СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КЛУБ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ «ЧУДО»: Ч – ЧИТАЙ У – УЗНАВАЙ Д – ДУМАЙ О – ОБСУЖДАЙ для семей обучающихся 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагоги всерьез озадачены проблемой детского чтения. Ведь современное общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных,  и социально активных гражданах. Для достижения этой цели обычного получения знаний бывает недостаточно. На современном этапе педагог должен создать необходимые условия для того, чтобы чтение для ребенка было не только обязанностью, но и потребностью. Только в этом случае можно говорить о полноценном развитии ребенка как личности. Нельзя отвергать тот факт, что основы потребности в чтении  закладываются в семье. Но в современных семьях и дети, и родители читают все меньше и меньше, заменяя чтение «гаджетами».

Для решения данной проблемы  создана программа внеурочной деятельности «Клуб семейного чтения «ЧУДО»: Ч - читай, У - узнавай, Д - думай, О - обсуждай» (далее Клуб) для семей обучающихся 1 – 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КЛУБ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ «ЧУДО»: Ч – ЧИТАЙ У – УЗНАВАЙ Д – ДУМАЙ О – ОБСУЖДАЙ для семей обучающихся 1 – 4 классов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреджение средняя общеобразовательная школа № 48 г.Екатеринбурга























ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





«КЛУБ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ «ЧУДО»:

Ч – ЧИТАЙ

У – УЗНАВАЙ

Д – ДУМАЙ

О – ОБСУЖДАЙ





для семей обучающихся 1 – 4 классов





Автор-составитель: Евдокимова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, к.п.н.





















Екатеринбург, 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В наш век научно-технического прогресса, когда телевидение и компьютерные игры занимают одну из ведущих ролей в жизни ребенка, дети практически совсем потеряли интерес к чтению. В последнее время дети ограничиваются чтением лишь в рамках школьной программы. Но стоит заметить, что определенный круг учеников не выполняет и этого необходимого минимума. Родители же мало интересуются тем, что читают их дети, перестали выписывать периодическую литературу. Сами же школьники ограничиваются лишь покупкой комиксов и сканвордов. Ценность книги и чтения как часть духовного роста и повышения интеллекта неумолимо падает.

Педагоги всерьез озадачены проблемой детского чтения. Ведь современное общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных, и социально активных гражданах. Для достижения этой цели обычного получения знаний бывает недостаточно. На современном этапе педагог должен создать необходимые условия для того, чтобы чтение для ребенка было не только обязанностью, но и потребностью. Только в этом случае можно говорить о полноценном развитии ребенка как личности. Нельзя отвергать тот факт, что основы потребности в чтении закладываются в семье. Но в современных семьях и дети, и родители читают все меньше и меньше, заменяя чтение «гаджетами».

Для решения данной проблемы создана программа внеурочной деятельности «Клуб семейного чтения «ЧУДО»: Ч - читай, У - узнавай, Д - думай, О - обсуждай» (далее Клуб) для семей обучающихся 1 – 4 классов.

Общая характеристика ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание необходимых условий для формирования устойчивой осознанной потребности к чтению и самостоятельной читательской деятельности обучающихся в кругу семьи.



Задачи программы:

  1. Создать условия для воспитания культуры чтения, индивидуального читательского кругозора всех членов семьи, способствующих повышению общего культурного уровня семьи.

  2. Привлечь внимание семьи к проблемам детского осознанного чтения.

  3. Совершенствовать виды речевой деятельности и эстетическое отношение к искусству слова.

  4. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений.

  5. Создать условия для проявления интереса у учащихся к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

  6. Создать условия для формирования представлений о добре и зле, развития нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети и их семьи также знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий проводится по следующим критериям:

Все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста.

Все литературные произведения, используемые на занятиях, являются логическим продолжением школьной программы по данному предмету.

Мероприятия должны вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме.

К данным мероприятия готовится заранее не только учитель, но и семьи обучающихся.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на творческую, интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Формы организации занятий:

  • Литературные игры и конкурсы;

  • Занятие-праздник;

  • Устный журнал;

  • Занятие-спектакль;

  • Занятие-интервью;

  • Интерактивное занятие.

  • Тренинг

  • Гостиная

  • Творческая мастерская

  • Квест

Условия реализации программы: реализация программы невозможна без использования ресурсов:

  • Художественная литература в школьной и городских библиотеках.

  • Учебно-методические материалы

  • Наглядные демонстрационные пособий и таблиц

  • Интернет-ресурсы

  • Мультимедийные презентации

  • CD и DVD диски с подборкой материалов для проведения занятий.

  • Костюмы и декорации, подготовленные силами семей.

Взаимодействие с другими учреждениями:

  • Школьная библиотека.

