Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Алданский детский дом»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина, 2
Телефон: (41145) 3-29-52;Факс: (41145) 3-29-52; E-mail: Aldan-detdom @ mail.ru
«Утверждаю» Директор МКОУ АДД
_______________Н. С. Миронов
от «_______»___________2014 год
ПРОГРАММА
РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ (2014-2017 гг.)
Разработала:
Воспитатель Румянцева И.Н.
г.Алдан
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Интеграция России в мировое образовательное пространство превращает профобразование в решающий фактор продвижения страны на рынке труда, определяет ее политику и стратегию.
Качественная, системно организованная профориентация подростка – это важное условие благополучия страны. Современному подростку очень трудно преодолеть ложные жизненные и профессиональные ориентиры.
Наши дети особенные, они лишены родительского попечения или являются детьми сиротами. Основы воспитания, развития и социализации прививаются в условиях детского дома. Подростки сложно переживают переходный возраст, в молодом возрасте молодой человек выбирает ни сколько профессию, сколько образ жизни. Наиболее популярны профессии, далеко не всегда пользуются популярностью у работодателя. Профессия выступает как средство для достижения образа жизни.
Работа по профориентации не возможна без участия самого молодого человека молодого поколения. Профессиональные возможности школы ограничены. По данным соцопроса помощи в выборе профессии ждет только пять процентов школьников, отсюда, профориентация оказывается на переферии общественных ожиданий.
Многолетний опыт работы с детьми показал, что дети социализируются успешно при совместном действии и сотрудничестве детей и взрослых.
Профориентация – это социально-экономическая проблема. Педагог-воспитатель призван помочь осуществить выбор подростку. Возраст воспитанниц в группе разный, но именно в подростковом периоде дети наиболее активно осваивают социальные, информационные и коммуникативные компоненты. Отсюда, необходимо обучить основам трудового воспитания, что способствует формированию потребности в труде. Следующий шаг – мотивировать подростка на получение знания в школе, успешно ее окончания, культуры здорового образа жизни, подготовка подростков и обеспечения отношения с социумом которые способствуют максимальному раскрытию индивидуального потенциала.
Обязанность педагога – вовремя распознать интересы и потребности ребенка, создать комфортные условия для их реализации.
Цель программы:
Создание условий для совместной работы воспитанников и педагогов в передаче социального и жизненного опыта от взрослого к детям.
2. Помочь воспитанникам сориентироваться в соответствии с собственными интересами, возможностями в выборе профессии.
3. Создать условия для свободного самоопределения, содействовать социализации и профстановлению воспитанников.
Задачи:
Организовать совместную работу педагога, психолога, соцслужбы по ориентации профвыбора подростка.
Определить эффективные формы и методы по профориентации.
Содействовать активному включению воспитанников в решение вопросов профориентации.
Формировать у подростков разумный подход к выбору профессии.
Способствовать повышению самооценки молодых людей.
Объект: процесс образовательно-воспитательной деятельности в группе «Дружная АДД».
Предмет: организационно-педагогические условия формирования мотивации к профориентации, основ самостоятельности и инициативности подростков.
Условия:
- вовлечение воспитанниц в общественную деятельности
- оснащение методическим наглядным материалом
- рабата в кружках дополнительного образования
- организация деятельности детского самоуправления
Механизм реализации
Формы | Методы |
Изучение специальной литературы | Анализ методической литературы |
Подбор анкет, тестов, ролевых игр, материалов | Изучение и анализ |
Ознакомление воспитанников с миром профтруда | Анкетирование |
Выявление склонностей, способностей, интересов | Наблюдение, соцопрос, анкетирование |
Формирование готовности самостоятельно совершать выбор | Беседы, общение |
Исследования по теме «Спрос на профессии в городе, районе, регионе» | Связь с ЦТ и З |
Проведение занятий по курсу «Основы профвыбора» | Анализ итогов занятий |
Формирование профессионального сознания | Лекции, обзоры СМИ и т.д. |
Организация встреч с интересными людьми | Приглашение ветеранов труда |
Определение реальных возможностей подростков в выборе профессии | Соцопрос |
Организация экскурсий на предприятия и СУЗы | Посещение (выезд) на предприятия и СУЗы |
Оформление стендов, наглядного материала по теме профориентации | |
Связь со школами, СУЗами | Обмен опытом |
Организация к показ видеофильмов с профуклоном | Демонстрация видеофильмов |
Встреча с работниками разных профессий и специальностей и бывших выпускников детского дома | Организация встреч |
Использование этих форм и методов позволяет определить уровень интересов, потребности воспитанников.
