СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Россия - Моя история" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы о том, что из себя представляет история России, какое место занимает наша страна в международных отношениях, являются одними из самых актуальных в процессе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Ответы на них важны для определения личного выбора каждого молодого человека, в итоге от них зависит будущее дальнейшее развитие государства.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Россия - Моя история" 10 класс»

Программу разработала учитель высшей категории Рудик Л. Д.

Ростовская область, Егорлыкский район, МБОУ Кавалерская СОШ №3

имени Героя Советского Союза А. П. Дубинца

Программа курса «Россия – Моя история»

Пояснительная записка

Актуальность: Вопросы о том, что из себя представляет история России, какое место занимает наша страна в международных отношениях, являются одними из самых актуальных в процессе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Ответы на них важны для определения личного выбора каждого молодого человека, в итоге от них зависит будущее дальнейшее развитие государства.

Современные непростые условия российской действительности требуют от каждого человека всестороннего знания реалий, умение анализировать и оценивать происходящие изменения в своей стране и в мире в целом, мыслить перспективно, чтобы затем осознанно, самостоятельно и ответственно выбирать свой жизненный путь.

Цели:

Развивать способности к самостоятельному критическому осмыслению современной истории;

Создавать целостную картину расстановки сил в сфере современных международных отношений и всесторонне оценивать на этом фоне потенциал развития России в XIX веке;

Развивать умения и навыки по работе с различными современными источниками информации;

Способствовать формированию активной жизненной позиции и осознанию причастности и вовлеченности своей личной судьбы в процессы, протекающие в родной стране и мире.

Задачи:

Знакомство учеников с основными понятиями и явлениями в сфере развития Российского государства и мира;

Формирование у учащихся представления о Древней Руси, яркой перспективы, в которой был заложен базус культурного хода России;

Сформировать представление о месте России в мировой истории, о наследии, которое мы получили от предшествующих империй, культур и цивилизаций, понимание того, что Россия занимает ключевое место в мировых исторических процессах, которые оказывают безусловное значительное влияние на жизнь большинства стран мира и особенно в сфере международных отношений;

Формировать в каждом подрастающем гражданине чувства принадлежности к своему государству, ответственности за его судьбу;

Показать, как Россия смогла встать в центре мировой истории, сочетая военную мощь и невероятный культурный взлет;

Научить определять основные задачи России во внутренней и внешней политике в прошлом и на современном этапе;

Осознавать место России в мире и своей семьи в ней;

Анализ аргументации основных подходов спорах о будущем нашей страны;

Формирование представления о важности создания и об основных составляющих положительного образа России и российского народа внутри страны и за рубежом;

Соединение общественно-политической и профессиональной ориентации учащихся в стране завтрашнего дня;

Воспитывать патриотов , знающих историю своей Родины, умеющих гордиться ею и ценить подвиги своего народа, крепить и преумножать ее богатства и в трудный час встать на ее защиту.

Место курса в образовательном процессе, основные знания и умения

Курс «Россия – Моя история» призван актуализировать исторические знания и умения учащихся, помочь им на основе новых знаний, полученных в ходе изучения курса, а также на личном опыте и наблюдениях, сформировать представление о процессах и событиях, проходящих в мире, и о месте России в международных отношениях.

В процессе обучения обучающиеся должны знать:

Фактический материал и базовые определения, необходимые для понимания сущности современных мировых процессов, степени вовлеченности и роли в них России;

О многообразии и различной степени достоверности современных источников информации, а также о возможностях электронных ресурсов;

Плюсы и минусы аргументации основных моделей будущего развития России.

Уметь:

Работать с различными источниками информации (поиск, анализ и оценка достоверности информационных ресурсов);

Устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи;

Давать характеристику государственным деятелям и событиям;

Систематизировать факты и явления.

Педагогические технологии и методы

Данный курс направлен на помощь в процессе социализации учащихся и развития различного рода компетенций. В процессе изучения курса и обобщения материала следует постоянно создавать и поддерживать атмосферу диалога и максимально эффективно применять интерактивные методы современных, развивающих технологий, разнообразные типы занятий и деятельностный подход для реализации поставленных целей и задач данного курса.

