СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС» (программа социализации учащихся)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа социализации "Первый раз в первый класс" разработана для учащихся 1 класса коррекционных школ Vlll вида. Она поможет привести в систему работу по адаптпации первоклассников к жизни в школе-интернате и их социализации в современных условиях.  

Просмотр содержимого документа
««ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС» (программа социализации учащихся)»

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лесозаводская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»




«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

(программа социализации учащихся)





Авторы: Денисова М.М.

Захарова Е.М.



г. Лесозаводск


2013г.


СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация…………………………………………………………….1

Сведения об авторах………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………4

Пояснительная записка………………………………………………6

Основное содержание………………………………………………..8

Предполагаемый результат освоения программы…………………9

Календарно-тематическое планирование………………………….10

Результаты реализации программы………………………………..13

Приложение…………………………………………………………14

Литература…………………………………………………………..27

















АННОТАЦИЯ

У первоклассников специальной (коррекционной) школы 8 вида имеется недоразвитие не только познавательных процессов, но и отставание в физическом развитии, скудные представления об окружающей их действительности. В начале учебного года мы выяснили, что наши учащиеся не знают своего полного имени, дня рождения, не могут назвать свой домашний адрес, не имеют представления о трудовой деятельности членов своей семьи. Они затрудняются назвать имя и отчество своих родителей. Из двенадцати учеников 1-го класса только двое до поступления в школу посещали детский сад. Родители не уделяют своим детям должного внимания, не читают им, не ведут познавательные и развивающие беседы. Дети предоставлены сами себе, познают окружающий мир самостоятельно. Наши ученики понятия не имеют о режиме дня, у них не сформированы элементарные санитарно-гигиенические навыки, они не приучены к самообслуживающему труду. Из-за речевого недоразвития они не могут общаться с взрослыми и сверстниками, у них очень бедный словарный запас.

Все эти проблемы и побудили нас к созданию данной программы. В процессе её реализации мы начали работу по коррекции недостатков, имеющихся у наших учащихся. Программа поможет привести в систему работу по адаптации первоклассников к жизни в школе-интернате и их социализации в современных условиях.

Программа социализации «Первый раз в первый класс» разработана для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Может быть использована учителями и воспитателями коррекционных школ-интернатов. Программа содержит рекомендации по ознакомлению учащихся с окружающей действительностью, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.


1


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ




ФИО: Денисова Марина Михайловна

Дата рождения: 12.12.1976 г.

Образование: среднее специальное, Спасское педагогическое училище, 1996 г.

Педагогический стаж: 16 лет.

Должность: учитель начальных классов.

Служебный адрес: г. Лесозаводск, ул. Урицкого, 20.

Домашний адрес: г. Лесозаводск, ул. Камышовая, д.1-в, кв. 4.


2




ФИО: Захарова Елена Михайловна

Дата рождения: 26.02.1968 г.

Образование: среднее специальное.

Педагогический стаж: 27 лет.

Должность: воспитатель.

Служебный адрес: г. Лесозаводск, ул. Урицкого, 20.

Домашний адрес: г. Лесозаводск,

ул. Октябрьская, д.109, кв.10.




3

ВВЕДЕНИЕ


Окружающий мир есть совокупность взаимосвязанных между собой систем: системы природы и социальной системы.

Система природы – соединяет в себе естественные условия существования жизни на Земле (неживая природа, флора, фауна, человек как биологическое существо), оценку взаимоотношений природы и человеческого общества.

Система социальная – включает место человека в обществе и среди людей, знакомство с правилами поведения в общественных местах, с нормами взаимоотношения между людьми. Детей подводят к усвоению различных социальных понятий: «школа», «класс», семья», «дом», «город», «страна», «право», «обязанность», «закон» и т. д., дающих представление об экономике, политике, устройстве нашего государства, о достопримечательностях и значении родного края.

Представления по ознакомлению с окружающим миром учащихся первого класса коррекционной (специальной) школы-интерната – это в первую очередь социальные представления.

Факторы, влияющие на приобретение социального опыта воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья:

  • отклонение в состоянии здоровья и психическом развитии;

  • интеллектуальная недостаточность;

  • сложности в умении общаться;

  • эмоциональная нестабильность;

  • неприятие самого себя как личность;

  • отрицательный опыт образца поведения.