Принципы: целесообразности
- индивидуально – личностной ориентации
-системности взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса
- объективности
- учета психовозрастных особенностей
- доступности
- сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и методов
Этапы реализации программы
1 этап: 2014 г. Подготовительный
- оценка возможностей
- изучение и анализ литературы, нормативных документов, методической литературы
- разработка занятий в рамках программы
-выпуск наглядной агитации (стенды)
2 этап: 2015 г. Исполнительский
- организация бесед, встреч
- организация поездок и экскурсий
-реализация творческих проектов выпускников
-опубликование материала в СМИ
- работа по созданию словаря по профориентации
- проведение тренинговых занятий
- анализ результативности
3 этап: Заключительный (анализ деятельности воспитанников и педагогов)
- оформление странички на сайте ДД «Профдостижения воспитанников)
- оформление буклетов
- обработка данных
Месяцы | Тематическое направление | Педагоги | Участие |
Социальный труд воспитанников и самообслуживающий труд |
Сентябрь | Содержание и ремонт одежды, уход за личными вещами. Самообслуживание. Содержание комнаты в частоте. Работа трудовых бригад в хоз-бытовой работе. Осенняя подготовка приусадебного участка | | |
Творческая работа |
Октябрь | Оформительные работы. Создание стендов (обновление, смена информации, знакомство с литературой) | | |
Охрана здоровья |
Ноябрь | Запись в спортивные кружки «Лыжи», легкую атлетику. Взаимодействие с медико-коррекционным центром АДД. Спортивные эстафеты. | | |
Культура поведения |
Декабрь | Творческие занятия. Участие в мероприятиях по профориентации, написание сочинений. Выезды в РДК, музей, ЦТ и З | | |
Февраль | Встречи с интересными людьми, ветеранами труда. Проведение круглых столов. Участие в днях «открытых дверей». Лекции и обзоры | | |
Март | Выезды в СУЗы. Тестирование. Экскурсии на предприятия. Итоговые занятия | | |
Апрель | Конкурсы детских проектов «Калейдоскоп профессии» | | |
Май | Знание классификации профессий, знание функций ЦТиЗ, оценка своей профнаправленности | | |
Выводы: в ходе реализации программы основная группа воспитанников находится в позитивном эмоциональном состоянии. Подростки активны, психологическая обстановка в группах комфортна.
Отношения между детьми и воспитанниками доверительные. У большинства воспитанников преобладают спокойствие, уверенность в себе, способность и желание к продуктивной деятельности. Воспитанникам выпускникам оказана помощь в соответствии с их интересами, возможностями и способностями в выборе профессии.
Для достижения целей и задач программы на базе учреждения функционируют: медиацентр, кружок «Умелочка», клуб «Девичья гостиная», кружок «Хореографии» и салон «Фея», а также кружок «Домовенок Кузя», швейный цех, спортивные секции.
Организованно сотрудничество с клубом православной молодежи «Наше будущее», бизнес-центром, библиотекой. Систематически обновляются наглядные пособия.
В группе созданы все необходимые условия для комфортного климата. Отношения между детьми доброжелательное. У воспитанниц развито чувство потребности к саморазвитию, у них активная жизненная позиция, что позволит сделать правильный, грамотный выбор современного рынка труда.