Формы контроля

Приоритет интерактивных методов в организации учебного процесса предполагает выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля, которые позволили бы судить об успешности усвоения познавательной части курса и формировании умений и навыков. Предпочтение отдавать необходимо сложным творческим формам занятий (разработка проектов, написание эссе, реферирование, проблемные задания, доклады, подготовка устных выступлений, презентаций, составление портфолио и т.д.)













№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к подготовке учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План/факт

Домашнее задание

Раздел I «Из глубины веков»

1

Введение

1

Урок актуализации знаний. Диалог

Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития

Знать особенности истории как науки. Характеризовать принципы исторического исследования

Конспект, лекция



Подготовиться по конспекту

2

Древняя Русь

1

Изучение нового материала

Складывание государства у восточных славян. Особенности развития и становления

Объяснить смысл понятий. Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства

Анализ документа, умение соотнести сведения летописцев и исторической карты. Составить таблицу



Ответить письменно «В чем состояли особенности становления и развития Древней Руси?»

3

Влияние Рима, Византии на Древнерусское государство

1

Лекции с элементами эвристической беседы

Влияние государств на складывание Древнерусского государства и его роль в развитии внутренних и внешних факторов в судьбах Рима и Византии. Славяне глазами римлян и византицев

Знать основные особенности и истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития Древнерусского государства, выделять своеобразие его истории, определять причины отличий. Понимать, что особенности исторического развития народа (народов) зависит от комплекса совокупности ряда факторов

Беседа



Ответить письменно: «Почему Рим и Византия оказали огромное влияние на складывание Древнерусского государства?» Твое мнение насчёт влияния Рима и Византии на данный процесс











4

Расселение славян. Русь от Ладоги и до Херсона

1

Комбинированный

Природно-климатические факторы, особенности освоения природы, территории Восточной Европы и севера Евразии в стоянке каменного века. Великое переселение народов

Знать, как шёл процесс колонизации Восточно-Европейской равнины славянами, занятия, общественные отношения, строй

Беседа по изученному материалу



Как природно-климатические факторы сказывались на расселении восточных славян на территории Восточной Европы и севера Евразии?

5

Формирование языка и государственности- Киевская Русь

1

Комбинированный

Особенности становления Древнерусской государственности, формирование языка. Причины объединения племён, первые упоминания о русских князьях. Их деятельности по созданию и укреплению Древнерусского государства

Знать условия и причины появления государства, формирование языка восточных славян. Знать различные точки зрения, теории, в том числе (Нормандскую) на образование Восточнославянского государства, иметь свое отношение к этим теориям. Знать три модели перехода к классовому обществу, деятельность первых князей

Фронтальная беседа. Составление логической схемы (цепочки) по образованию государства



Письменно: «В чем суть Нормандской теории, свидетельствующей об образовании Восточнославянского государства?»

Раздел II «Времена былинные»

6

Владимир Святой

1

Комбинированный Беседа

Собирательный образ Владимира Красное Солнышко. Цель воин, походов Владимира

Учащиеся должны уяснить собирательный образ Владимира Красное Солнышко, цель проводимых им воин и походов

Опрос. Фронтальная беседа



«Какой характер носили воины и походы, совершаемые Владимиром? Почему?»

Письменно ответить

7

Язычество и христианство

1

Комбинированный Беседа

Значение государственной религии, Русское язычество, причины его появления. Реформы Владимира. Выбор между мировыми религиями. Значение принятия христианства на Руси

Учащиеся должны понять: что нуждам государство язычество подходило;

после отказа от язычества, было ясно, что это должно быть христианство византийского образца;

значение принятия христианства на Руси

Опрос. Фронтальная беседа по письменному домашнему заданию



Письменно составить развёрнутый план на вопрос: «Введение христианства в Киевской Руси Владимиром

8

Ярослав Мудрый

1

Комбинированный Беседа

Усобица сыновей Владимира. Ярослав Мудрый. Международные связи Древнерусского государства. Окончательная победа феодальных отношений, «Русская Правда»

Учащиеся должны понять и уметь доказать, что в IX веке феодальные отношения в Древнерусском государстве окончательно победили. Уметь анализировать «Русскую Правду» - письменный памятник, источник исторической науки

Опрос. Обсуждение самостоятельных домашних работ



Письменно ответить на вопрос: «В чем заключалось укрепление Древнерусского государства в 11 веке, и какими средствами это было достигнуто?»

