Программу разработала учитель высшей категории Рудик Л. Д.
Ростовская область, Егорлыкский район, МБОУ Кавалерская СОШ №3
имени Героя Советского Союза А. П. Дубинца
Программа курса «Россия – Моя история»
Пояснительная записка
Актуальность: Вопросы о том, что из себя представляет история России, какое место занимает наша страна в международных отношениях, являются одними из самых актуальных в процессе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Ответы на них важны для определения личного выбора каждого молодого человека, в итоге от них зависит будущее дальнейшее развитие государства.
Современные непростые условия российской действительности требуют от каждого человека всестороннего знания реалий, умение анализировать и оценивать происходящие изменения в своей стране и в мире в целом, мыслить перспективно, чтобы затем осознанно, самостоятельно и ответственно выбирать свой жизненный путь.
Цели:
Развивать способности к самостоятельному критическому осмыслению современной истории;
Создавать целостную картину расстановки сил в сфере современных международных отношений и всесторонне оценивать на этом фоне потенциал развития России в XIX веке;
Развивать умения и навыки по работе с различными современными источниками информации;
Способствовать формированию активной жизненной позиции и осознанию причастности и вовлеченности своей личной судьбы в процессы, протекающие в родной стране и мире.
Задачи:
Знакомство учеников с основными понятиями и явлениями в сфере развития Российского государства и мира;
Формирование у учащихся представления о Древней Руси, яркой перспективы, в которой был заложен базус культурного хода России;
Сформировать представление о месте России в мировой истории, о наследии, которое мы получили от предшествующих империй, культур и цивилизаций, понимание того, что Россия занимает ключевое место в мировых исторических процессах, которые оказывают безусловное значительное влияние на жизнь большинства стран мира и особенно в сфере международных отношений;
Формировать в каждом подрастающем гражданине чувства принадлежности к своему государству, ответственности за его судьбу;
Показать, как Россия смогла встать в центре мировой истории, сочетая военную мощь и невероятный культурный взлет;
Научить определять основные задачи России во внутренней и внешней политике в прошлом и на современном этапе;
Осознавать место России в мире и своей семьи в ней;
Анализ аргументации основных подходов спорах о будущем нашей страны;
Формирование представления о важности создания и об основных составляющих положительного образа России и российского народа внутри страны и за рубежом;
Соединение общественно-политической и профессиональной ориентации учащихся в стране завтрашнего дня;
Воспитывать патриотов , знающих историю своей Родины, умеющих гордиться ею и ценить подвиги своего народа, крепить и преумножать ее богатства и в трудный час встать на ее защиту.
Место курса в образовательном процессе, основные знания и умения
Курс «Россия – Моя история» призван актуализировать исторические знания и умения учащихся, помочь им на основе новых знаний, полученных в ходе изучения курса, а также на личном опыте и наблюдениях, сформировать представление о процессах и событиях, проходящих в мире, и о месте России в международных отношениях.
В процессе обучения обучающиеся должны знать:
Фактический материал и базовые определения, необходимые для понимания сущности современных мировых процессов, степени вовлеченности и роли в них России;
О многообразии и различной степени достоверности современных источников информации, а также о возможностях электронных ресурсов;
Плюсы и минусы аргументации основных моделей будущего развития России.
Уметь:
Работать с различными источниками информации (поиск, анализ и оценка достоверности информационных ресурсов);
Устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи;
Давать характеристику государственным деятелям и событиям;
Систематизировать факты и явления.
Педагогические технологии и методы
Данный курс направлен на помощь в процессе социализации учащихся и развития различного рода компетенций. В процессе изучения курса и обобщения материала следует постоянно создавать и поддерживать атмосферу диалога и максимально эффективно применять интерактивные методы современных, развивающих технологий, разнообразные типы занятий и деятельностный подход для реализации поставленных целей и задач данного курса.