  • Регулярное посещение музеев, театров.

  • Сотрудничество с издательством «РАМА-Паблишинг».



СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ



Занятия по программе объединены в 4 уровня. Семьям необходимо пройти все 4 уровня программы. В каждом уровне по 9 занятий (этапов) продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в месяц.

На занятиях присутствуют семьи детей, которым заранее дается задание для представления его на этапе.

По прохождении каждого уровня на последнем этапе семьям, прошедшим все 9 этапов выдается один волшебный предмет. Если семья, по каким-либо причинам, пропустила один из этапов, члены семьи могут пройти этап заочно (экстерном), представив задание в творческой форме сочинения, коллажа, газеты и др.

В конце 1 уровня семьи получают ЧУДО- Палочку.

В конце 2 уровня семьи получают ЧУДО- Очки.

В конце 3 уровня –ЧУДО- Шляпу.

В конце 4 уровня – ЧУДО-Зонт.

Семьи, прошедшие все 4 уровня в конце получают ЧУДО-Мантию и Диплом ЧУДО-Магистра Чтения. Семьи, прошедшие полностью 3 уровня – диплом ЧУДО-Бакалавра Чтения.



место ЗАНЯТИЙ в образовательном процессе



Заседания Клуба проводятся в рамках внеурочной деятельности 1 раз в месяц в течение учебного года, т.е. 9 заседаний в год, за 3 года – 36 заседаний Клуба. Программа рассчитана на 4 года, соответственно, семьям нужно пройти 4 уровня по 9 этапов.



Ценностные ориентиры содержания занятий

Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

Ценность нравственных чувств, ценность семьи – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих методов:

  • Контроль техники и навыка чтения;

  • Проверка читательского кругозора (анкета);

  • Анкетирование по выявлению мотивации чтения;

  • Наблюдения;

  • Отзывы детей и родителей о программе.

Личностные результаты

• способность к самооценке;

• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

• познавательная мотивация учения.

• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заме­ной диалога повествованием, с включением рассуждений;

• соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на дос­тупном уровне в устной и письменной речи;

• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художест­венного текста;

• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и уст­ной форме;

Творческая деятельность

• читать по ролям художественное произведение;

• создавать текст на основе плана;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассу­ждений, анализом причин происшедшего;

• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведе­ния, отрывки прозаических текстов;

• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, -придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

• создавать иллюстрации к произведениям;

• создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Обязательный уровень:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмо­ционально-смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фолькло­ра, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - бы­лина, сказка - рассказ и др.);

• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

• делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия: фольклор­ная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выра­зительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства ху­дожественной выразительности, включённые в конкретное произведение.


Метапредметные результаты освоения

Регулятивные

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с родителями и учителем;

• самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их вы­полнения, так и в результате проведенной работы;

• планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толко­вый, синонимический, фразеологический);

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по задан­ным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

• устанавливать аналогии.

• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произве­дений, героев, выбирая основания для классификации;

• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произве­дения и на основании собственного жизненного опыта;

• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый уровень «В ЧУДО-Стране»

Цель: выявить интересы и предпочтения детей и семей в области литературного чтения. Пробуждение устойчивого познавательного интереса к чтению.


1 этап (Первое заседание Клуба). Тренинг «ЧУДО-знакомства или ЧУДЕСА в нашей семье». Представление семьями круга своего чтения, любимых произведений. Анкетирование.


2 этап (Второе заседания Клуба). Ролевая игра «Чудеса чтения или «как хорошо уметь читать…». «Азбука» Л.Н. Толстого.


3 этап (Третье заседание Клуба). Театрализованная игра «Моя любимая книга».


4 этап (Четвертое заседание Клуба). КВН «В гостях у народной сказки».


5 этап (Пятое заседания Клуба). Конкурс и представление плаката «Настоящий Герой».


6 этап (Шестое заседание Клуба). Беспроигрышная лотерея «Кто Я? Откуда Я?».


7 этап (Седьмое заседание Клуба). Интерактивное занятие «Классики детской художественной литературы»


8 этап (Восьмое заседание Клуба). Интерактивное занятие «Поэты – детям».


9 этап (Девятое заседание Клуба). Игра «ЧУДО-превращения».


Все прошедшие Первый уровень получают удостоверения о прохождении 1 уровня и первый волшебный предмет «ЧУДО-палочку».



Второй уровень «Тайны особого видения или авторские ЧУДЕСА»

Цель: развитие воображения и творческих способностей на основе детских авторских сказок.


1 этап (Десятое заседание Клуба). Тренинг «Кто такой АВТОР?»


2 этап (Одиннадцатое заседания Клуба). Брейн-ринг «Ай, да, Пушкин….»


