СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школьное научное общество"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.

Школьное  научное общество - добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Был проведён анализ ведения поисковой работы в школе, в  результате были выявлены следующие проблемы:

  • Неграмотная и неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа».
  • Недостаточная информированность учащихся и их руководителей о проведении научно-исследовательских конференций различного ранга.
  • Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.
  • Отсутствие системы научного сопровождения.
  • Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школьное научное общество"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено:

на ШМО классных руководителей

Руководитель ШМО


Л.В.Мельникова


«___»________2016г.





Согласовано:


Зам. директора по ВР



Д.В.Попова


«___»________2016г.





Утверждено:


Директор МБОУ

«СОШ №3»


В.В.Оленева


«___»________2016г.





















Программа

внеурочной деятельности

«Школьное научное общество»

общеинтеллектуальное направление











Составитель(автор): Шишковская Ольга Юрьевна

Возраст воспитанников: 1 г.о. – 7-9 класс

2 г.о. – 10-11 класс


Срок реализации: 2 года (136 часов)













г. Сосновый Бор
2016-2017 учебный год.

АННОТАЦИЯ

к общеразвивающей программе внеурочной деятельности

«Школьное научное общество»

Направленность: социально-педагогическая
Направление:

проектная деятельность

Вид:

модифицированный

Уровень освоения:

ознакомительный, общекультурный

Целевое назначение программы:

приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов;

  • научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы;

  • научить работать с различными источниками информации;

  • научить способам первичной обработки информации;

  • научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты;

  • научить оценивать свои и чужие результаты;

  • познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности; (формирование умений публичной защиты работы)

Развивающие:



  • способствовать развитию у учащихся познавательной самостоятельности, активности и ответственности за результаты собственной деятельности;

  • способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

Воспитательные:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии

Возраст:

13-18лет

Срок реализации:

2 года

Объем программы:

1 г.о. – 68 часов

2 г.о. – 68 часов

Особенности реализации программы:

программа предусматривает активное включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность (создание творческих и исследовательских проектов)





Пояснительная записка

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.

Школьное научное общество - добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Был проведён анализ ведения поисковой работы в школе, в  результате были выявлены следующие проблемы:

  • Неграмотная и неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа».

  • Недостаточная информированность учащихся и их руководителей о проведении научно-исследовательских конференций различного ранга.

  • Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.

  • Отсутствие системы научного сопровождения.

  • Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.

Цель программы: приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «проектная исследовательская деятельность», видами проектов;

  • научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы;

  • научить работать с различными источниками информации;

  • научить способам первичной обработки информации;

  • научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты;

  • научить оценивать свои и чужие результаты;

  • познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности; (формирование умений публичной защиты работы)

Развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся познавательной самостоятельности, активности и ответственности за результаты собственной деятельности;

  • способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

Воспитательные:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии

Возраст учащихся: 13-18 лет

Набор в группы свободный. Состав групп постоянный. Количество учащихся 10-12 человек в группе.

Срок реализации программы: 2 года /136 часа

Режим занятий: (2 раза в неделю по часу)

Форма обучения: очная, язык - русский.

Формы организации занятий: групповая и индивидуально-групповая

Формы проведения занятий:

  • учебное занятие;

  • участие в конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных турнирах

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения.

При реализации общеразвивающей программы «Школьное научное общество» применяются следующие современные образовательные технологии:

  • технология КТД (совместное творчество педагога и учащихся);

  • технология проектного обучения;

  • здоровье сберегающая технология;

  • технология формирующего оценивания результата.

Планируемые результаты и формы их оценки:

Предметные:

  • знать структуру проектной и исследовательской работы; 

  • знать основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы, объекта и предмета исследования; 

  • знать основные информационные источники поиска необходимой информации; 

  • знать правила оформления списка используемой литературы; 

  • знать способы обработки и презентации результатов.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • уметь искать самостоятельно необходимую информацию, выбирать лучшее, необходимое, необычное и интересное для создания проекта, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации;

  • уметь воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим.

Регулятивные УУД:

  • уметь планировать действия по созданию проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;

  • уметь работать над проектом: собирать материалы, оформлять и презентовать

Коммуникативные УУД:

  • уметь продуктивно общаться с коллективом, активно делиться своими мыслями, суждениями, выражая свое отношение;

  • уметь быть доброжелательным, вежливым, тактичным с окружающими людьми, проявлять интерес к деятельности одноклассников

Личностные результаты:

  • осознанная мотивация к занятиям проектной деятельностью;

  • проявление созидательно-творческой активности;

  • умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании проектных работ

Мониторинг результативности обучения по дополнительной общеразвивающей программе


Критерии

Степень выраженности критерия

Оценка в баллах



Методы диагностики


1

2

3

4

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

  • овладел более ½ объема

  • освоил практически весь объем знани

0-1



1-2

2-3


Наблюдение, опрос, собеседование и др.

Владение специальной терминологией

  • знает отдельные термины, но избегает их употреблять

  • иногда использует специальную терминологию

  • использует специальную терминологию осознанно

0-1

1-2

2-3

Наблюдение, опрос, собеседование и др.

