Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено:
на ШМО классных руководителей
Руководитель ШМО
Л.В.Мельникова
«___»________2016г.
Согласовано:
Зам. директора по ВР
Д.В.Попова
«___»________2016г.
Утверждено:
Директор МБОУ
«СОШ №3»
В.В.Оленева
«___»________2016г.
Программа
внеурочной деятельности
«Школьное научное общество»
общеинтеллектуальное направление
Составитель(автор): Шишковская Ольга Юрьевна
Возраст воспитанников: 1 г.о. – 7-9 класс
2 г.о. – 10-11 класс
Срок реализации: 2 года (136 часов)
г. Сосновый Бор
2016-2017 учебный год.
АННОТАЦИЯ
к общеразвивающей программе внеурочной деятельности
«Школьное научное общество»
Направленность: | социально-педагогическая |
Направление: | проектная деятельность |
Вид: | модифицированный |
Уровень освоения: | ознакомительный, общекультурный |
Целевое назначение программы: | приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации. |
Задачи программы: | Обучающие: познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов; научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы; научить работать с различными источниками информации; научить способам первичной обработки информации; научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты; научить оценивать свои и чужие результаты; познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности; (формирование умений публичной защиты работы) Развивающие:
способствовать развитию у учащихся познавательной самостоятельности, активности и ответственности за результаты собственной деятельности; способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей Воспитательные: |
Возраст: | 13-18лет |
Срок реализации: | 2 года |
Объем программы: | 1 г.о. – 68 часов 2 г.о. – 68 часов |
Особенности реализации программы: | программа предусматривает активное включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность (создание творческих и исследовательских проектов) |
Пояснительная записка
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.
Школьное научное общество - добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Был проведён анализ ведения поисковой работы в школе, в результате были выявлены следующие проблемы:
Неграмотная и неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа».
Недостаточная информированность учащихся и их руководителей о проведении научно-исследовательских конференций различного ранга.
Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.
Отсутствие системы научного сопровождения.
Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.
Цель программы: приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить с понятием «проектная исследовательская деятельность», видами проектов;
научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы;
научить работать с различными источниками информации;
научить способам первичной обработки информации;
научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты;
научить оценивать свои и чужие результаты;
познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности; (формирование умений публичной защиты работы)
Развивающие:
способствовать развитию у учащихся познавательной самостоятельности, активности и ответственности за результаты собственной деятельности;
способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей
Воспитательные:
Возраст учащихся: 13-18 лет
Набор в группы свободный. Состав групп постоянный. Количество учащихся 10-12 человек в группе.
Срок реализации программы: 2 года /136 часа
Режим занятий: (2 раза в неделю по часу)
Форма обучения: очная, язык - русский.
Формы организации занятий: групповая и индивидуально-групповая
Формы проведения занятий:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения.
При реализации общеразвивающей программы «Школьное научное общество» применяются следующие современные образовательные технологии:
технология КТД (совместное творчество педагога и учащихся);
технология проектного обучения;
здоровье сберегающая технология;
технология формирующего оценивания результата.
Планируемые результаты и формы их оценки:
Предметные:
знать структуру проектной и исследовательской работы;
знать основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы, объекта и предмета исследования;
знать основные информационные источники поиска необходимой информации;
знать правила оформления списка используемой литературы;
знать способы обработки и презентации результатов.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
уметь искать самостоятельно необходимую информацию, выбирать лучшее, необходимое, необычное и интересное для создания проекта, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации;
уметь воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим.
Регулятивные УУД:
уметь планировать действия по созданию проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;
уметь работать над проектом: собирать материалы, оформлять и презентовать
Коммуникативные УУД:
уметь продуктивно общаться с коллективом, активно делиться своими мыслями, суждениями, выражая свое отношение;
уметь быть доброжелательным, вежливым, тактичным с окружающими людьми, проявлять интерес к деятельности одноклассников
Личностные результаты:
осознанная мотивация к занятиям проектной деятельностью;
проявление созидательно-творческой активности;
умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании проектных работ
Мониторинг результативности обучения по дополнительной общеразвивающей программе
Критерии | Степень выраженности критерия | Оценка в баллах |
Методы диагностики |
1 | 2 | 3 | 4 |
Теоретическая подготовка |
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | | 0-1
1-2 2-3 | Наблюдение, опрос, собеседование и др. |
Владение специальной терминологией | знает отдельные термины, но избегает их употреблять иногда использует специальную терминологию использует специальную терминологию осознанно | 0-1 1-2 2-3 | Наблюдение, опрос, собеседование и др. |
Практическая подготовка |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | овладел менее чем ½ предусмотренных умений овладел более ½ предусмотренных умений овладел практически всеми умениями и приобрел навыки, предусмотренные программой | 0-1 1-2
2-3 | Наблюдение, контрольное задание |
Владеть специальным оборудованием и оснащением | испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием прибегает к помощи педагога при работе с оборудованием работает с оборудованием самостоятельно | 0-1
1-2
2-3 | Наблюдение |
Основные общеучебные компетентности |
Подбирать и анализировать специальную литературу | не умеет работать с литературой работает с литературой с помощью педагога работает с литературой самостоятельно, не испытывает затруднений | 0-1 1-2 2-3 | Наблюдение, анализ способов деятельности, исследовательских и творческих работ |