4

Наблюдения показывают, что умственно-отсталый ребёнок, не должен быть социальным «инвалидом» для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. При условии правильно организованной воспитательной работы можно исправить проявление многих отрицательных черт в личности ребёнка.

Блоки социальной системы

(для учащихся 1 класса)



Я и моё здоровье. Я и моя семья. Осенние дары.

Я и моё тело. Я и мой друг. Сезонные измене-

Мой режим дня. Я и мой класс. ния в природе.

Личная гигиена. Я и моя школа. Дикие животные.

Самообслуживаю- Я и взрослые. Домашние животные.

щий труд. Профессии. Птицы.

Моя одежда (уход). Поведение в лесу и

Моя обувь (уход). вблизи водоёмов.







5

Пояснительная записка.


У детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие предпосылку и основу последующего школьного обучения. Они плохо осведомлены в отношении тех явлений, которые не раз приходилось наблюдать в своей повседневной жизни: не знают состав своей семьи, не могут рассказать о трудовой деятельности её взрослых членов, не правильно называют своё полное имя, возраст, день рождения, свой домашний адрес и т.п.

Особенности речевого развития умственно отсталых школьников, бедность словарного запаса, а также построение и содержание высказываний указывают на необходимость проведения работы по развитию их речи как в учебном, так и в воспитательном процессе.

Задачи воспитания и обучения должны решаться в тесном единстве, тем самым способствуя коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннему развитию личности ребёнка.

Программа разработана для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья и состоит из двух блоков:

  1. Я — младший школьник.

  2. Я и моё ближайшее окружение.

Реализация программы предполагает проведение одного урока в неделю учителем и одного занятия в неделю воспитателем, а также совместное проведение внеклассных мероприятий. Практические занятия проводятся ежедневно.



6

Цель программы:


  • Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.


Задачи программы:


  • развитие личности учащихся в деятельности, управляемой системой мотивов;

  • развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса;

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование навыков правильного поведения в семье, школе-интернате;

  • пробуждение и развитие познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей действительности;

  • формирования навыка общения в коллективной деятельности, как основы социальной ситуации и развития;

  • развитие ответственности за своё здоровье, формирование санитарно-гигиенических навыков;

  • воспитание любви к родному дому, семье, школе.



7

Основное содержание (66ч).


Человек-часть природы и член общества.

Способы познания окружающего мира: наблюдение; экскурсии; практические занятия; прогулки; сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Утренники, развлечения, спортивные соревнования, концерты, конкурсы и т.д.

Экскурсии проводятся с целью ознакомления с ближайшим социальным окружением. Утренники, развлечения – процесс социализации и общения в коллективе. Цель практических занятий - формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживающего труда.


1 блок: «Я младший школьник» (33ч).

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Дорога от дома до школы; правила безопасного поведения на дорогах. Личная гигиена, самообслуживающий труд. Физическая культура, закаливание, игры на свежем воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Представление о детском организме.

2 блок: «Я и моё ближайшее окружение» (33ч).

Имя, фамилия, возраст, день рождения, домашний адрес. Школа. Правила поведения в школе. Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Классный, школьный коллектив, игры, отдых. Основы поведения в обществе. Семья. Труд в семье, обязанности членов семьи, состав семьи, взаимоотношения между членами семьи. Труд родителей, профессии взрослых в школе-интернате.

8


Предполагаемый результат освоения программы по блоку «Я - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК»

  • Соблюдение учащимися режима дня.

  • Знание правил дорожного движения, безопасного маршрута из школы домой.

  • Соблюдение правил поведения в школе-интернате.

  • Овладение навыками самообслуживания, соблюдение правил личной гигиены.

  • Бережное отношение, внимание к своему здоровью.



Предполагаемый результат освоения программы по блоку «Я И МОЁ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ»

  • Знание учащимися своего полного имени, фамилии, возраста, дня рождения.

  • Знание состава семьи, имени и отчества членов семьи, домашнего адреса.

  • Знание профессий работников школы-интерната, их имени и отчества.

  • Уважительное отношение к взрослым, работающим в школе-интернате, их труду.





9


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


«Я — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК» (33ч).


Кол-во

часов

Мероприятия и методические приёмы.

Дата

провед.

Ответствен-

ные.

1

1

Час общения « Давайте познакомимся».

(рассказ учителя, воспитателя, о себе).

1неделя

сентября

кл. рук

восп-ль

2

1

Экскурсия по школе - интернату. Знакомство с помещениями (игровая комната, муз. зал, библиотека, душ, туалет).