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений

  • овладел более ½ предусмотренных умений

  • овладел практически всеми умениями и приобрел навыки, предусмотренные программой

0-1

1-2



2-3

Наблюдение,

контрольное задание

Владеть

специальным оборудованием и оснащением

  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием

  • прибегает к помощи педагога при работе с оборудованием

  • работает с оборудованием самостоятельно

0-1



1-2



2-3

Наблюдение


Основные общеучебные компетентности

Подбирать и анализировать специальную литературу

  • не умеет работать с литературой

  • работает с литературой с помощью педагога

  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает затруднений

0-1

1-2

2-3


Наблюдение, анализ способов деятельности, исследовательских и творческих работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

  • испытывает серьезные затруднения в использовании компьютерных источников информации

  • пользуется компьютерными источниками информации только с помощью педагога

  • постоянно пользуется компьютерными источниками информации самостоятельно

0-1





1-2



2-3

Осуществлять учебно-исследовательскую работу

  • ведет учебно-исследовательскую деятельность при постоянном контроле педагога

  • иногда прибегает к помощи педагога

  • увлеченно работает самостоятельно и не испытывает затруднений

0-1



1-2

2-3

Наблюдение, анализ способов деятельности, исследовательских и творческих работ

Коммуникативные компетентности

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает информацию

  • слушает и слышит педагога, воспринимает информацию при контроле, иногда принимает во внимание мнение других

  • внимателен, сосредоточен, слушает и слышит педагога, воспринимает информацию и уважает мнение других

0-1





1-2





2-3

Наблюдение

Владеть навыками публичного выступления

  • испытывает затруднения при подготовке и подаче информации

  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога

  • самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет информацией и подает информацию

0-1



1-2



2-3


Уметь в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные формы работы

  • испытывает затруднения в совместной работе с коллективом

  • умеет работать самостоятельно и в коллективе, иногда обращаясь за помощью к педагогу

  • умеет работать самостоятельно и в коллективе, не прибегая к помощи педагога

0-1



1-2



2-3

Характеристика уровней:

  • Высокий – 3 балла, полное усвоение содержания общеразвивающей программы, полная сформированность основных компетентностей

  • Средний – 2 балла, значительное усвоение содержания общеразвивающей программы, значительная сформированность основных компетентностей

  • Низкий – 1 балл, частичное усвоение содержания общеразвивающей программы, частичная сформированность основных компетентностей


Календарно-тематическое планирование

  1. г.о. 7-9 классы

Дата

Тема занятия

Кол-во часов


Введение. Что такое исследование.

1


Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы.

1


Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы.

5


Выбор темы, постановка цели и задач.

1


Выбор путей решения. Составление плана работы.

1


Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами.

5


Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.

5


Составления анкет, опросников, интервью.

2


Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

2


Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.

1


Знакомство с Интернетом. Поиск информации.

2


Подготовка к интеллектуальным играм.

5


Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

2


Подготовка к олимпиадам и конкурсам

10


Отчёт по собранному материалу.

2


Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2


Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала.

1


Оформление работы на компьютере.

3


Требования к оформлению работы.

1


Подготовка текста защиты проекта.

3


Подготовка презентации.

3


Защита проекта. Выступление.

5


Выступление перед учащимися школы.

3


Сдача исследовательской работы.

2


Календарно-тематическое планирование

2 г.о. 10-11

Дата

Тема занятия

Кол-во часов


Введение. Что такое исследование.

1


Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы.

1


Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы.

5


Выбор темы, постановка цели и задач.

1


Выбор путей решения. Составление плана работы.

1


Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами.

5


Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.

5


Составления анкет, опросников, интервью.

2


Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

2


Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.

1


Знакомство с Интернетом. Поиск информации.

2


Подготовка к интеллектуальным играм.

5


Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

2


Подготовка к олимпиадам и конкурсам

10


Отчёт по собранному материалу.

2


Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2


Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала.

1


Оформление работы на компьютере.

3


Требования к оформлению работы.

1


Подготовка текста защиты проекта.

3


Подготовка презентации.

3


Защита проекта. Выступление.

5


Выступление перед учащимися школы.

3


Сдача исследовательской работы.

2

















Учебно-методическое обеспечение программы

п/п

Разделы программы

Методическая литература

Методические разработки

Методические папки и пособия

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие


ДОП «Основы проектной деятельности»

Инструкции по ПБ и ТБ

2

Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой – М.: Вентана_Графф, 2003. - 296 с


Образцы проектов

3

Этапы организации проектной, исследовательской деятельности

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.


м\м презентации «Проектирование тв. проектов»,



4

Применение основ информатики в исследовательской деятельности


«Требования к оформлению презентаций»

ТБ при работе с компьютером

5

Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности




6

Экскурсии



Инструкции по ТБ при проведении экскурсий

7

Итоговое занятие



Диагностические материалы

Учебно-материальная база



Оборудование:

  • столы;

  • доска учебная;

  • м/м аппаратура;

  • компьютер, принтер, сканер

Методический материал:

  • репродукции, слайды;

  • образцы работ;

  • методическая литература;

  • методические разработки;

  • таблицы;

  • подборка видео и фото материалов.





Список литературы для педагога


    1. Жуковицкая Н.Н. Технология проектирования как способ интеграции программ общего и дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности: метод. пособие/ Н.Н. Жуковицкая. - СПб.: ЛОИРО, 2013. - 118 с.

    2. Крылова О.В. Система практических работ по географии /Лекции для учителей – М., «Первое сентября», 2008

    3. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой – М.: Вентана_Графф, 2003. - 296 с.

    4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000

    5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

    6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

    7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, – М.: Народное образование, 2001.

    8. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е. А. Чекунова, О. Г. Тринитатская, А. В. Тищенко. – 2-е изд. Испр. и доп.- М: АРКТИ, 2011

Интернет-ресурсы

    1. http://skools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

    2. www. konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров и пр.

Список литературы для учащихся


    1. Мир профессий. Человек – художественный образ. – М., Молодая Гвардия – 2008. - 96с.

Интернет-ресурсы

    1. www. konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров и пр.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!