Пользоваться компьютерными источниками информации | испытывает серьезные затруднения в использовании компьютерных источников информации пользуется компьютерными источниками информации только с помощью педагога постоянно пользуется компьютерными источниками информации самостоятельно | 0-1
1-2
2-3 |
Осуществлять учебно-исследовательскую работу | ведет учебно-исследовательскую деятельность при постоянном контроле педагога иногда прибегает к помощи педагога увлеченно работает самостоятельно и не испытывает затруднений | 0-1
1-2 2-3 | Наблюдение, анализ способов деятельности, исследовательских и творческих работ |
Коммуникативные компетентности |
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других | испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает информацию слушает и слышит педагога, воспринимает информацию при контроле, иногда принимает во внимание мнение других внимателен, сосредоточен, слушает и слышит педагога, воспринимает информацию и уважает мнение других | 0-1
1-2
2-3 | Наблюдение |
Владеть навыками публичного выступления | испытывает затруднения при подготовке и подаче информации готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет информацией и подает информацию | 0-1
1-2
2-3 |
Уметь в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные формы работы | испытывает затруднения в совместной работе с коллективом умеет работать самостоятельно и в коллективе, иногда обращаясь за помощью к педагогу умеет работать самостоятельно и в коллективе, не прибегая к помощи педагога | 0-1
1-2
2-3 |
Характеристика уровней:
Высокий – 3 балла, полное усвоение содержания общеразвивающей программы, полная сформированность основных компетентностей
Средний – 2 балла, значительное усвоение содержания общеразвивающей программы, значительная сформированность основных компетентностей
Низкий – 1 балл, частичное усвоение содержания общеразвивающей программы, частичная сформированность основных компетентностей
Календарно-тематическое планирование
г.о. 7-9 классы
Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
| Введение. Что такое исследование. | 1 |
| Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. | 1 |
| Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. | 5 |
| Выбор темы, постановка цели и задач. | 1 |
| Выбор путей решения. Составление плана работы. | 1 |
| Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | 5 |
| Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | 5 |
| Составления анкет, опросников, интервью. | 2 |
| Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 2 |
| Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | 1 |
| Знакомство с Интернетом. Поиск информации. | 2 |
| Подготовка к интеллектуальным играм. | 5 |
| Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 2 |
| Подготовка к олимпиадам и конкурсам | 10 |
| Отчёт по собранному материалу. | 2 |
| Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 |
| Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. | 1 |
| Оформление работы на компьютере. | 3 |
| Требования к оформлению работы. | 1 |
| Подготовка текста защиты проекта. | 3 |
| Подготовка презентации. | 3 |
| Защита проекта. Выступление. | 5 |
| Выступление перед учащимися школы. | 3 |
| Сдача исследовательской работы. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
2 г.о. 10-11
Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
| Введение. Что такое исследование. | 1 |
| Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. | 1 |
| Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. | 5 |
| Выбор темы, постановка цели и задач. | 1 |
| Выбор путей решения. Составление плана работы. | 1 |
| Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | 5 |
| Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | 5 |
| Составления анкет, опросников, интервью. | 2 |
| Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 2 |
| Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | 1 |
| Знакомство с Интернетом. Поиск информации. | 2 |
| Подготовка к интеллектуальным играм. | 5 |
| Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 2 |
| Подготовка к олимпиадам и конкурсам | 10 |
| Отчёт по собранному материалу. | 2 |
| Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 |
| Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. | 1 |
| Оформление работы на компьютере. | 3 |
| Требования к оформлению работы. | 1 |
| Подготовка текста защиты проекта. | 3 |
| Подготовка презентации. | 3 |
| Защита проекта. Выступление. | 5 |
| Выступление перед учащимися школы. | 3 |
| Сдача исследовательской работы. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение программы
№ п/п | Разделы программы | Методическая литература | Методические разработки | Методические папки и пособия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | | ДОП «Основы проектной деятельности» | Инструкции по ПБ и ТБ |
2 | Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности | Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой – М.: Вентана_Графф, 2003. - 296 с | | Образцы проектов |
3 | Этапы организации проектной, исследовательской деятельности | Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с. | м\м презентации «Проектирование тв. проектов», | |
4 | Применение основ информатики в исследовательской деятельности | | «Требования к оформлению презентаций» | ТБ при работе с компьютером |
5 | Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности | | | |
6 | Экскурсии | | | Инструкции по ТБ при проведении экскурсий |
7 | Итоговое занятие | | | Диагностические материалы |
Учебно-материальная база
Оборудование:
Методический материал:
Список литературы для педагога
Жуковицкая Н.Н. Технология проектирования как способ интеграции программ общего и дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности: метод. пособие/ Н.Н. Жуковицкая. - СПб.: ЛОИРО, 2013. - 118 с.
Крылова О.В. Система практических работ по географии /Лекции для учителей – М., «Первое сентября», 2008
Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой – М.: Вентана_Графф, 2003. - 296 с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, – М.: Народное образование, 2001.
Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е. А. Чекунова, О. Г. Тринитатская, А. В. Тищенко. – 2-е изд. Испр. и доп.- М: АРКТИ, 2011
Интернет-ресурсы
http://skools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www. konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров и пр.
Список литературы для учащихся
Мир профессий. Человек – художественный образ. – М., Молодая Гвардия – 2008. - 96с.
Интернет-ресурсы
www. konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров и пр.