МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАДАРМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УСТЬ-ИЛИМСКИЙ РАЙОН»
Программа
летней профильной смены
при школе
эколого-краеведческой направленности
«Край родной»
пос. Бадарминск 2019г.
Паспорт программы
Название программы | Профильная эколого-краеведческая программа «Край родной» |
Наименование организации | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бадарминская средняя общеобразовательная школа» Иркутской области, Усть-илимского района |
Адрес организации | 666655, Усть-илимский район, Иркутская область, п. Бадарминск, ул. Школьная 6 |
Телефон | 83953548 5-57 |
Электронный адрес | [email protected] |
Ф.И.О. руководителя организации | Шевкунова Наталья Николаевна, директор школы |
Разработчик программы | Васильева Светлана Михайловна, зам. директора по ВР |
Цель программы | воспитание любви к Родине, своему краю, гражданственности и патриотизма, вооружение знаниями о природе, истории и культуре своего края и села, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие творческих способностей. |
Задачи программы | Образовательные задачи: Воспитательные задачи: формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины; развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; формирование толерантности и толерантного поведения; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней; Развивающие задачи: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; Оздоровительные: Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости; Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе; |
Принципы программы | Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости. Принцип индивидуализации: воспитание требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности; раскрытие потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации. Принцип сотрудничества: определение общих целей педагогов и детей, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Принцип мотивации деятельности: учет пожеланий детей при включении их в какую-либо деятельность; наличие цели – доступной, понятной, осознанной; доверие ребёнка при выборе средств и способов достижения поставленной цели. Принцип вариативности: создание условий для выбора ребятами форм деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. |
Направления деятельности | Основные: экологическое и краеведческое. Дополнительные: спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, культурно – досуговое. |
Ожидаемые результаты. Критерии результативности | 1. Воспитание любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. 2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов 3. Укрепление физического и психического здоровья детей. 4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности. 5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села. 6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности. 7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста. |
Сроки реализации | Краткосрочная программа (одна лагерная смена: август 2019г.) Программа рассчитана на 5 дней. |
Категория участников программы | Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития. Возраст участников программы:12-16 лет |
Кадровое обеспечение программы | 1.Воспитатель. |
Материально – технические условия реализации программы | 1.Открытая спортивная площадка. 2.Кабинет с мультимедийный оборудованием. 3.Спортивная площадка. 4.Библиотека. 5.Столовая. 6.Рекреация |
Социальное партнерство | 1.Сельская библиотека. 2.Сельский Культурно-Досуговый Центр. |
Источники финансирования | Администрация МО «Усть-Илимский район» |
Пояснительная записка
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми. Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, получены от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов. Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений. Мы живем в поселке. Его красивая природа, леса, речка привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи. Программа поможет больше узнать о крае и посёлке, где мы живем; познакомиться с обычаями и традициями, достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Профильная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях профильной смены.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I профильной смены с 21 по 26 августа на базе Бадарминской средней общеобразовательной школы. В профильной смене отдыхают 20 обучающихся.
Основной состав смены – это учащиеся «Бадарминской средней общеобразовательной школы» в возрасте 12-16 лет.
Цель: воспитание любви к Родине, своему краю, гражданственности и патриотизма, вооружение знаниями о природе, истории и культуре своего края и посёлка, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование толерантности и толерантного поведения;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
подбор кадров;
комплектование отряда;
разработку документации.
II. Организационный этап включает:
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков на экологическую тему, про край.
IV. Заключительный этап.
Механизм распространения информации о проекте и его результатах:
Механизм оценки результатов:
Показатели эффективности отдельных мероприятий при реализации программы в целом:
- сохранение целевой аудитории в процессе реализации программы;
- работа специалистов в данной области.
Методы оценки эффективности:
- анкеты для детей;
- отзывы о проведённом мероприятии;
-ежедневный анализ прошедшего дня.