9

Владимир Мономах

1

Комбинированный Беседа

Народные восстания в XI веке. Ослабление власти Великого киевского князя. Феодальные усобицы. Восстание в Киеве в 1113 году. Владимир Мономах – Великий киевский князь. Наследие и распад державы

Учащиеся должны понять, что феодальные отношения вели к усилению борьбы внутри общества, княжества стремились к самостоятельности. Учащиеся должны уметь вести дискуссию.

Опрос по письменным домашним заданиям в форме дискуссии



Письменно ответить: «Почему усобицы между князями привели к распаду державы?» Свое мнение аргументировать

Раздел III «Древние россияне»

10

Социальное неравенство, черты национального характера и самосознания

1

Урок формирования новых умений. Лекция

Социальное неравенство. Закобаление свободных смердов. Зависимые люди и их положение в обществе

Учащиеся должны получить знания об укладе жизни, хозяйствовании, нравах, обычаях, чертах национального характера древних россиян, должны уяснить тенденцию к углублению социального неравенства, давать характеристику всем слоям общества, развивать навыки самостоятельной работы

Обсуждение самостоятельных письменных работ учащихся



Подготовиться по записям в тетрадях к устного опросу

11

«Русская Правда» - княжеский закон от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха

1

Урок практического применения знаний, умений. «Мозговой штурм»

Что охранялось законом, движимая и недвижимая собственность князя, расширение сферы княжеского суда, значение боярства и сближение его собственнических прав с княжьями, вотчина как фактор раздробленности Руси

Итоговая коллективная беседа, её итог – учащиеся должны сделать вывод о том, что «Русская Правда» свидетельствует о дальнейшем развитии феодальных отношений, об усилении гнета смердов, такой вывод делается на основе анализа «Русской Правды» Я. Мудрого и его сыновей

«Мозговой штурм»



Письменно ответить на вопрос: «Что способствовало сближению бояр с князьями, чьи интересы защищала «Русская Правда» и почему?»

12

Русская церковь и культура

1

Комбинированный

Русская церковь и её роль в общественной жизни Древнерусского государства. Церковь и просвещение. Книжность и книжники. Летописание «Слово о полку Игореве», Даниил Затучник, Авраамия Смоленского, Ефросини Полоцкой и др. Общая характеристика, значения культуры Киевской Руси

Выработка навыков системы – научных подходов к истории культуры России, познать специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития, культуры Киевской Руси, в чем её феномен, и её тесную связь с русской церковью, влияние церковью на духовную культуру просвещения, общественную жизнь Киевской Руси

Фронтальная беседа. Просмотр презентаций



Подготовить сообщения на тему: «Святые подвижники, их роль в развитии Древнерусской культуры

Раздел IV «Раздробленность Руси»

13

Феодальная раздробленность Руси

1

Изучение нового материала на более углубленной основе.

Что значит феодализм и феодальная раздробленность, её причины. Основные княжества: Смоленское, Полоцкое, Киевское, Черниговское, Новгородское, Северское. Оценка социальных сил, которым было выгодно разделение Руси. Последствия и перспективы углубления раздробленности. Уровень культуры домонгольской Руси

Учащиеся должны чётко усвоить понятия феодализма и феодальной раздробленности, как неотъемлемой, закономерной, прогрессивной ступени в развитии, формировании конкретных представлений об усилении и обособлении отдельных княжеств и закономерности раздробленности

Закрепление полученных знаний с помощью записи на доске и в тетрадях логической схемы



Нанести на контурные карты наиболее крупные княжества Руси. Выучить логическую схему «Успехи в хозяйстве

14

Роль господина Великого Новгорода и Александра Невского в судьбе Руси

1

Комбинированный. Беседа

Великие княжества Руси и их роль в судьбе Древнерусского государства. Первые сведения о Москве. Новгород и его влияние, связи с странами Запада и Востока, управление, события, приход к власти городской аристократии. Александр Невский и его роль в судьбе Новгорода

Продолжить формирование понятия феодальная раздробленность Руси на примерах основных княжеств. Создать у учащихся яркие обратные представления о Новгородской земле, классовом составе населения, политическом строе, о величайшей А. Невского в судьбе данного княжества

Просмотр презентаций: «Великий Новгород» и «Александр Невский». Фронтальная беседа по вопросам к презентаций



Составить таблицу на сопоставление Новгорода и Владимиро-Суздальского княжеств

15

Монголо-татарское нашествие. Ордынское иго. Разгром крестоносцев

1

Изучение нового материала

Упадок политического и военного могущества Руси в результате феодальной раздробленности, чем и воспользовались монголы. Битва на Калке. Результат битв и сражений с монголами. Героическая борьба народа с монголами, крестоносцами, разгром шведских и немецких крестоносцев, роль А. Невского в этих битвах

Раскрывается военный аспект противостояния земледельцев и кочевников, уяснить закономерность данного процесса, раскрыть грабительский характер монгольской державы. Учащиеся должны уяснить было ли порабощение монголо-татарами , в чем заключалось монголо-татарское иго. Разгром шведских и немецких крестоносцев- случайность или случайность?