Формы контроля
Приоритет интерактивных методов в организации учебного процесса предполагает выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля, которые позволили бы судить об успешности усвоения познавательной части курса и формировании умений и навыков. Предпочтение отдавать необходимо сложным творческим формам занятий (разработка проектов, написание эссе, реферирование, проблемные задания, доклады, подготовка устных выступлений, презентаций, составление портфолио и т.д.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к подготовке учащихся | Вид контроля | Дата проведения План/факт | Домашнее задание |
Раздел I «Из глубины веков» |
1 | Введение | 1 | Урок актуализации знаний. Диалог | Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития | Знать особенности истории как науки. Характеризовать принципы исторического исследования | Конспект, лекция | | | Подготовиться по конспекту |
2 | Древняя Русь | 1 | Изучение нового материала | Складывание государства у восточных славян. Особенности развития и становления | Объяснить смысл понятий. Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства | Анализ документа, умение соотнести сведения летописцев и исторической карты. Составить таблицу | | | Ответить письменно «В чем состояли особенности становления и развития Древней Руси?» |
3 | Влияние Рима, Византии на Древнерусское государство | 1 | Лекции с элементами эвристической беседы | Влияние государств на складывание Древнерусского государства и его роль в развитии внутренних и внешних факторов в судьбах Рима и Византии. Славяне глазами римлян и византицев | Знать основные особенности и истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития Древнерусского государства, выделять своеобразие его истории, определять причины отличий. Понимать, что особенности исторического развития народа (народов) зависит от комплекса совокупности ряда факторов | Беседа | | | Ответить письменно: «Почему Рим и Византия оказали огромное влияние на складывание Древнерусского государства?» Твое мнение насчёт влияния Рима и Византии на данный процесс |
| | | | | | | | | |
4 | Расселение славян. Русь от Ладоги и до Херсона | 1 | Комбинированный | Природно-климатические факторы, особенности освоения природы, территории Восточной Европы и севера Евразии в стоянке каменного века. Великое переселение народов | Знать, как шёл процесс колонизации Восточно-Европейской равнины славянами, занятия, общественные отношения, строй | Беседа по изученному материалу | | | Как природно-климатические факторы сказывались на расселении восточных славян на территории Восточной Европы и севера Евразии? |
5 | Формирование языка и государственности- Киевская Русь | 1 | Комбинированный | Особенности становления Древнерусской государственности, формирование языка. Причины объединения племён, первые упоминания о русских князьях. Их деятельности по созданию и укреплению Древнерусского государства | Знать условия и причины появления государства, формирование языка восточных славян. Знать различные точки зрения, теории, в том числе (Нормандскую) на образование Восточнославянского государства, иметь свое отношение к этим теориям. Знать три модели перехода к классовому обществу, деятельность первых князей | Фронтальная беседа. Составление логической схемы (цепочки) по образованию государства | | | Письменно: «В чем суть Нормандской теории, свидетельствующей об образовании Восточнославянского государства?» |
Раздел II «Времена былинные» |
6 | Владимир Святой | 1 | Комбинированный Беседа | Собирательный образ Владимира Красное Солнышко. Цель воин, походов Владимира | Учащиеся должны уяснить собирательный образ Владимира Красное Солнышко, цель проводимых им воин и походов | Опрос. Фронтальная беседа | | | «Какой характер носили воины и походы, совершаемые Владимиром? Почему?» Письменно ответить |
7 | Язычество и христианство | 1 | Комбинированный Беседа | Значение государственной религии, Русское язычество, причины его появления. Реформы Владимира. Выбор между мировыми религиями. Значение принятия христианства на Руси | Учащиеся должны понять: что нуждам государство язычество подходило; после отказа от язычества, было ясно, что это должно быть христианство византийского образца; значение принятия христианства на Руси | Опрос. Фронтальная беседа по письменному домашнему заданию | | | Письменно составить развёрнутый план на вопрос: «Введение христианства в Киевской Руси Владимиром |
