РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарных и филологических дисциплин (протокол №1 от 28.08.2020г.) | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________А.Н.Ошмарин 31.08.2020г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Изумрудновская школа» _____________Л.И.Липеха Приказ от 31.08.2020г.№ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС 8
на 2020/2021 учебный год
Программу составила:
Сачьян Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
специалист
с. Изумрудное, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию (5-9 класс);
Авторской программы «Русский язык. 5 - 9 классы общеобразовательной школы» (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская);
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Изумрудновская школа»;
Методических рекомендаций об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020-2021 учебном году.
Программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.[ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В.Загоровская,А.Г.Нарушевич ].-3-е издание.-М.:Просвещение, 2014»
Целями изучения русского языка в 8 классе являются:
Воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, получения знаний в разных сферах деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности языка;
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности; обогащение активное и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В соответствии с целями обучения усиливается речевая направленность курса. Большое внимание уделено словарной работе. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики. Она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Основной задачей является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные
Учащийся научится:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
-использовать знание алфавита при поиске информации;
-различать значимые и незначимые единицы языка;
-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно их переносить;
-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
-находить грамматическую основу предложения;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
-использовать орфографические словари.
Учащийся получит возможность научиться:
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-опознавать различные выразительные средства языка;
-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Содержание учебного предмета
Восстановительное повторение. Введение. Культура речи. – 13 ч.
Функции русского языка в современном мире.
Умение определять функции русского языка.
Повторение изученного в 5-7 классах.
Знаки препинания, сопоставительный анализ простого и сложного предложений, правописание Н-НН в полных и кратких прилагательных и причастиях, наречиях, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание – 23 ч.
Основные единицы синтаксиса, словосочетание как единица синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова, синтаксический разбор словосочетания. Уметь правильно употреблять зависимое слово в словосочетании, использовать в речи синонимические словосочетания.
Повторение пройденного о предложении, грамматическая основа предложения, особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов, интонация, логическое ударение.
Анализ структуры, языковых особенностей текста описания памятника культуры.
Главные члены предложения.
Повторение пройденного. Способы выражения подлежащего, виды сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Повторение изученного. Роль второстепенных членов в предложении, прямое косвенное дополнение, несогласованное определение, приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении, виды обстоятельства по значению, синтаксический разбор двусоставного предложения.
Простое односоставное предложение. Неполное предложение – 13 ч.
Группы односоставных предложений с главным членом подлежащим и сказуемым, синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Неполные предложения, синтаксический разбор односоставного предложения.
Простое осложненное предложение – 36 ч.
Однородные члены предложения.
Понятие об осложнённом предложении. Повторение об однородных членах. Понятие об осложнённых предложениях. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией, однородные и неоднородные определения, ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения, пунктуация, синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения.
Понятие об обособлении, обособленные определения и приложения, обстоятельства и выделительные знаки препинания при них; обособленные уточняющие члены предложения; синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия.
Повторение изученного об обращении. Назначения обращения, распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении; вводные слова и предложения, выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях; вставные конструкции; междометия в предложениях; синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Способы передачи чужой речи – 13 ч.
Прямая и косвенная речь.
Понятие о чужой речи, комментирующая часть, способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, разделительные и выделительные знаки препинания; диалог, цитата и знаки препинания при цитировании.
7. Повторение-4ч.
Повторение . Морфемика, словообразование, орфография.
Повторение. Лексикология, орфография, культура речи.
Повторение. Грамматика. Морфология, орфография.
Повторение. Синтаксис, пунктуация, культура речи.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов | Контр. раб. | Контр. дикт. | Контр. изл. | Контр. соч. | Р.р. |
1. | Восстановительное повторение. Введение. Культура речи | 13 | | 1 | | | 5 |
2. | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание | 23 | 1 | | 1 | 1 | 3 |
3 | Простые односоставные предложения. Неполные предложения | 13 | | | | | |
4 | Простое осложненное предложение | 36 | 1 | | | 2 | 6 |
5 | Способы передачи чужой речи | 13 | | 1 | 1 | | 1 |
6 | Повторение | 4 | | | | | |
| Итого | 102 | 2 | 2 | 2 | 3 | 15 |
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Тема урока |
План | Факт |
Восстановительное повторение. Введение. Культура речи – 13 ч. |
1 | | | Что такое культура речи |
2 | | | Виды орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических ошибок в речи |
3 | | | Р.р.№1 Устное сочинение- рассуждение |
4 | | | Текст и его структура. Абзац как компонент композиционной структуры связного текста |