Презентации «Русь и Золотая Орда». Беседа по вопросам



Письменно ответить на вопрос: «Почему А. С. Пушкин считал, что у России определённо было высокое предназначение остановить врагов на краю Европы и тем самым спасли её от разорения и уничтожения?»

16

Возвышение Москвы. Освобождение русских земель от монголо-татарского ига. Русская культура

1

Изучение нового материала

Первые московские князья: Иван Калита, Д. Донской, битва на Пьяне и Воже, Мамаево побоище и его последствия. Василий I и Василий II Темный. Результаты феодальной войны. Русская культура. Духовные люди кровавых столетий: Феофан Грек, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Афанасий Никитин. Зодчие, летописцы, повести и житие

Учащиеся должны уяснить необходимость объединения русских земель в единое государство, закономерность данного процесса, историческое значение освобождения страны от монголо-татарского ига

Беседа по изученному материалу. Презентации по культуре



Написать рефераты, доклады, сообщения (на выбор) по русской культуре и ее деятелям

17

Образование единого государства России. Иван III

1

Комбинированный урок. Беседа.

Присоединение к Москве земель Великого Новгорода, Тверского княжества Вятки. Иван 3- царь и самодержец всея Руси закрепощение и судебник 1497г. Идеологическая концепция, Москва третий Рим «Святая Русь». Историческое значение образования единого государства России.

Учащиеся должны уяснить причины и историческое значение образования централизованного государства с центром в Москве.

Учащиеся самостоятельно делают вывод по теме урока, записывают его в тетрадь



Составить схему «Управление в Русском Централизованном государстве в xv в.

Раздел V «Объединение Руси. Царство Московское»

18

Политическое развитие Московского государства в п.п XVIв.

1

Урок изучение нового материала. Лекция

Абсолютизм, деспотия и сословно-представительная монархия. Правительство Еглинское. Боярское правление, реформы, судебник 1550 Стоглав и Домстрой-нравственные и социально-экономические основы укрепления сословного представительства

Учащиеся должны уяснить особенности политического развития в п.п. XVIв., политическое развитие было направлено на преодоление остатков феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиление царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян.

Беседа с учащимися для подведения их к изучению нового материала. Фронтальная беседа по вопросам, сформулированным в начале занятия в качестве незначительной задачи.



Письменно ответить на вопрос: «Почему политическое развитие было направленно на преодоление феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиления царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян.

19

Великое разорение и смута

1

Комбинированный. Беседа

Усиление дворянства, опричнина, организация террора, Б. Годунов. Опричник-правитель-царь. Первые волны гражданской войны. Переворот Василия Шуйского, восстание Болотникова. Семибоярщина и интервенты. Избрание царя Михаила Романова

Учащиеся должны уяснить: 1) суть опричнины; 2) знать различные оценки ее и выражать свое мнение к этим оценкам; 3) уяснить причины смуты, интервенции польских и шведских феодалов, угрожающих Российскому государству потерей независимости, поставив ее на грань катастрофы; 4) что подвиг народа спас Отечество от чужеземных захватчиков

Беседа по вопросам, подготовленным заранее



Ответить письменно: «Почему и в чем проявился подъем национального самосознания русского народа в начале 17 века?»

Подготовить презентации о И. Болотникове, К. Минине, Д. Пожарском, И. Заруцком, П. Ляпунове

Раздел VI «Путь к абсолютизму»

20

Самодержавие и земские соборы

1

Изучение нового материала

Царь Михаил Федорович и патриарх Филорет. Самодержавие с земскими соборами, развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления

Учащиеся должны уяснить, что избрание М. Романова на Земском соборе в 1613 г – прогрессивное историческое событие. Союз царской власти с Земским собором, преодоление кризиса и последствий смуты

Беседа по вопросам, подготовленным заранее



Письменно ответить на вопрос: «Почему царь правил в стране совместно с Земским Собором?»