8 | Ярослав Мудрый | 1 | Комбинированный Беседа | Усобица сыновей Владимира. Ярослав Мудрый. Международные связи Древнерусского государства. Окончательная победа феодальных отношений, «Русская Правда» | Учащиеся должны понять и уметь доказать, что в IX веке феодальные отношения в Древнерусском государстве окончательно победили. Уметь анализировать «Русскую Правду» - письменный памятник, источник исторической науки | Опрос. Обсуждение самостоятельных домашних работ | | | Письменно ответить на вопрос: «В чем заключалось укрепление Древнерусского государства в 11 веке, и какими средствами это было достигнуто?» |
9 | Владимир Мономах | 1 | Комбинированный Беседа | Народные восстания в XI веке. Ослабление власти Великого киевского князя. Феодальные усобицы. Восстание в Киеве в 1113 году. Владимир Мономах – Великий киевский князь. Наследие и распад державы | Учащиеся должны понять, что феодальные отношения вели к усилению борьбы внутри общества, княжества стремились к самостоятельности. Учащиеся должны уметь вести дискуссию. | Опрос по письменным домашним заданиям в форме дискуссии | | | Письменно ответить: «Почему усобицы между князями привели к распаду державы?» Свое мнение аргументировать |
Раздел III «Древние россияне» |
10 | Социальное неравенство, черты национального характера и самосознания | 1 | Урок формирования новых умений. Лекция | Социальное неравенство. Закобаление свободных смердов. Зависимые люди и их положение в обществе | Учащиеся должны получить знания об укладе жизни, хозяйствовании, нравах, обычаях, чертах национального характера древних россиян, должны уяснить тенденцию к углублению социального неравенства, давать характеристику всем слоям общества, развивать навыки самостоятельной работы | Обсуждение самостоятельных письменных работ учащихся | | | Подготовиться по записям в тетрадях к устного опросу |
11 | «Русская Правда» - княжеский закон от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха | 1 | Урок практического применения знаний, умений. «Мозговой штурм» | Что охранялось законом, движимая и недвижимая собственность князя, расширение сферы княжеского суда, значение боярства и сближение его собственнических прав с княжьями, вотчина как фактор раздробленности Руси | Итоговая коллективная беседа, её итог – учащиеся должны сделать вывод о том, что «Русская Правда» свидетельствует о дальнейшем развитии феодальных отношений, об усилении гнета смердов, такой вывод делается на основе анализа «Русской Правды» Я. Мудрого и его сыновей | «Мозговой штурм» | | | Письменно ответить на вопрос: «Что способствовало сближению бояр с князьями, чьи интересы защищала «Русская Правда» и почему?» |
12 | Русская церковь и культура | 1 | Комбинированный | Русская церковь и её роль в общественной жизни Древнерусского государства. Церковь и просвещение. Книжность и книжники. Летописание «Слово о полку Игореве», Даниил Затучник, Авраамия Смоленского, Ефросини Полоцкой и др. Общая характеристика, значения культуры Киевской Руси | Выработка навыков системы – научных подходов к истории культуры России, познать специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития, культуры Киевской Руси, в чем её феномен, и её тесную связь с русской церковью, влияние церковью на духовную культуру просвещения, общественную жизнь Киевской Руси | Фронтальная беседа. Просмотр презентаций | | | Подготовить сообщения на тему: «Святые подвижники, их роль в развитии Древнерусской культуры |
Раздел IV «Раздробленность Руси» |
13 | Феодальная раздробленность Руси | 1 | Изучение нового материала на более углубленной основе. | Что значит феодализм и феодальная раздробленность, её причины. Основные княжества: Смоленское, Полоцкое, Киевское, Черниговское, Новгородское, Северское. Оценка социальных сил, которым было выгодно разделение Руси. Последствия и перспективы углубления раздробленности. Уровень культуры домонгольской Руси | Учащиеся должны чётко усвоить понятия феодализма и феодальной раздробленности, как неотъемлемой, закономерной, прогрессивной ступени в развитии, формировании конкретных представлений об усилении и обособлении отдельных княжеств и закономерности раздробленности | Закрепление полученных знаний с помощью записи на доске и в тетрадях логической схемы | | | Нанести на контурные карты наиболее крупные княжества Руси. Выучить логическую схему «Успехи в хозяйстве |
14 | Роль господина Великого Новгорода и Александра Невского в судьбе Руси | 1 | Комбинированный. Беседа | Великие княжества Руси и их роль в судьбе Древнерусского государства. Первые сведения о Москве. Новгород и его влияние, связи с странами Запада и Востока, управление, события, приход к власти городской аристократии. Александр Невский и его роль в судьбе Новгорода | Продолжить формирование понятия феодальная раздробленность Руси на примерах основных княжеств. Создать у учащихся яркие обратные представления о Новгородской земле, классовом составе населения, политическом строе, о величайшей А. Невского в судьбе данного княжества | Просмотр презентаций: «Великий Новгород» и «Александр Невский». Фронтальная беседа по вопросам к презентаций | | | Составить таблицу на сопоставление Новгорода и Владимиро-Суздальского княжеств |
