СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа "Одаренные дети", направлена на реализацию творческого потенциала одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 г.Борзя





Программа

«Одаренные дети»

Составитель Кутищева Татьяна Степановна,

учитель истории и обществознания,

МОУ СОШ № 15

высшая квалификационная категория

























Борзя

2019-2023гг













Паспорт программы





Образовательная организация

Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа №15 г.Борзя

Наименование программы

«Одаренные дети»2019-2024гг

Разработчик программы

Учитель истории и обществознания Кутищева Татьяна Степановна

Аудитория

Родители, учителя, учащиеся

Цель

Выявление и поддержка одаренных детей, создание условий для их самореализации, самоопределения в соответствии с их способностями

Задачи

Выявление и создание базы данных одаренных детей;

Создание условий для развития творческого потенциала;

Обучение и развитие одаренных детей

Аннотация программы

Создание условий для детей с высоким творческим потенциалом, привлечение к проектной и исследовательской деятельности

Ожидаемые результаты

Создание условий, способности творчески мыслить, развивать интеллектуальные способности учащихся. Повышение качества, увеличение количества одаренных детей. Высокий процент участия в различных конкурсах, олимпиадах разного уровня, конференций, фестивалей.





Пояснительная записка

Программа «Одаренные дети» составлена на основе:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  3. Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России".

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Программа развития МОУ СОШ №15.

  7. Устав школы

С целью выявления одаренных детей в 2019 году было проведено тестирование. (подготовительный этап)

По результатам был составлен список одаренных детей. Разработана база данных. В школе проводятся предметные олимпиады, в которых активное участие принимают старшеклассники. Также старшеклассники активно вовлекаются в исследовательские проекты, конкурсы, олимпиада разного уровня. Педагогический коллектив проявляет заботу о будущем своих воспитанников. Их ответственность и профессионализм являются гарантом реализации программы.

Актуальность Сегодняшнее школьное образование не может обеспечить ребенка знаниями, достаточными для дальнейшего обучения и успешной реализации своих возможностей в дальнейшем. Школа гарантирует стандарт, которого недостаточно в реальной жизни. Поэтому, чтобы решить эту проблему, нужно искать возможности для использования всего арсенала системы образования. Поэтому программа «Одаренные дети» направлена на содействие реализации творческого потенциала одаренных детей.

Направления программы

  1. Нормативно-правовое (контроль и анализ деятельности, социальная поддержка)

  2. Диагностическое (проведение диагностики для выявления одаренности)

А.Н Сизанов– диагностика интеллекта

Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч – диагностика творческих способностей

3. Кадровое (повышение квалификации по работе с одаренными детьми)

Педагогические технологии, применяемые при работе с одаренными детьми

  1. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения направлена на решение проблемных задач, которые обеспечивают высокий уровень познавательной активности.При решении проблемной задачи осознается проблема, формируется гипотеза, делается вывод, что позволяет школьникам приобретать опыт творческой деятельности необходимый в исследовании.

  1. Технология проектного обучения

Технология направлена на поисковую деятельность, что стимулирует познавательный интерес, дает возможность получить удовлетворение от своего труда и создать ситуацию успеха.

Работа с родителями

  1. Анкетирование

  2. Проведение лекций по проблемам развития одаренных детей

  3. Подбор литературы для родителей









Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»

№п\п

Содержание деятельности

Сроки

1

Подготовительный этап: составление программы «Одарённые дети».

Сентябрь 2019

2

Выявление одарённых детей. Составление базы данных.

ежегодно

3

Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для обучающихся, карты наблюдений и др.). Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости.

постоянно

4

Организация работы по развитию творческих способностей обучающихся (внеурочная деятельность)

ежегодно

5

Проведение школьных предметных декад

ежегодно

6

Участие в дистанционных мероприятиях обучающихся 2-11х классов (онлайн олимпиады, конкурсы, дистанционные олимпиады)

постоянно

7

Награждение победителей и призеров олимпиад

ежегодно

8

Организация и проведение школьных конкурсов сочинений, проектов, творческих и исследовательских работ, выставок рисунков, фестивалей

постоянно

9

Создание условий для реализации проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

постоянно

10

Сбор и систематизация материалов по работе с одарёнными детьми

ежегодно

11

Организация консультаций для родителей с психологом, учителями

постоянно

12

Информирование родителей одаренных детей по результатам достижений обучающимися определенного уровня образования, развития творческих способностей.

постоянно

13

Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления.

постоянно

14

Создание компьютерной базы данных по программе «Одарённые дети

ежегодно

15

Обобщение и систематизация результатов работы над программой «Одарённые дети».

ежегодно









ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/10/09/anketa-dlya-roditeley-po-vyyavleniyu-odarennosti-rebenka-sizanov

Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас­тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха­рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан­кеты необходимо отвечать «да» или «нет».



Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное и непонятное.

  4. Часто нуждается в поддержке

  5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду заня­тий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

Ответы «да» на все десять вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле­дующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера­турном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз­раста.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа­сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде­ние, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

  9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
    Положительные ответы на эти девять вопросов дают се­рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре­деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но­визны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми­нания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв­лениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.








ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

http://ddt.udora.top/images/DOC/13_-_Odarennye_i_talantlivye/Metod_materialy/Пакет_диагностических_методик_одарённости_ОПТ.pdf



Цель анкеты: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Если ребенок..