21

Экономическое развитие России в 17 веке. Усиление крепостного щита

1

Урок формирования новых умений. Лекция

Основные черты барщинного хозяйства. Юридическое оформление системы крепостного права. Новые элементы в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле

Учащиеся должны знать и уметь доказать, что в России шел процесс укрепления феодально-крепостнического строя. Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России, понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли, дать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. Объяснить смысл понятий: «крепостное право», «мануфактурное производство», «барщина»

Усвоение нового материала, составление схемы



Схема

22

Политическое развитие России в 17 веке. Воссоединение древнерусских земель

1

Комбинированный

1) Усиление самодержавной власти царя. 2) Органы управления в Российском государстве в 17 в. 3) Церковный раскол. 4) Городские восстания. 5) Соборное уложение. 6) Процесс складывания русской нации. 7) Вхождение Левобережной Украины в состав России. 8) Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине 17 в

Учащиеся должны уяснить, что в борьбе против народных восстаний бояре и дворяне стремились укрепить важнейшие политические условия своего государства – самодержавшую власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь.

Объяснить смысл понятий: «нация», «Соборное уложение», «церковный раскол», «старообрядцы». Оценить значние присоединения Украины к России, войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине 17 в; характеризовать успехи и неудачи, объяснить их

К концу урока определить какие изменения происходили в органах управления российского государства и как различные органы управления защищали интересы господствующих классов



Ответить письменно: «Чем можно доказать общность происхождения русского, украинского и белорусского народов? Когда и почему земли Украины и Белоруссии оказались под влиянием Польско-Литовского государства?»

23

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

1

Урок формирования новых умений. Лекция

1) Степан Разин и войско донское. 2) Причины крестьянской войны. 3) Состав участников, их требования. 4) Ход, масштабы крестьянской войны. 5) Поражение, расправа самодержавия с Разиным. 6) Значение крестьянской войны под руководством Степана Разина

Обобщая факты, изученных учащимися, крупнейших крестьянских восстаний, они должны углубить свои знания о понятиях «крестьянской войны» и «восстания», понять, что, несмотря на поражения, крестьянские войны имели прогрессивное значение, в то время они наносили ощутимые удары по феодальному строю

Беседа по плану, составленному учащимися по ходу объяснения нового материала



Письменно привести доказательства, что восстание Степана Разина являлось крестьянской войной

24

Воссоединение древнерусских земель

1

Урок формирования новых умений. Лекция

Народы России и Белоруссии в составе Речи Посполитой. Борьба против католической экспансии и социального гнета. Освободительная война. Богдан Хмельницкий. Помощь России. Московские соборы и Переяславская Рада. Война России с Речью Посполитой и Швецией. Причины и последствия раздела Украины

Учащиеся должны уяснить, что Речь Посполитая была и есть главным врагом Украины, Белоруссии, которая с помощью католической экспансии и социального гнета притесняла эти народы. Знать, что освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого способствовала началу освобождения Украинского народа из-под гнета поляков, при помощи России и имела огромное историческое значение

Беседа по плану, составленному учащимися по ходу объяснения нового материала



Выполнить задание письменно: «Почему Б. Хмельницкий обратился к русскому царю за помощью в борьбе с поляками и к чему это привело?»

25

Правление Федора Алексеевича. Государственные реформы, проводимые им и царевной Софьей

1

Изучение нового материала

Противоречия буржуазного пути социального-экономического развития и состояния дворянского государства. Царь Федор Алексеевич. Реформы в области внутреннего управления. Реформы в области военного управления, воинского устройства. Дворцовый переворот. Московское восстание. Жалованные грамоты. Политика социального умиротворения. Вечный мир и вступление России в Священную лигу. Цели и результаты крымских походов. Захват власти сторонниками Петра

Учащиеся должны уяснить, что пришло ускорения экономического развития страны и реформ. Реформы, проведенные правительством Федора Алексеевича в области государственного управления, военного, воинского устава. Учащиеся должны уяснить особенности внутренней и внешней политики правительства Софьи, проводимой в интересах дворянства; понять, что ее преобразования логически продолжают преобразования Федора Алексеевича

Беседа по изученному материалу. Просмотр презентаций



Выписать в тетради базовые понятия: «регент» «менование земель», «принцип выслуги», «жалованная грамота». Ответить на вопрос: «Почему назрела необходимость в проведении реформ?»