15 | Монголо-татарское нашествие. Ордынское иго. Разгром крестоносцев | 1 | Изучение нового материала | Упадок политического и военного могущества Руси в результате феодальной раздробленности, чем и воспользовались монголы. Битва на Калке. Результат битв и сражений с монголами. Героическая борьба народа с монголами, крестоносцами, разгром шведских и немецких крестоносцев, роль А. Невского в этих битвах | Раскрывается военный аспект противостояния земледельцев и кочевников, уяснить закономерность данного процесса, раскрыть грабительский характер монгольской державы. Учащиеся должны уяснить было ли порабощение монголо-татарами , в чем заключалось монголо-татарское иго. Разгром шведских и немецких крестоносцев- случайность или случайность? | Презентации «Русь и Золотая Орда». Беседа по вопросам | | | Письменно ответить на вопрос: «Почему А. С. Пушкин считал, что у России определённо было высокое предназначение остановить врагов на краю Европы и тем самым спасли её от разорения и уничтожения?» |
16 | Возвышение Москвы. Освобождение русских земель от монголо-татарского ига. Русская культура | 1 | Изучение нового материала | Первые московские князья: Иван Калита, Д. Донской, битва на Пьяне и Воже, Мамаево побоище и его последствия. Василий I и Василий II Темный. Результаты феодальной войны. Русская культура. Духовные люди кровавых столетий: Феофан Грек, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Афанасий Никитин. Зодчие, летописцы, повести и житие | Учащиеся должны уяснить необходимость объединения русских земель в единое государство, закономерность данного процесса, историческое значение освобождения страны от монголо-татарского ига | Беседа по изученному материалу. Презентации по культуре | | | Написать рефераты, доклады, сообщения (на выбор) по русской культуре и ее деятелям |
17 | Образование единого государства России. Иван III | 1 | Комбинированный урок. Беседа. | Присоединение к Москве земель Великого Новгорода, Тверского княжества Вятки. Иван 3- царь и самодержец всея Руси закрепощение и судебник 1497г. Идеологическая концепция, Москва третий Рим «Святая Русь». Историческое значение образования единого государства России. | Учащиеся должны уяснить причины и историческое значение образования централизованного государства с центром в Москве. | Учащиеся самостоятельно делают вывод по теме урока, записывают его в тетрадь | | | Составить схему «Управление в Русском Централизованном государстве в xv в. |
Раздел V «Объединение Руси. Царство Московское» |
18 | Политическое развитие Московского государства в п.п XVIв. | 1 | Урок изучение нового материала. Лекция | Абсолютизм, деспотия и сословно-представительная монархия. Правительство Еглинское. Боярское правление, реформы, судебник 1550 Стоглав и Домстрой-нравственные и социально-экономические основы укрепления сословного представительства | Учащиеся должны уяснить особенности политического развития в п.п. XVIв., политическое развитие было направлено на преодоление остатков феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиление царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян. | Беседа с учащимися для подведения их к изучению нового материала. Фронтальная беседа по вопросам, сформулированным в начале занятия в качестве незначительной задачи. | | | Письменно ответить на вопрос: «Почему политическое развитие было направленно на преодоление феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиления царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян. |
19 | Великое разорение и смута | 1 | Комбинированный. Беседа | Усиление дворянства, опричнина, организация террора, Б. Годунов. Опричник-правитель-царь. Первые волны гражданской войны. Переворот Василия Шуйского, восстание Болотникова. Семибоярщина и интервенты. Избрание царя Михаила Романова | Учащиеся должны уяснить: 1) суть опричнины; 2) знать различные оценки ее и выражать свое мнение к этим оценкам; 3) уяснить причины смуты, интервенции польских и шведских феодалов, угрожающих Российскому государству потерей независимости, поставив ее на грань катастрофы; 4) что подвиг народа спас Отечество от чужеземных захватчиков | Беседа по вопросам, подготовленным заранее | | | Ответить письменно: «Почему и в чем проявился подъем национального самосознания русского народа в начале 17 века?» Подготовить презентации о И. Болотникове, К. Минине, Д. Пожарском, И. Заруцком, П. Ляпунове |
Раздел VI «Путь к абсолютизму» |