сентябрь

кл. рук.

восп-ль

3

1

Прогулка по школьному двору. «Что такое школьный двор?» (спортивная, игровая площадки, цветочные клумбы).

сентябрь

восп-ль

4

1

Д/и «Когда это бывает» (режим дня дома и в школе-интернате).

октябрь

восп-ль

кл. рук.

5

1

Внеклассное занятие «Зачем мы спим ночью?».

октябрь

кл. рук.

восп-ль

6

1

Классный час «Я стал учеником» (обязанности, дежурство, правила поведения для учащихся).

октябрь

кл. рук.

7

1

Праздник «Посвящение в ученики»

октябрь

кл. рук.

8

1

Занятие «Наша улица» (проезжая часть, тротуар).

ноябрь

кл. рук.

восп-ль

9

1

Беседа « Учебные принадлежности».

ноябрь

кл. рук.

10

1

Беседа « Мы идём в школу»

ноябрь

восп-ль

11

1

Игровое занятие «Я - портфель, чудесный дом».

ноябрь

восп-ль

12

1

Прогулка «Улицы нашего города».

ноябрь

восп-ль

13

1

Беседа «Моё тело» (умение находить и называть части тела, функции частей тела).

декабрь

кл. рук.

восп-ль

фельдшер

14

1

Классный час «(право человека на имя, фамилию, отчество).

декабрь

кл. рук.

восп-ль




10

15

1

Открытое занятие – сказка «В гости к бабушке Полине» (обобщающее занятие по ознакомлению с окружающим миром)

декабрь

восп-ль






16

1

Беседа « Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

январь

кл. рук.

17

1

Внеклассное занятие « Пирамида здоровья».

январь

кл. рук

18

1

Беседа «Мы идём в школу» (разбор конкретных маршрутов от школы до дома).

январь

восп-ль

кл. рук.

19

1

Конкурс-смотр песни «Песня в строю»

февраль

муз. рук.

20

2

Военно-спортивная игра «Зарница».

февраль

учит. физк-ры, кл.рук.

21

1

Посещение медицинского кабинета (знакомство).

февраль

фельдшер

22

1

Беседа «Почему надо беречь зубы?».

февраль

восп-ль

23

1

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы».

март

фельдшер

24

1

Концерт «Милым женщинам посвящается».

март

учителя

восп-ли

25

1

Классный час «Береги здоровье с детства».

март

кл. рук.

26

1

Беседа « Всегда ли вкусное полезно?».

март

фельдшер

27

1

Д/и « Моя одежда», « Моя любимая рубашка».

апрель

восп-ль

28

1

Практическое занятие « Ухаживаем за своей одеждой».

апрель

восп-ль

29

1

Весёлые старты «Вместе весело играть».

апрель

кл. рук.

восп-ль

30

1

Беседа «В обувном магазине».

апрель

восп-ль

31

1

Практическое занятие «Чтоб блестели башмачки».

май

восп-ль

32

1

Классный час « Как мы выглядим».

май

кл. рук.





11


Практические занятия (ежедневно).

«Я учусь правильно чистить зубы и мыть руки»

(использование зубной пасты, зубной щётки, мыла).

«Зубная щётка, паста, стаканчик»

(индивидуальные гигиенические принадлежности).

«Расческа, носовой платок» (применение).

«Я - мальчик, я - девочка» (санитарно-гигиенические навыки).

«Полотенце лицевое, ножное, гигиеническое» (применение).


Самообслуживающий труд.

«Стирка мелкой одежды» (показ воспитателя).

«Заправка постели» (с помощью воспитателя).

« Уборка классной комнаты, спальни » (с помощью учителя и воспитателя).

«Одежда, обувь» (уход).


Сюжетно-ролевые игры.


«Моя семья», «Школа», «Больница».



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


«Я И МОЁ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ» (33ч).


Кол-во

часов

Мероприятия и методические приёмы.

Дата

провед.

Ответствен-

ные.

1

1

Д/и «Назови своё имя (фамилию)», «Мяч по кругу».

сентябрь

кл. рук. восп-ль

2

1

Занятие «Моя семья» (права и обязанности членов семьи).

сентябрь

восп-ль

3

1

Беседа «Я и мои ближайшие родственники».

сентябрь

вос-ль


12

4

1

Внеклассное занятие «Под крышей дома моего».