26

Развитие культуры России в XVI-XVII в

1

Конференция

Исторические условия развития культуры в 16-17 вв. Книгопечатание. Домострой. «Обмирщение» культуры. Влияние культуры на развитие русской нации. Нации единого русского языка. Школа, образование, просвещение. Развитие научных знаний. Фольклор. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Итоги особенности развития русской культуры в 16-17 вв. 17 век – начало нового восстания культуры

Учащиеся должны знать наиболее характерные явления культурного развития страны в 17 веке, а также показать борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавшихся тогда господствовать феодальных и церковных устоев. Объяснять, смысл понятий: «обмирщение», «секуляризация», «культурно-исторический процесс», «реализм»

Обсуждение вопросов, анализ рефератов, докладов, сообщений



Подготовить презентации по данной теме

Раздел VII «Государство Петра Великого»

27

«Окно в Европу». Северная война

1

Урок практического применения знаний, умений, работа в парах

Необходимость внутренних преобразований и завоевания выхода к морям, начало преобразований. Поездка Петра Великого за границу. Перестройка армии и новые победы. Объявление России империей

Учащиеся должны сделать вывод об отставании феодально-крепостнической России и о необходимости реформирования, модернизации России, должны уяснить, что владение выходом в Балтийское море было необходимо для нормального развития России, для укрепления ее обороны, торговых и культурных связей с другими странами. Объяснить смысл понятий: «реформы», «модернизация», «империя», «император»

Подготовить сообщение на тему: «Изменения в жизни поданных в царствование Петра I»



Согласны ли вы с высказыванием В. О. Ключевского: «Подвижной хозяин-чернорабочий, самоучка царь-мастеровой» Почему? Ответить письменно

28

Внутренняя и внешняя политика Петра I

1

Урок изучения нового материала. Лекция

Утверждение в России абсолютизма, реформы государственного управления, превращение дворянства в господствующий класс (сословие). Роль России в развитии системы международных отношений в 18 веке и превращение ее в мировую державу

Знать основные достижения в развитии экономики страны. Уметь анализировать социально-экономическое развитие страны. Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия в 18 веке

Мини-тестирование, анализ карты. Развернутые ответы на вопросы



Подготовить сообщения о сподвижниках Петра I. Какой вклад они внесли в развитие государства и превращение его в могучую державу

29

Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов

1

Урок изучения нового материала. Лекция

Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещённый абсолютизм: идеология и политика законодательного оформления сословного строя. Участие России в Семилетней войне

Уметь характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I, знать насущные проблемы. Сравнивать характер правления Петра Великого и его преемников. Чему способствовали дворцовые перевороты и как это сказалось на развитии империи?

Закрепление знаний, умений и навыков с помощью беседы



Подготовить презентации о преемниках Петра I

30

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

1

Урок изучения нового материала

Восстание Пугачева, причины, ход, подавление восстания. Историческое значение крестьянских восстаний. Усиление диктатуры при Екатерине II. Начало разложения крепостнического хозяйства в России. Просвещенный абсолютизм

Учащиеся должны знать, что в условиях развития капиталистических отношениях, феодальный строй и самодержавие является главным препятствием на пути дальнейшего развития. Учащиеся должны знать, что крестьянская война под предводительством Е. Пугачева была самой мощной, она нанесла ощутимый удар по самодержавию, крепостничеству

Сравнить Земские соборы XVI-XVII вв и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоятельно



Письменно:

Сравнить крестьянскую войну 1773-1775 гг с предшествующими крестьянскими войнами в России. Назвать их общие черты, каково их историческое значение в судьбе России

31

Внешняя политика России во второй половине XVIII в

1

Урок изучения нового материала. Беседа

Геополитические достижения и их историческое значение. Выводы о целях, направлениях и результатах внешней политики России во второй половине 18 в

Знать приоритетные направления внешней политики России во второй половине 18 века. Понимать ее значения, способы их реализации. Давать оценку итогам внешнеполитической деятельности