20 | Самодержавие и земские соборы | 1 | Изучение нового материала | Царь Михаил Федорович и патриарх Филорет. Самодержавие с земскими соборами, развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления | Учащиеся должны уяснить, что избрание М. Романова на Земском соборе в 1613 г – прогрессивное историческое событие. Союз царской власти с Земским собором, преодоление кризиса и последствий смуты | Беседа по вопросам, подготовленным заранее | | | Письменно ответить на вопрос: «Почему царь правил в стране совместно с Земским Собором?» |
21 | Экономическое развитие России в 17 веке. Усиление крепостного щита | 1 | Урок формирования новых умений. Лекция | Основные черты барщинного хозяйства. Юридическое оформление системы крепостного права. Новые элементы в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле | Учащиеся должны знать и уметь доказать, что в России шел процесс укрепления феодально-крепостнического строя. Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России, понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли, дать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. Объяснить смысл понятий: «крепостное право», «мануфактурное производство», «барщина» | Усвоение нового материала, составление схемы | | | Схема |
22 | Политическое развитие России в 17 веке. Воссоединение древнерусских земель | 1 | Комбинированный | 1) Усиление самодержавной власти царя. 2) Органы управления в Российском государстве в 17 в. 3) Церковный раскол. 4) Городские восстания. 5) Соборное уложение. 6) Процесс складывания русской нации. 7) Вхождение Левобережной Украины в состав России. 8) Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине 17 в | Учащиеся должны уяснить, что в борьбе против народных восстаний бояре и дворяне стремились укрепить важнейшие политические условия своего государства – самодержавшую власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь. Объяснить смысл понятий: «нация», «Соборное уложение», «церковный раскол», «старообрядцы». Оценить значние присоединения Украины к России, войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине 17 в; характеризовать успехи и неудачи, объяснить их | К концу урока определить какие изменения происходили в органах управления российского государства и как различные органы управления защищали интересы господствующих классов | | | Ответить письменно: «Чем можно доказать общность происхождения русского, украинского и белорусского народов? Когда и почему земли Украины и Белоруссии оказались под влиянием Польско-Литовского государства?» |
23 | Крестьянская война под предводительством Степана Разина | 1 | Урок формирования новых умений. Лекция | 1) Степан Разин и войско донское. 2) Причины крестьянской войны. 3) Состав участников, их требования. 4) Ход, масштабы крестьянской войны. 5) Поражение, расправа самодержавия с Разиным. 6) Значение крестьянской войны под руководством Степана Разина | Обобщая факты, изученных учащимися, крупнейших крестьянских восстаний, они должны углубить свои знания о понятиях «крестьянской войны» и «восстания», понять, что, несмотря на поражения, крестьянские войны имели прогрессивное значение, в то время они наносили ощутимые удары по феодальному строю | Беседа по плану, составленному учащимися по ходу объяснения нового материала | | | Письменно привести доказательства, что восстание Степана Разина являлось крестьянской войной |
24 | Воссоединение древнерусских земель | 1 | Урок формирования новых умений. Лекция | Народы России и Белоруссии в составе Речи Посполитой. Борьба против католической экспансии и социального гнета. Освободительная война. Богдан Хмельницкий. Помощь России. Московские соборы и Переяславская Рада. Война России с Речью Посполитой и Швецией. Причины и последствия раздела Украины | Учащиеся должны уяснить, что Речь Посполитая была и есть главным врагом Украины, Белоруссии, которая с помощью католической экспансии и социального гнета притесняла эти народы. Знать, что освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого способствовала началу освобождения Украинского народа из-под гнета поляков, при помощи России и имела огромное историческое значение | Беседа по плану, составленному учащимися по ходу объяснения нового материала | | | Выполнить задание письменно: «Почему Б. Хмельницкий обратился к русскому царю за помощью в борьбе с поляками и к чему это привело?» |