  1. он энергичен и все время хочет двигаться

  2. он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

  3. не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками

  4. лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

  5. предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

  6. кажется, что он всерьез никогда не устает;

  7. неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. Технические способности Если ребенок …

  8. ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  9. любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

  10. сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

  11. может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

  12. любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

  13. интересуется специальной технической литературой. Литературное дарование

Если ребенок…

  1. рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

  2. любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

  3. выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

  4. изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

  5. любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. Музыкальный талант

Если ребенок…

    1. ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

    2. очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

    3. если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

    4. сочиняет свои собственные мелодии;

    5. научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

      1. не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

      2. в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

      3. серьезно относиться к произведениям искусства;

      4. когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

      5. стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

      6. не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях Способности к научной работе,

Если ребенок…

        1. обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

        2. умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

        3. любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

        4. часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

        5. с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. Артистический талант

Если ребенок…

          1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

          2. стремиться вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

          3. с большим желанием выступает пере аудиторией;

          4. с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

          5. пластичен и открыт всему;

          6. любит и понимает значение красивой и характерной одежды. Незаурядный интеллект

Если ребенок…

            1. хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

            2. обладает хорошей памятью;

            3. легко и быстро схватывает новый школьный материал;

            4. задает очень много продуманных вопросов;

            5. любит читать книги, причем по своей собственной программе;

            6. обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

            7. обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

            8. очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.













ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Банк данных одаренных детей МОУ СОШ №15

п/п

   ФИО

обучающегося

Класс

Направление

                            Краткое описание достижений


Учитель

Название конкурса

Уровень (муниципальный, региональный, областной, окружной,  международный  )  

Результат

1

Мельник Владислава

8-б

история

НПК

муниципальный

2

Кутищева Т.С

2

Еремеев Сергей

7-б

краеведение

НПК

межрегиональная

2

Кутищева Т.С

3

Жалсараева Кристина

9-в

краеведение

НПК

муниципальный

2

Кутищева Т.С

4

Баженов Вадим

9-б

социология

НПК

Муниципальный, региональный

1

Кутищева Т.С

5

Зинина Диана

6-в

социология

НПК

Муниципальный

участие

Кутищева Т.С

6

Уваровская Арина

6

культурология

НПК

Муниципальный

2

Кутищева Т.С

7

Уваровская Арина

8

история

НПК

Муниципальный

участник

Кутищева Т.С

8

Уваровская Арина

8

Культурология

НПК

Муниципальный

3

Кутищева Т.С

9

Уваровская Анастасия

9-б

психология

НПК

муниципальный

3

Кутищева Т.С

10

Супрун Анастасия

8-а

история

НПК

Муниципальный

3

Кутищева Т.С

11

Зыкова Василина

8-б

история

НПК

Муниципальный

2

Кутищева Т.С

12

Чипизубова Анастасия

9-б

история

НПК

Муниципальный

3

Кутищева Т.С

13

Шемелина Виктория

11

социология

НПК

Муниципальный

3

Кутищева Т.С

14

Бронникова Дарья

10

история

НПК

Муниципальный

участие

Кутищева Т.С

15

Суранова Наталья

история

НПК

Муниципальный

1

Кутищева Т.С

16

Суранова Наталья

10

история

НПК

Муниципальный, региональный, всероссийский

1

Кутищева Т.С

17

Косых Нелли

6-а

культурология

НПК

Школьный,Муниципальный

2

Кутищева Т.С

18

Бронникова Дарья

11

социология

НПК

Школьный, муниципальный

1/

Кутищева Т.С

19

Лопатина Елена

9-б

история

НПК

Школьный,Муниципальный

1/

Кутищева Т.С

20

Харина Диана

9-б

социология

НПК

Школьный, муниципальный

1/

Кутищева Т.С

21

Суранова Наталья

11

социология

НПК

Школьный, муниципальный

1/

Кутищева Т.С

22

Чипизубова Анастасия

11

социология

НПК

Школьный, муниципальный

1/

Кутищева Т.С

23

Харина Диана

5

обществознание

олимпиада

международная

1

Кутищева Т.С

24

Чипизубова Анастасия

8

история

олимпиада

международная

1

Кутищева Т.С

25

Харина Диана

6

история

олимпиада

всероссийская

1

Кутищева Т.С

26

Баженов Вадим

9-б

история

олимпиада

всероссийская

2

Кутищева Т.С

27

Сапожникова Регина

8-а

история

олимпиада

всероссийская

2

Кутищева Т.С

28

Полещук арина

8-а

история

олимпиада

муниципальный

1

Кутищева Т.с

29

Баженов Вадим

10

история

олимпиада

муниципальный

2

Кутищева Т.С

30

Ярославцева Елизавета

11

обществознание

олимпиада

муниципальный

1

Кутищева Т.С

31

Плотникова Екатерина

11

обществознание

олимпиада

муниципальный

3

Кутищева Т.С

32

Баженов Вадим

11

право

олимпиада

муниципальный

1

Кутищева Т.С

33

Половаева Анастасия

11

право

олимпиада

Муниципальный

3

КутищеваТ.С

34

Лопатина Елена

9-б

обществознание

олимпиада

Муниципальный

2

Кутищева Т.С

35

Бронникова Дарья

11

обществознание

олимпиада

муниципальный

3

Кутищева Т.С

36

Бронникова Дарья

10

история

Конкурс «Старт»

международный

1

Кутищева Т.С

37

Савватеева Александра

11

история

олимпиада

всероссийская

2

Кутищева Т.С

38

Плотникова Екатерина

11

история

олимпиада

всероссийская

3

Кутищева Т.С

39

Мокина Алина

5-а

экоурок

тест

всероссийский

участник

Кутищева Т.С

40

Суранова Наталья

10

краеведение

конкурс

Всероссийский «Страна талантов»

1

Кутищева Т.С

41

Шемелина Виктория

11

право

олимпиада

муниципальный

3











Использованная литература

1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. – № 9.

5. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

6. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!