний на личность социально-педагогической инфраструктуры общества и его социумов».
Определение социализации, данное Н.М. Таланчуком, выводит на понимание процесса социального становления как формирования ориентированной основы поведения и деятельности личности, отраженного в сформированной под воздействием социальных факторов и педагогического регулирования «личностной композиции социальных отношений».
Целенаправленная социализация осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в процессе организованной профессионально-педагогической деятельности. Ведущая роль в данном процессе отводится историко-обществоведческим предметам, так как именно они дают наибольшее представление обо всех сферах жизнедеятельности общества. Эти предметы формируют у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими качествами выступают патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыслительной деятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала, включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно-политических событий; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению к ключевым событиям отечественной истории.
Актуальность опыта
В связи с тем, что современное российское общество переживает период становления новой системы ценностей, которая нацелена на выявление приоритета интересов гражданина и формирование основ правового государства и гражданского общества, большое значение приобрела проблема социальной адаптации человека в новых условиях жизнедеятельности. Сталкиваясь со сложными жизненными ситуациями, относящимися к различным сферам деятельности: семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой, люди зачастую не в состоянии самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Особенно трудно приходится молодым людям, которые еще не имеют достаточного жизненного опыта. И чтобы помочь им найти свое место в жизни и стать достойными членами общества, еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.
Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают основную задачу перед обществоведческими дисциплинами - содействие социализации личности. При этом подразумевается: ее становление, гражданское воспитание, усвоение индивидом культурных ценностей, моральных и юридических норм, достойных образцов поведения, формирование патриотических чувств причастности к судьбе Отечества, жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта.
Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, которое содействует ее вхождению в мир общественных ценностей и, в то же время, открывает и утверждает уникальное и неповторимое собственное «Я». Задача формирования у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира является актуальной для всей системы образования.
Поскольку, согласно научным представлениям, социализация личности происходит в трех сферах – деятельности, общении и самосознании, новые стандарты выдвигают следующие требования к таким школьным предметам как обществознание и история:
в сфере деятельности
- ориентировка учащихся в основных видах социальной активности;
- формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина;
- осознание личных и социальных возможностей их осуществления;
в сфере общения
- обогащение содержания и форм общения учащихся с другими членами социума;
- раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;
в сфере самосознания
- формирование собственного «Я» как активного субъекта деятельности;
- осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей;
- формирование самооценки и саморегуляции.
Реализовать эти требования в процессе обучения школьников невозможно без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления ими знаний. В связи с чем, необходимо не преподносить знания учащимся, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение приходит к учащемуся не без помощи учителя, в связи с чем, педагог должен дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном счете ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития, социализации.
Один из возможных путей социализации учащихся - это вовлечение самих учащихся в межличностное познавательное общение и взаимодействие (то есть интеракцию), наиболее важной особенностью которого является, способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для социализации учащихся в урочное и внеурочное время на основе активного внедрения в образовательный процесс интерактивных методов и технологий обучения.
Работа по теме опыта осуществляется с 2018 года, с момента обнаружения проблемы овладения социальным опытом обучающихся, снижения социальной активности учащихся 9 классов.
Диапазон применения опыта основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности обучающихся и представляет собой единую систему «урок – внеурочная деятельность». При этом в данную систему входят уроки истории, обществознания, работа кружка по истории, участие в добровольческой деятельности, различных социальных акциях и проектах. Эта система способствует достижению положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся. У них складывается позитивная оценка возможности получить необходимые знания и образование, востребованные в дальнейшей общественной и профессиональной деятельности в условиях постиндустриального общества. Опыт работы может быть использован учителями истории и обществознания, отдельные приемы и методы могут быть приемлемы в работе учителей различной предметной направленности.
Новизна опыта состоит в конструировании системы использования интерактивных методов и технологий как средства социализации школьников на уроках истории и обществознания.
Результаты реализации программы социализации:
Когнитивный компонент Знание формальных и неформальных законов общества, законов информационной безопасности, знание об многокультурности России, её многоконфессиональности, расовых различиях, социальных статусах населения и др. Деятельностнопрактический компонент: Коммуникативные умения, приобретенные в процессе формирования УУД, умения конструктивно действовать в обществе, находить компромиссы в конфликтных ситуациях, умение применять знания для решения практических задач и проблем.
Рефлексивные умения: адекватная оценка деятельности, умение делать выводы, организовывать и осуществлять деятельность, принимать участие во взаимодействии с различными социальными стратами, социальными институтами и др. Умение безопасно жить в информационном обществе. Умение воздействовать на окружающую действительности на основе собственных моральных и культурных ценностей (неадаптивность).
Опыт применения умений: Участие в деятельности школьного самоуправления, детских объединений, общественных организаций, опыт поведения в нестандартных, экстремальных ситуациях, конструктивный опыт, опыт общения посредством сети Интернет.
Корректировка умений На основе приобретенного опыта происходит корректировка умений, необходимых для позитивной неадаптивной социализации
Формы работы:
беседы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии, туристические походы с ориентацией на актуальные для школьников моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия;
конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, презентации, выставки, кружки максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;
полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.;
Новые эффективные педагогические технологии создают условия, инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и деятельностные технологии; интерактивные технологии; игровые технологии.
Формы занятий
Изучение Конституции Российской Федерации, основных прав и обязанностей граждан России, политического устройства Российского государства, его институтов, их роли в жизни общества, символов государства.
Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.
Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России.
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Виды деятельности:
Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение учащимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т.д.
Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.
Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.
1.Урочная деятельность.
Уроки истории, обществознания.
2.Внеурочная деятельность.