5 | | | Средства связи предложений в тексте. |
6 | | | Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) № 1. |
7 | | | Работа над ошибками. Функциональные разновидности современного русского языка. |
8 | | | Публицистический стиль |
9 | | | Р.р №2 Подготовка к сочинению – рассуждению на публицистическую тему |
10 | | | Р.р.№3 Написание сочинения-рассуждения |
11 | | | Научный стиль |
12 | | | Р.р.№4Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» |
13 | | | Р.р.№5 Урок-практикум по теме «Характеристика текста с точки зрения принадлежности к функциональному стилю речи» |
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание – 23 ч. |
14 | | | Синтаксис как раздел грамматики. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка. |
15 | | | Виды и средства синтаксической связи |
16 | | | Р.р.№ 6 Подробное изложение |
17 | | | Словосочетание, его структура и виды |
18 | | | Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) |
19 | | | Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова. |
20 | | | Синтаксический разбор словосочетаний. |
21 | | | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание |
22 | | | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. |
23 | | | Р.р.№ 7 Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему |
24 | | | Контрольное сочинение-рассуждение № 1 на морально-этическую тему |
25 | | | Работа над ошибками. Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое |
26 | | | Составное глагольное сказуемое. |
27 | | | Составное именное сказуемое |
28 | | | Составное именное сказуемое |
29 | | | Второстепенные члены и их роль в предложении |
30 | | | Определение (согласованное и несогласованное). Способы выражения. |
31 | | | Дополнение и его виды |
32 | | | Обстоятельство и его виды. |
33 | | | Р.р.№8 Подготовка к изложению. |
34 | | | Контрольное подробное изложение № 1 |
35 | | | Работа над ошибками. Повторение темы «Двусоставные предложения» |
36 | | | Контрольная работа № 1 .«Двусоставные предложения» |
Простое односоставное предложение. Неполное предложение – 13 ч. |
37 | | | Работа над ошибками. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения |
38 | | | Основные группы односоставных предложений и их особенности. |
39 | | | Моделирование односоставных предложений разных типов. |
40 | | | Определенно-личные предложения. |
41 | | | Способы выражения сказуемого в определённо-личных предложениях. |
42 | | | Неопределенно-личные предложения. |
43 | | | Способы выражения сказуемого в неопределённо-личных предложениях. |
44 | | | Обобщённо-личные предложения |
45 | | | Безличные предложения. |
46 | | | Способы выражения сказуемого в безличных предложениях. |
47 | | | Назывные предложения. |
48 | | | Повторение темы «Односоставные предложения» |
49 | | | Проверочная работа по теме «Односоставные предложения». |
Простое осложненное предложение – 36 ч. |
50 | | | Работа над ошибками. Понятие об осложненном предложении. |
51 | | | Понятие об однородных членах предложения. |
52 | | | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними |
53 | | | Особенности употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров |
54 | | | Р.р.№ 9 Подготовка к сочинению-рассуждению. |
55 | | | Контрольное сочинение-рассуждение № 2 |
56 | | | Работа над ошибками. Однородные и неоднородные определения. |
57 | | | Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие при обобщающих словах в предложениях. |
58 | | | Тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания |
59 | | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
60 | | | Повторение темы «Однородные члены предложения ». |
61 | | | Контрольная работа № 2 «Однородные члены предложения» |
62 | | | Работа над ошибками. Понятие об обособлении. |
63 | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них |
64 | | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. |
65 | | | Обособленные обстоятельства. Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом |
66 | | | Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. |
67 | | | Обособленные дополнения. |
68 | | | Выделительные знаки препинания при обособленных дополнениях |
69 | | | Р.р. №10 Подготовка к обучающему сочинению-описанию |
70 | | | Р.р. № 11 Обучающее сочинение-описание |
71 | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. |
72 | | | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Их смысловая и интонационная особенности |
73 | | | Р.р. № 12 Презентация результатов проектных работ по теме «Традиции моей семьи» |
74 | | | Р.р. № 13 Презентация результатов проектных работ по теме «Традиции моего народа» |
75 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения». |
76 | | | Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения». |
77 | | | Обращение, его функции и способы выражения. Знаки препинания при обращении. |
78 | | | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. |
79 | | | Р.р.№14 Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему. |
80 | | | Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему № 3 |
81 | | | Работа над ошибками. Предложения с вводными конструкциями. Вводные слова и конструкции. |
82 | | | Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста |
83 | | | Предложения со вставными конструкциями Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций. |
84 | | | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». |
85 | | | Проверочная работа по теме «Предложения с обособленными членами предложения, обращениями, вводными и вставными конструкциями» |
Способы передачи чужой речи – 13 ч. |
86 | | | Прямая речь. |
87 | | | Знаки препинания при прямой речи |
88 | | | Диалог. |
89 | | | Знаки препинания при диалоге |
90 | | | Р.р.№ 15 Подготовка к контрольному изложению по тексту художественного стиля |
91 | | | Контрольное подробное изложение № 2 по тексту художественного стиля |
92 | | | Работа над ошибками. Косвенная речь |
93 | | | Косвенная речь |
94 | | | Цитаты |
95 | | | Цитаты и знаки препинания при них |
96 | | | Повторение темы «Способы передачи чужой речи». |
97 | | | Контрольный диктант №2 . «Способы передачи чужой речи» |
98 | | | Работа над ошибками. Повторение и обобщение материала. |
Повторение-4ч. |
99 | | | Морфемика, словообразование, орфография. |
100 | | | Лексикология, орфография, культура речи. |
101 | | | Грамматика. Морфология, орфография. |
102 | | | Синтаксис, пунктуация, культура речи. |