ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
«Экос»
Руководитель:
Смирнов Александр Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание программы
Учебно-тематический план
Пояснительная записка
Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство. Лесные пожары, возникающие из-за безответственности человека, вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности, а подчас при её безразличии к окружающей среде. Всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба.
Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с детства.
Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую деятельность.
Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.
Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и т.д.
Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с самого детства.
Постановка проблемы
Экологическая смена «Экос» организуется на базе общеобразовательного учреждения МОАУ «СОШ № 11 г. Свободный» является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Концептуальные основы программы
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи:
• расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
• формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
• максимальное использование возможностей природного окружения;
• выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
• организация активного отдыха и оздоровление детей;
• приобщение к природоохранной деятельности;
• развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
• оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Ведущие принципы
В основе деятельности экологической смены профильного лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:
• личностно-ориентированный подход;
• приобщение к общечеловеческим ценностям;
• понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
• обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
• воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
• гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
Актуальность программы в расширении содержания общеобразовательных предметов на принципах:
- связи содержания обучения и воспитания школьных учебных предметов с жизнью через использование активных форм педагогики и туристическо-краеведческой деятельности;
- комплексного воздействия на личность развивающего, воспитывающего и оздоравливающего характера, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданских качеств, служащих основой выбора обучающихся жизненных идеалов и поведения в социальной среде.
Организация экологической смены логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на практических занятиях.
Занятия профильной смены разработаны для учащихся , программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Сроки реализации: курс рассчитан на 5дней.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Направление деятельности:
Экологическое, культурно-досуговое.
Ожидаемые результаты
1. Общее укрепление здоровья воспитанников лагеря.
2. Снятие психологического и физического напряжения.
3. Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Формирование умений правильного поведения в природе;
6. Осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
Содержание программы
день | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Содержание | «Экскурсы в экологию планеты» | «Экология моего города», знакомство с деятельностью предприятий города | «Изучение химии в рамках экологии» . | «Изучение биологии и географии в рамках экологии» | Создание проекта «Проблемы экологии моего города» |
Формы реализации программы.
Экологическое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.
Экологический блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине и её экологии. Расширять кругозор учащихся, развивать их познавательных интересы, формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира в школе. Мероприятия этого блока: беседы.
2. Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности. Проведение инструкций по охране труда.
3. Развивающий блок включает оформление презентаций, проведение викторин, игр.
Учебно-тематический план
день | Дата | Мероприятие | Место | Ответственные |
1 | 5 ИЮНЯ
| 1. Инструктаж по ТБ, вводная беседа о задачах профильной смены, выявление интересов учащихся по направлениям. 2. «Экскурсы в экологию планеты» | Кабинет №32 МОАУ СОШ№11 г. Свободного | Руководитель смены Смирнов А.Н. |
2 | 6 ИЮНЯ | «Экология моего города», знакомство с деятельностью предприятий города | Кабинет №32 МОАУ СОШ№11 г. Свободного | Руководитель смены Смирнов А.Н. |
3 | 7 ИЮНЯ | Проведение инструктажа по технике безопасности. «Изучение химии в рамках экологии» | Кабинет №32 МОАУ СОШ№11 г. Свободного | Руководитель смены Смирнов А.Н. |
4 | 8 ИЮНЯ | Проведение инструктажа по технике безопасности. «Изучение биологии и географии в рамках экологии» | Кабинет №32 МОАУ СОШ№11 г. Свободного, Школьный двор МОАУ СОШ № 11 | Руководитель смены Смирнов А.Н. |
5 | 9 ИЮНЯ | Создание проекта: «Родной город – моя гордость». Презентация «Достопримечательности и памятники города Свободного» | Кабинет №32 МОАУ СОШ№11 г. Свободного | Руководитель смены Смирнов А.Н. |
7