Цикл бесед «Государственная символики России»
Циклы классных часов «Мы патриоты», «Правовой ликбез»
Проектная деятельность:
Исследовательские проекты «Летопись родного края»
Творческий проект-конкурс «Мои земляки - герои».
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Краеведческая деятельность:
Образовательная заочная экскурсия «Смоленск город-герой».
Экскурсии в музеи.
Проблемно-ценностное общение:
Встречи с интересными людьми.
Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн.
Социальное творчество (акции):
Акция «Дорогою Добра».
Историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции.
Акция «Доброхоты».
Акция «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Акция «Свеча памяти».
3. Внешкольная деятельность Ежегодное участие в районных, территориальных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях, участие в районных и областных акциях и мероприятиях, посвященных памятным датам, участие в волонтерской деятельности.
Планируемые результаты реализации программы социализации:
Образовательные эффекты | Воспитательные эффекты | Социальные эффекты |
Формирование УУД | Формирование чувства ответственности | Формирование гражданской позиции |
Получение знаний о будущей профессии | Формирование культурных, нравственных норм | Профессиональные пробы |
Для оценки эффективности воспитательного процесса в рамках настоящей концепции воспитательной работы возможно определить следующие критерии и показатели.
Критерии | Показатели |
Отношение учащихся к внеклассной работе | Достижения воспитанников в различных социальных сферах |
Состояние уровня социализированности обучающихся | Высокий уровень социализированности обучающихся (по диагностике) Проявление социальных инициатив Реализация социальных инициатив |
Взаимодействие учащихся внутри классного коллектива | Высокий уровень сплоченности классного коллектива, наличие самоуправления |
Отношение родителей к жизни класса, школы | Наличие родительского самоуправления, активное участие родителей в жизни класса, школы Активное участие родителей в социальных акциях школы Проявление инициативы по организации внеклассной, досуговой деятельности школьников |
Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования | Рост числа воспитанников, занимающихся в различных творческих объединениях, спортивных секциях, кружках. Социальная направленность дополнительного образования (организация мероприятий, акций, направленных на решение социальных проблем класса, школы, социума) |
Уровень удовлетворенности родителей, педагогов и детей жизнью класса, школы | Положительные отзывы о школе, классе, участниках УВП. |
Система оценки достижения планируемых результатов:
1. Мониторинг социальной активности обучающихся.
2. Мониторинг личностного роста обучающихся, изучение социализированности личности обучающегося.
3. Мониторинг профессиональной направленности личности обучающегося.
4. Портфолио обучающегося
Содержание:
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
- сознательное принятие базовых национальных ценностей,
-любовь к России, своему краю, школе, народу, героическому прошлому и настоящему Отечества,
-понимание высокой ценности человеческой жизни,
-понимание значений религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения,
-умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков,
-стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания,
-понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи в жизни человека,
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, нарушениям общественного порядка
Ценности:
- нравственный выбор,
-жизнь и смысл жизни,
- справедливость,
- милосердие,
- честь, достоинство,
- уважение родителей,
- уважение достоинства другого человека,
- свобода совести,
- свобода вероисповедания,
- толерантность,
- представление о светской этике, вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения,
- духовно-нравственное развитие личности.
Виды деятельности:
Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.
Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.
Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.
Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.
Формы занятий:
- классные часы, беседы,
- встречи,
- субботники,
- социальные проекты,
- концерты,
- творческие конкурсы,
- соревнования,
- экскурсии,
- просмотр кинофильмов,
- изучение учебных дисциплин,
- беседы о семье.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
умение придавать экологическую направленность любой деятельности,
демонстрировать экологическую грамотность в разных формах деятельности,
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека,
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья: физического, психического, физиологического, социально-психологического, духовного и их зависимости от экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни,
интерес к подвижным играм, спортивным соревнованиям, занятиям в спортивных секциях, туристические походы,
способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека,
опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, экологическую безопасность,
знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований,
развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности,
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, рациональной организации режима дня и питания,
опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях,
негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков, психоактивных веществ (ПАВ).
Ценности:
-ценность во всех ее проявлениях,
-экологическая безопасность,
-экологическая грамотность,
-экологическая культура,
-экологически целесообразный здоровый безопасный образ жизни,
-ресурсосбережение,
-экологическая ответственность,
-социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды,
-устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Виды деятельности:
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.
Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических агитбригад, походов по родному краю.
Участвуют в практической природоохранительной деятельности.
Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.
Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).
Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.
Формы занятий:
-беседы,
- просмотр учебных фильмов,
- практические занятия,
- экологические акции,
- изучение учебных дисциплин,
- конкурсы, проекты,
- беседы с педагогами, школьным психологом, медицинским работником,
- беседы с родителями.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества,
осознание нравственных основ образования,
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ,
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу,
сформированность позитивного отношения к учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, выполнять работы по графику и в срок,
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу,
готовность содействовать в благоустройстве школы,
знакомство с трудовым законодательством.
Ценности:
-научное знание,
-стремление к познанию и истине,
-интеллектуальное развитие личности,
-уважение к труду,
-нравственный смысл труда, творчество и созидание,
-настойчивость и целеустремленность,
-бережливость,
-выбор профессии.
Виды деятельности:
Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов.
Участвуют в экскурсиях на предприятия, в учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.
Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Моя трудовая семья».
Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, конкурсы и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).
Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, других трудовых и творческих общественных объединений, как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время).
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).
Формы занятий:
- изучение учебных дисциплин,
- предметные олимпиады, конкурсы, викторины,
- классные часы,
- семейные праздники,
- субботники,
- трудовые акции.