25 | Правление Федора Алексеевича. Государственные реформы, проводимые им и царевной Софьей | 1 | Изучение нового материала | Противоречия буржуазного пути социального-экономического развития и состояния дворянского государства. Царь Федор Алексеевич. Реформы в области внутреннего управления. Реформы в области военного управления, воинского устройства. Дворцовый переворот. Московское восстание. Жалованные грамоты. Политика социального умиротворения. Вечный мир и вступление России в Священную лигу. Цели и результаты крымских походов. Захват власти сторонниками Петра | Учащиеся должны уяснить, что пришло ускорения экономического развития страны и реформ. Реформы, проведенные правительством Федора Алексеевича в области государственного управления, военного, воинского устава. Учащиеся должны уяснить особенности внутренней и внешней политики правительства Софьи, проводимой в интересах дворянства; понять, что ее преобразования логически продолжают преобразования Федора Алексеевича | Беседа по изученному материалу. Просмотр презентаций | | | Выписать в тетради базовые понятия: «регент» «менование земель», «принцип выслуги», «жалованная грамота». Ответить на вопрос: «Почему назрела необходимость в проведении реформ?» |
26 | Развитие культуры России в XVI-XVII в | 1 | Конференция | Исторические условия развития культуры в 16-17 вв. Книгопечатание. Домострой. «Обмирщение» культуры. Влияние культуры на развитие русской нации. Нации единого русского языка. Школа, образование, просвещение. Развитие научных знаний. Фольклор. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Итоги особенности развития русской культуры в 16-17 вв. 17 век – начало нового восстания культуры | Учащиеся должны знать наиболее характерные явления культурного развития страны в 17 веке, а также показать борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавшихся тогда господствовать феодальных и церковных устоев. Объяснять, смысл понятий: «обмирщение», «секуляризация», «культурно-исторический процесс», «реализм» | Обсуждение вопросов, анализ рефератов, докладов, сообщений | | | Подготовить презентации по данной теме |
Раздел VII «Государство Петра Великого» |
27 | «Окно в Европу». Северная война | 1 | Урок практического применения знаний, умений, работа в парах | Необходимость внутренних преобразований и завоевания выхода к морям, начало преобразований. Поездка Петра Великого за границу. Перестройка армии и новые победы. Объявление России империей | Учащиеся должны сделать вывод об отставании феодально-крепостнической России и о необходимости реформирования, модернизации России, должны уяснить, что владение выходом в Балтийское море было необходимо для нормального развития России, для укрепления ее обороны, торговых и культурных связей с другими странами. Объяснить смысл понятий: «реформы», «модернизация», «империя», «император» | Подготовить сообщение на тему: «Изменения в жизни поданных в царствование Петра I» | | | Согласны ли вы с высказыванием В. О. Ключевского: «Подвижной хозяин-чернорабочий, самоучка царь-мастеровой» Почему? Ответить письменно |
28 | Внутренняя и внешняя политика Петра I | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Утверждение в России абсолютизма, реформы государственного управления, превращение дворянства в господствующий класс (сословие). Роль России в развитии системы международных отношений в 18 веке и превращение ее в мировую державу | Знать основные достижения в развитии экономики страны. Уметь анализировать социально-экономическое развитие страны. Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия в 18 веке | Мини-тестирование, анализ карты. Развернутые ответы на вопросы | | | Подготовить сообщения о сподвижниках Петра I. Какой вклад они внесли в развитие государства и превращение его в могучую державу |
29 | Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещённый абсолютизм: идеология и политика законодательного оформления сословного строя. Участие России в Семилетней войне | Уметь характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I, знать насущные проблемы. Сравнивать характер правления Петра Великого и его преемников. Чему способствовали дворцовые перевороты и как это сказалось на развитии империи? | Закрепление знаний, умений и навыков с помощью беседы | | | Подготовить презентации о преемниках Петра I |
30 | Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева | 1 | Урок изучения нового материала | Восстание Пугачева, причины, ход, подавление восстания. Историческое значение крестьянских восстаний. Усиление диктатуры при Екатерине II. Начало разложения крепостнического хозяйства в России. Просвещенный абсолютизм | Учащиеся должны знать, что в условиях развития капиталистических отношениях, феодальный строй и самодержавие является главным препятствием на пути дальнейшего развития. Учащиеся должны знать, что крестьянская война под предводительством Е. Пугачева была самой мощной, она нанесла ощутимый удар по самодержавию, крепостничеству | Сравнить Земские соборы XVI-XVII вв и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоятельно | | | Письменно: Сравнить крестьянскую войну 1773-1775 гг с предшествующими крестьянскими войнами в России. Назвать их общие черты, каково их историческое значение в судьбе России |
