МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Рекомендовано УТВЕРЖДАЮ Руководитель МС:
______/Л.И.Сидоренкова Директор школы
Протокол №1 от 28.08.2018 _______ /И.Н. Кухаренкова
Приказ №56/3 от 31.08.18
Программа
«Работа с одаренными и высокомотивированными учениками на уроках физики и во внеурочной деятельности»
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель: Кочетов А.А.
2018 – 2019
Программа «Работа с одарёнными и высокомотивированными учениками
на уроках физики и во внеурочной деятельности»
Пояснительная записка
Цели:
всестороннее и гармоничное развитие личности обучающегося.
Повышение престижа интеллектуальной деятельности учащихся.
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах
личности, общества, государства
Задачи:
-Осуществление индивидуализации обучения.
-Формирование системности в знаниях.
-Внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми.
-Развитие навыков практической самостоятельной работы, написание творческих работ, подготовка к олимпиадам и конкурсам различных уровней
- Развитие творческого потенциала, стимулирование стремления личности к успеху.
Ожидаемые результаты:
-Повышение интереса школьников к изучению физики и других предметов.
-Увеличение количества победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
-Улучшение качества подготовки участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
-Интеграция учебной и внеучебной деятельности;
-Сформированность познавательного потенциала.
Сроки реализации программы: 2018-2019 годы
Рабочая программа подготовки учащихся по физике составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного и среднего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Программа направлена на систематизацию знаний учащихся по физике и ликвидацию пробелов. Особое внимание планируется уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, рефератов, проведению экспериментальных исследований, работе с литературой, в том числе со справочной, и др.
В процессе курса планируется широко использовать различные схемы, таблицы, ЭОР, учебные фильмы и другие наглядные средства.
Проработав все варианты тестирования, ученик:
Повторить весь пройденный материал за курс основной и средней школы;
Успешно подготовится к ГИА, ЕГЭ.
Данная программа рассчитана на 3 года – учащиеся начинают по ней готовиться и продолжают при переходе в следующий класс.
Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Интеллектуальная одаренность-уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности
№ | Основные мероприятия | Сроки |
1 | Формирование списка одаренных детей | сентябрь |
2 | Составление плана работы с одаренными детьми | сентябрь |
3 | Стартовая диагностика результативности изучения учащимися преподаваемых предметов (физика, математика, информатика) Мониторинг качества знаний. | сентябрь |
4 | Определение тематики исследовательской деятельности школьников | сентябрь |
5 | Подготовка, организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Анализ итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. | октябрь |
6 | Подготовка и участие школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Анализ итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. | ноябрь |
7 | Индивидуальные консультации о требованиях к оформлению исследовательской работы, о методике защиты презентации | декабрь |
8 | Организация участия школьников в предметной неделе | январь |
9 | Завершение исследовательской деятельности по теме | февраль - март |
10 | Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой и др | в течении года |
11 | Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различных уровней | в течении года |
12 | Участие детей в научно-практических конференциях различного уровня | в течении года |
13 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | в течении года |
14 | Диагностика результативности изучения учащимися преподаваемых предметов (физика, математика, информатика) Мониторинг качества знаний | в течении года |
15 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы работы в следующем учебном году | май |
Формы работы с одаренными учащимися:
- уроки и внеурочные занятия;
- учебные и социальные проекты;
- научно-практические конференции;
- творческие конкурсы и мастерские;
- беседы и сообщения;
- просмотр и обсуждение видеоматериала.
- участие в предметных олимпиадах различного уровня;
Мониторинг результативности:
Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы.
Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания.
При оценке знаний и умений учащихся, прежде всего, следует создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы. Дать возможность ученикам осваивать блоки на протяжении большего времени.
При оценке знаний учитывать:
Полноту (соответствие объема знаний объему, предусмотренному программой);
Осознанность (умение применять полученные знания на практике);
Методика М. И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, нравственной воспитанности учащихся.
Домашняя работа:
Самостоятельное изучение определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на занятиях.
Конспект в тетради основных терминов, понятий, определений и т.д.
Проверка своих знаний по тестам с последующей работой над ошибками.
Работа над ошибками, совершенными в тестах на занятиях в школе.
Список литературы:
Андреев В.А. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Гилева И.О. Творчество как характеристика профессионализма // Инновации в образовании. – № 5 – 2003.
Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. – Саратов: Изд-во «Лицей» 1997. – 140 с.
Новикова Т. Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная шк. – 2004. – № 2.
Правдина О.В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 166 с.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010, № 1897
Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.
Развитие творческой активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М., 1991.
Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986
Энциклопедии;
Справочники;
Тесты
Интернет –ресурсы.
ЭОРы