ПРОГРАММА «Семейное чтение»
в поддержку семьи, продвижения семейного чтения и организацию семейного досуга
Книга-это один из источников мышления и умственного развития
В.А.Сухомлинский
Наименование организации: МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа
Название программы: «Семейное чтение»
Руководитель программы: Яковлева С.М., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 А класса
Цель: возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения через сотрудничество с семьёй.
Задачи: 1) способствовать возрождению книжной культуры в семье, воспитанию грамотного читателя;
2) способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
3) развивать творческие способности у детей в практической деятельности;
4) воспитывать бережное отношение к книге;
5) использовать все активные библиотечно-библиографические формы и методы работы в организации семейного чтения.
Краткое описание программы: Данная программа направлена на возрождение традиций семейного чтения, которые были издавна сформированы в русских семьях, но в последнее время в силу разных причин, постепенно забываются. Если с учениками начальной школы взрослые ещё проводят вечера за книгой, то с ребятами среднего возраста родители этого не делают. Но ведь именно книга и совместное чтение могут повлиять на микроклимат в семье. Для того, чтобы это не превратилось в формальность, а стало действительно необходимостью, этот процесс можно направить, и помочь в этом должен классный руководитель. Правильно подобранная литература, совместные формы обсуждения, праздники, «круглые столы», дискуссии, литературные гостиные и даже родительские собрания должны стать теми формами, которые возродят традиции семейного чтения.
Проблема, на решение которой направлена программа.
В современном обществе утрачена традиция семейного чтения. Книга оказалась вытеснена современными технологиями, интерес к ней потерян. Поэтому перед библиотекарями, учителями и родителями стоит важная задача – воспитать читающего члена общества, пропагандировать чтение среди детей и подростков. Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдадут себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Формы проведения. В начале учебного года будет проведён совместный мастер-класс по организации семейного чтения: классный руководитель, ученики, родители. Затем для семейного чтения будет предложен список литературы, обговорены формы работы в семье и выход на школьные мероприятия. Рекомендованный список литературы составляется с учётом интереса детей к произведениям современных писателей и малым жанрам эпоса –рассказам и повестям.
Планируемые результаты
Сплочение семьи, формирование доброжелательного микроклимата, взаимоуважения и любви посредством совместного времяпровождения, т.е. чтения книг.
Осознание родителями важности возрождения семейного чтения.
Формирование у детей и взрослых интереса к лучшей литературе современных отечественных авторов.
Формирование читательской культуры (устойчивый интерес к чтению) и культуры читателя (определенный уровень развития читательских умений и навыков).
Повышение престижа уроков литературы, а также престижа библиотек как центра семейного чтения и организатора семейного досуга.
Выход учащихся на исследование тем современной прозы (научные, творческие, проектные работы)
План работы на учебный год
№ | Название мероприятия | форма проведения | аудитория | Рекомендованный материал | сроки |
1. | «Семью сплотить поможет мудрость книг…» | Мастер-класс по проведению семейного чтения на примере одного из рассказов | Учащиеся 7-8 класса, родители, классный руководи-тель | В.Осеева «Бабка» Л.Улицкая «Капустное чудо» Л.Куликова «Свиделись» и другие произведения о матерях и бабушках | Сент.-октябрь |
2 | «Мама – самая лирическая стихия» | Литературная гостиная | Учащиеся класса, мамы и бабушки | Композиция, основанная на произведениях о матери, бабушке (отрывки наизусть читают дети и взрослые, пересказы отдельных эпизодов) | Нояб.-декабрь |
3 | «Рождественское чудо | Конкурс творческих работ | Родители и учащиеся | О.Павлов «Конец века» Л.Петрушевская «Мальчик Новый год» В.Токарева «Рождественское чудо» Б.Екимов «Праздники» Д.Щёлоков «Ночь перед Рождеством» Л.Улицкая «Приставная лестница» П.Черкашин «Дорога под звёздами» и другие | Янв.-февраль |
4 | Круглый стол «Детство, детство, ты куда ушло?» | Дискуссион ный клуб по повести О.В.Зайцевой «Три шага из детства» | Родители, учащиеся, школьный библиоте-карь | Пономарев Н. А. «Просто жить!» Евсеева М. «Кроме меня, кроме нее» | март |
5 | «Войной опалённое детство…» | Литературно-музыкальная композиция по произведениям о Великой Отечественной войне | Родители, учащиеся, классный руководи-тель | Стихи о Великой Отечественной войне, Верейская Е. Н. «Три девочки» Алексиевич С. А. «У войны не женское лицо» и другие, а также рассказы об участниках Вов - родственниках | Апр.-май |
Срок реализации ----------------------- учебный год