3 этап (Двенадцатое заседание Клуба). Театрализованная игра «ЧУДО-дерево или Чукоккала».


4 этап (Тринадцатое заседание Клуба). Викторина «Андерсен и его сказки»


5 этап (Четырнадцатое заседания Клуба). Интерактивное занятие «В гостях у дедушки Бажова»


6 этап (Пятнадцатое заседание Клуба). Игра «По следам Красной Шапочки». Произведения Ш.Перро.


7 этап (Шестнадцатое заседание Клуба). Интерактивное занятие «В гостях у Винни-Пуха». Произведения Дж.Милна, братьев Гримм.


8 этап (Семнадцатое заседание Клуба). Литературный квест «На крыше у Карлсона». Произведения А.Лингрен


9 этап (Восемнадцатое заседание Клуба). Театрализованная игра «Увидеть невидимое».


Все прошедшие Второй уровень получают удостоверения о прохождении 2 уровня и второй волшебный предмет «ЧУДО-очки».



Третий уровень «ЧУДЕСНЫЕ шалости или юмористические произведения для детей»

Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки, самодисциплины и саморегуляции; нравственное воспитание.


1 этап (Девятнадцатое заседание Клуба). Устный юмористический журнал «Чебурашка»


2 этап (Двадцатое заседания Клуба). Интерактивное путешествие на голубом вагоне по произведениям Э. Успенского.


3 этап (Двадцать первое заседание Клуба).Интерактивное занятие «Такие же, как мы…». Произведения В.Драгунского


4 этап (Двадцать второе заседание Клуба). Театрализованная игра «В солнечном городе». Произведения Н.Носова


5 этап (Двадцать третье заседания Клуба). Интерактивное занятие «Калоши и мороженое». Произведения М.Зощенко.


6 этап (Двадцать четвертое заседание Клуба). Круглый стол «Смешно и серьезно». Произведения А.Гайдара.


7 этап (Двадцать пятое заседание Клуба). Творческая мастерская «Я леплю из пластилина». Стихи А.Барто, И.Токмаковой, Ю.Мориц, С.Маршака, В. Маяковского, С. Михалкова.


8 этап (Двадцать шестое заседание Клуба). Юмористическая гостиная «Юмор рядом с нами… Из школьных сочинений». Детская периодика: газеты и журналы для детей.


9 этап (Двадцать седьмое заседание Клуба). Тренинг «Смешинка в рот…или трудно ли быть юмористом?»


Все прошедшие Третий уровень получают удостоверения о прохождении 3 уровня и третий волшебный предмет «ЧУДО-шляпу».



Четвертый уровень «ЧУДЕСА в родном краю»

Цель: воспитание основ патриотизма, познавательного интереса к истории, природе родного края.


1 этап (Двадцать восьмое заседание Клуба). Литературно-музыкальная гостиная «Звучащие стихи». Стихи и романсы о родной природе А.Толстого, А.Фета, Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Пушкина и др.


2 этап (Двадцать девятое заседания Клуба). Викторина и акция «Птичья столовая». Произведения Н.Сладкова.


3 этап (Тридцатое заседание Клуба). Театрализованная игра «Аленушкины сказки». По мотивам произведений Д.Н.Мамина-Сибиряка.


4 этап (Тридцать первое заседание Клуба). Литературная гостиная «Белая радуга». По произведениям М.Пришвина.


5 этап (Тридцать второе заседания Клуба). Интерактивное путешествие в прошлое. Предания и легенды Урала.


6 этап (Тридцать третье заседание Клуба). Игра «Потешные прогулки по Уралу».


7 этап (Тридцать четвертое заседание Клуба). Занятие «Не очень детская, но историческая литература». «Приваловские миллионы» Д.Н.Мамин-Сибиряк.


8 этап (Тридцать пятое заседание Клуба). Интерактивное занятие «Книги о Екатеринбурге и его людях». Анкетирование.


9 этап (Тридцать шестое заседание Клуба). Хронодайверы. «Из прошлого в настоящее». Современные детские писатели. Л.Ленская.


Все прошедшие Четвертый уровень получают удостоверения о прохождении 4 уровня и четвертый волшебный предмет «ЧУДО-зонт».



Семьи, прошедшие все четыре уровня получают мантии и дипломы «ЧУДО-МАГИСТРОВ» чтения; прошедшие три уровня – «ЧУДО-БАКАЛАВРОВ»



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

  1. Компьютер с выходом в Интернет.

  2. Интерактивная доска (экран).

  3. Декорации и костюмы, подготовленные семьями

  4. Книги и периодические издания для детей.

  5. Волшебные предметы



14

Евдокимова Людмила Михайловна, МАОУ СОШ № 48 г.Екатеринбурга,

«Клуб семейного чтения ЧУДО»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!