октябрь

кл. рук.

5

1

Библиотечный час « Профессии моих родителей. Профессии работников школы-интерната».

октябрь

библиот-рь

6

1

С/р игра «Выходной день в моей семье».

октябрь

восп-ль

7

1

Развлечение «От улыбки хмурый день светлей».

октябрь

восп-ль

8

1

Классный час «Все работы хороши».

ноябрь

кл. рук.

9

1

Д/и «Как кого зовут» (имя отчество работников в школе – интернате). «Кому что надо для работы» (профессии работников школы- интерната).

ноябрь

восп-ль

10

1

Праздник «День матери».

ноябрь

восп-ль кл. рук.

11

1

Круглый стол «Вместе с мамой».

декабрь

кл. рук.

родители

12

1

Изготовление открытки к Новому году.

декабрь

кл. рук.

восп-ль

13

1

Утренник «Новогодний калейдоскоп».

декабрь

кл. рук.

восп-ль

14

2

Чтение стихотворений и рассказов о дружбе и товариществе.

январь

кл. рук.

15

1

Классный час « Умею ли я дружить».

январь

кл. рук.

16

1

Беседа-инсценировка « Вежливая просьба». Упражнение «Обыкновенное здравствуйте».

январь

восп-ль

17

1

Аппликация «Моему папе».

февраль

кл. рук.

18

1

Семейный праздник « Мы - одна семья»

февраль

кл. рук. восп-ль

19

1

Конкурс «Добры молодцы».

февраль

восп-ль

20

1

Классный час «Уважай себя и других».

февраль

кл. рук.

21

1

Внеклассное занятие «История моей дружбы».

март

кл. рук.

восп-ль

22

1

Поделка «Самой лучшей маме на свете».

март

восп-ль


13

23

1

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?»

март

кл. рук.

24

1

Занятие «Когда я стану взрослым».

апрель

восп-ль

25

1

Развлечение « Если добрый ты».

апрель

восп-ль

26

1

Линейка «Через года – помните».

май

восп-ль

27

1

Конкурс рисунков «Этот День Победы».

май

восп-ль

28

1

День семьи. Семейная спартакиада.

май

кл. рук.

восп-ль

29

1

Праздник « Букварь! Мы говорим тебе прощай!»

май

кл. рук.

30

1

Внеклассное мероприятие «Дорогою добра».

май

кл. рук.

31

2

Классный поход « Ура! Каникулы!».

май

кл. рук. восп-ль родители




















14


РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПО БЛОКУ «Я — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК»


Программа была реализована в течение 2011-2012 учебного года. К концу года пришли к следующим результатам:

  • 89% учащихся 1 класса понимают необходимость соблюдения режима дня;

  • у 65% учеников сформированы навыки личной гигиены;

  • 70% знают и соблюдают правила поведения для учащихся;

  • 86% учащихся привиты навыки самообслуживания.



РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПО БЛОКУ «Я И МОЁ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ»


  • 93% учащихся знают своё полное имя;

  • 100% учащихся знают свою фамилию, состав своей семьи;

  • 86% правильно называют свой возраст;

  • 50% учащихся знают день своего рождения;

  • 79% знают имя и отчество мамы;

  • 71% знают адрес школы-интерната;

  • 78% правильно называют свой домашний адрес.


15






































16


Наша школа.


Здравствуйте, друзья! Перед вами 1 «а».

17

Час общения «Давайте познакомимся»


Знакомство с медицинским кабинетом.


18

«Если добрый ты…» (развлечение)




«Что такое школьный двор?»


19

«Почему надо беречь зубы?» (беседа)










20

Праздник «День матери»




21

«Учимся правильно чистить зубы»

(практическое занятие)



«Новогодний калейдоскоп»

22

Концерт «Милым женщинам посвящается…»



«От улыбки хмурый день светлей»

23

Внеклассное занятие

«Под крышей дома моего»







24

«Букварь, мы говорим тебе прощай!»





25



Литература.


  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Учебное пособие. М., ACADEMA, 1999г.

  2. Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М., «Просвещение» 2004 г. Раздел «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир)».

  3. Жиренко О. Е. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия. 2006г.

  4. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей. 2006г.

  5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., «Просвещение» 1998г.

  6. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. Пособие для учителей. М., «Просвещение» 1990г.

  7. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно-отсталого ребёнка. Учебное пособие. 2010г.













27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!