31 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в | 1 | Урок изучения нового материала. Беседа | Геополитические достижения и их историческое значение. Выводы о целях, направлениях и результатах внешней политики России во второй половине 18 в | Знать приоритетные направления внешней политики России во второй половине 18 века. Понимать ее значения, способы их реализации. Давать оценку итогам внешнеполитической деятельности | Анализ карты, обсуждение заданий по теме | | | Письменно: Как и почему вы так оцениваете внешнюю политику |
32 | Взлет российских «орлов». Русские полководцы и флотоводцы | 1 | Урок изучения нового материала. Беседа | Русско-турецкие войны. Армия и черноморский флот. Присвоение и освоение северного Причерноморья. Выход в Средиземное море, Кавказский рубеж и Закавказье. Подданство казаков и калмыков. Международные союзы на бумаге и в практике «орлов» | Учащиеся должны уяснить, что всемирная политика неразрывно связана со внутренней. Учащиеся должны уяснить, что внешнюю политику государства необходимо рассматривать с точки зрения геополитических интересов страны. Данные темы уроков способствуют патриотическому воспитанию учащихся на примерах великих русских полководцев и флотоводцев, которые внесли высокий вклад во внешнюю и внутреннюю политику страны | Мини-тестирование, анализ карты. Развернутые ответы на вопросы | | | Презентации |
33 | Взлет российских «орлов». Русские полководцы и флотоводцы | 1 | Урок практических применений знаний, умений и навыков. Беседа | Россия и ее позиция на Балтике. Войны со Швецией. Раздел Речи Посполитой. Коалиционная война с Францией. Итальянские и швейцарские показы Суворова. Великие полководцы и флотоводцы России (Румянцев, Суворов, Ушаков) | | Каких знаменитых полководцев и флотоводцев вы знаете, ваша оценка их вклада в судьбу Отечества | | | Сообщения, рефераты, доклады, презентации (на выбор) |
34 | Русская культура и быт в XVIII в | 1 | Урок практических применений знаний, умений и навыков. Практикум | Исторические условия развития культуры в 18 веке. Формирование и развитие национальной русской культуры на основе сложившейся в 18 веке русской нации. Новые явления в русской культуре: наука, образование, архитектура, живопись, музыка, литература, театр, общественно-политическая мысль. Борьба идей в России в 18 веке. Особенности культуры страны в 18 в. Россия в системе европейской культуры нового времени | Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. Продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составляющих частей материальной и духовной жизни общества | Заполнение таблицы «Культура России в 18 веке, ее историческое значение» | | | Сообщения, рефераты, доклады, презентации (на выбор) |
35 | Основные этапы истории России IX-XVIII вв | 1 | Урок обобщения и систематизирования знаний | ----- | Учащиеся должны осмыслить, осознать причино-следственные связи, закономерности единого целостного исторического процесса; социально-экономического и политического развития России. Анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку им, событиям и роли личности в истории. Соотносить исторические события с периодом, эпохой. Пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников, иметь и обосновывать свое отношение к изложенным в них оценках. Изложить, донести до аудитории свою информацию, точку зрения. | Зачет | | | Опережающее чтение |
Литература
1. Гумилев Л. Н. «Древняя Русь.» Великая степь. М.. 1989г
2. ж. «Родина» 1993г №2 «Варяги создатели Древней Руси»
3. ж. «Родина» 1995г №8 «Игорь Святославович»
4. Новосельцев А. П. «Образование Древнерусского государства и первые его правители». Вопр. Ист. 1991 № 2,3
5. ж. «Родина» 1993г №4 «Олег Святославович»
6. Скрынников Р. Г. «Войны Древней Руси». Вопр. Ист. 1995г № 11, 12
7. Алексеев Н. Г. Государь Всея Руси . М. 1991г
8. Кучкин В. А. Дмитрий Донской. Вопр. Ист. 1995г № 5,6
9. Алыниц Д. Н. Начало самодержавия в России: государство И. Грозного. Л.. 1988г
10. Балакина Т. И. История отечественной культуры. М.. 1994г
11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М.. 19890г
12. Скрынников Р. Г. Россия в н 16 в. Смута. М. 1988г
13. Павленко Н. И. Петр Великий. М.. 1990ш
14. Петрухинцев И. Россия Петра: маски и лица. Ж. «Родина» 1994г №8
15. Времен очаковских и покорение Крыма… Русско-турецкие войны во второй половине 18 в. Ж. «Родина» 1992г №2
16. Нольге Г. Г. «Крестьянские войны как восстание окраин». Вопр. Ист. №11
17. Ворожейкина «История нашей Родины» 1993г
18. Бондаренко «История русских царей» 1998г
Материалы интернета
1. Ежедневные обзоры российской прессы – www.rambler.ru, www.yandex.ru
2. Аналитические материалы и обзоры по мировой политике и экономике ы электронном издании «Мировые дискуссии» - www.worlddiscussionsua