Анализ карты, обсуждение заданий по теме



Письменно: Как и почему вы так оцениваете внешнюю политику

32

Взлет российских «орлов». Русские полководцы и флотоводцы

1

Урок изучения нового материала. Беседа

Русско-турецкие войны. Армия и черноморский флот. Присвоение и освоение северного Причерноморья. Выход в Средиземное море, Кавказский рубеж и Закавказье. Подданство казаков и калмыков. Международные союзы на бумаге и в практике «орлов»

Учащиеся должны уяснить, что всемирная политика неразрывно связана со внутренней. Учащиеся должны уяснить, что внешнюю политику государства необходимо рассматривать с точки зрения геополитических интересов страны. Данные темы уроков способствуют патриотическому воспитанию учащихся на примерах великих русских полководцев и флотоводцев, которые внесли высокий вклад во внешнюю и внутреннюю политику страны

Мини-тестирование, анализ карты. Развернутые ответы на вопросы



Презентации

33

Взлет российских «орлов». Русские полководцы и флотоводцы

1

Урок практических применений знаний, умений и навыков. Беседа

Россия и ее позиция на Балтике. Войны со Швецией. Раздел Речи Посполитой. Коалиционная война с Францией. Итальянские и швейцарские показы Суворова. Великие полководцы и флотоводцы России (Румянцев, Суворов, Ушаков)


Каких знаменитых полководцев и флотоводцев вы знаете, ваша оценка их вклада в судьбу Отечества



Сообщения, рефераты, доклады, презентации (на выбор)

34

Русская культура и быт в XVIII в

1

Урок практических применений знаний, умений и навыков. Практикум

Исторические условия развития культуры в 18 веке. Формирование и развитие национальной русской культуры на основе сложившейся в 18 веке русской нации. Новые явления в русской культуре: наука, образование, архитектура, живопись, музыка, литература, театр, общественно-политическая мысль. Борьба идей в России в 18 веке. Особенности культуры страны в 18 в. Россия в системе европейской культуры нового времени

Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. Продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составляющих частей материальной и духовной жизни общества

Заполнение таблицы «Культура России в 18 веке, ее историческое значение»



Сообщения, рефераты, доклады, презентации (на выбор)

35

Основные этапы истории России IX-XVIII вв

1

Урок обобщения и систематизирования знаний



-----

Учащиеся должны осмыслить, осознать причино-следственные связи, закономерности единого целостного исторического процесса; социально-экономического и политического развития России. Анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку им, событиям и роли личности в истории. Соотносить исторические события с периодом, эпохой. Пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников, иметь и обосновывать свое отношение к изложенным в них оценках. Изложить, донести до аудитории свою информацию, точку зрения.

Зачет



Опережающее чтение





























Литература

1. Гумилев Л. Н. «Древняя Русь.» Великая степь. М.. 1989г

2. ж. «Родина» 1993г №2 «Варяги создатели Древней Руси»

3. ж. «Родина» 1995г №8 «Игорь Святославович»

4. Новосельцев А. П. «Образование Древнерусского государства и первые его правители». Вопр. Ист. 1991 № 2,3

5. ж. «Родина» 1993г №4 «Олег Святославович»

6. Скрынников Р. Г. «Войны Древней Руси». Вопр. Ист. 1995г № 11, 12

7. Алексеев Н. Г. Государь Всея Руси . М. 1991г

8. Кучкин В. А. Дмитрий Донской. Вопр. Ист. 1995г № 5,6

9. Алыниц Д. Н. Начало самодержавия в России: государство И. Грозного. Л.. 1988г

10. Балакина Т. И. История отечественной культуры. М.. 1994г

11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М.. 19890г

12. Скрынников Р. Г. Россия в н 16 в. Смута. М. 1988г

13. Павленко Н. И. Петр Великий. М.. 1990ш

14. Петрухинцев И. Россия Петра: маски и лица. Ж. «Родина» 1994г №8

15. Времен очаковских и покорение Крыма… Русско-турецкие войны во второй половине 18 в. Ж. «Родина» 1992г №2

16. Нольге Г. Г. «Крестьянские войны как восстание окраин». Вопр. Ист. №11

17. Ворожейкина «История нашей Родины» 1993г

18. Бондаренко «История русских царей» 1998г



Материалы интернета

1. Ежедневные обзоры российской прессы – www.rambler.ru, www.yandex.ru

2. Аналитические материалы и обзоры по мировой политике и экономике ы электронном издании «Мировые дискуссии» - www.worlddiscussionsua






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!