Управление и руководство лагеря профильной смены:
1. Управление профильной сменой осуществляет школа.
2. Непосредственное руководство профильной сменой осуществляет воспитатель, назначаемый приказом по школе.
Воспитатель:
обеспечивает реализацию плана работы;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на смену.
Распорядок работы профильной смены
Время | Вид деятельности |
10.00 – 10.30. | Приём детей, линейка |
10.30 – 12.00 | Культурно-массовые мероприятия. |
12.00 -12.30 | Обед |
12.30-14.00 | Игротека |
14.00 | Уход детей домой |
План работы «Край родной»
№ п.п. | Тема | Ответственные |
День первый | 1.Комплектование отряда. Вводное занятие 2.Линейка-старт профильной смены «Край родной». 3.Диспут «Кто я, где мои корни?» 4. Оформление отрядного места. | Воспитатель: |
День второй Станция «Моя малая Родина» | 1.Интеллектуальная игра «Поле чудес» по окружающей среде. 2.Родной посёлок (экскурсия по главным улицам посёлка) 3.Беседа «Основание родного посёлка» 4.Викорина «Наш родной край» 5.Оформление собранной информации в альбом. | Воспитатель: |
День третий Станция «Краеведческая» | 1.Познавательная игра «Усть– Илимский район-частица нашей Родины» 2. Мультимедийная презентация – викторина «Путешествие по Усть-илимскому району» 3.Конкурс рисунков «Мой край, мой посёлок» 4.Разучивание старинных игр. 5.Встерча со старожилами села. | Воспитатель |
День четвёртый Станция «Здоровья» | «Лагерь - территория здоровья» 1.Твоёздоровье и алкоголь, наркотики, курение фоторепортаж о мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек 2.Беседа о вреде курения и алкоголизма. 3.Мультимедийная презентация «Курить или не курить» 4.Экскурсия к реке. | Воспитатель |
День пятый Станция «Результативная» | 1.Экологический десант-уборка территории реки. 2. Песенный конкурс «Моё село» 3.Буклет «Край родной» 4. Анкетирование воспитанников «Профильная смена 2019» 5. Подведение итогов смены. | Воспитатель |
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
3. Укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории посёлка.
6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Используемая литература и источники информации:
Интернет ресурсы:
http://irkipedia.ru/node/2194/talk
http://biblnevon.ru/краеведение/история-земли-илимской/
https://foto-history.livejournal.com/6931642.html
http://uiraion.irkobl.ru/settlement1/keulskoe_mo/history_of_the_village_keul/
https://allencarr.ru/vred-kureniya-i-alkogolya/
https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/11/10/beseda-vred-kureniya-i-alkogolya
https://урок.рф/library/klassnij__chas_«tvoyo__zdorove__v__tvoih__rukah»_161625.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
МОНИТОРИНГ
Ежедневно оформляется стенд " Настроение дня".
Ребятам предложено по завершению дня выразить свои эмоции и впечатления и отобразить их на листе "Настроение дня".
Диагностическое обеспечение.
Входящая - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых:
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
В какие игры вы любите играть?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Какие телепередачи вы любите?
Чем бы вы хотели заняться летом?
Интересуетесь ли прошлым нашего поселка?
Спасибо за ответы!
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 12 - 16 лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в профильной смене.
Анкета на выходе
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в эколого-краеведческой смене?
Да | |
Скорее да, чем нет | |
Затрудняюсь ответить | |
Скорее нет, чем да | |
Нет | |
2. Насколько интересно был организован твой отдых?
Очень интересно | |
интересно | |
Затрудняюсь ответить | |
Не интересно | |
3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Участие в конкурсах, концертах | |
Спортивные мероприятия | |
Экскурсии | |
Встречи с интересными людьми | |
Закрытие | |
Другое | |
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе?
Поисковые | |
Спортивные | |
Организаторские | |
Затрудняюсь ответить | |
5. Твои предложения по проведению отдыха в профильной смене.
15