Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59
Разработана: заместитель директора по УВР МОУ Российская гимназия № 59 _Вишняковой Е.Д./ _______/ «___» _________20_г. | «Согласовано»: на Педагогическом Совете «___» _________20_г. | «Утверждаю»: директор МБОУ Российская гимназия № 59 _____________/ _______/ «___» _________20_ г. |
Программа
профилактики экстремистской деятельности среди учащихся МБОУ Российская гимназия №59
2017г.
Содержание
Страница
Пояснительная записка_____________________________________3
Цели, задачи______________________________________________7
План мероприятий_________________________________________9
Пояснительная записка
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах втягивают население разных стран в миграционные потоки и приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом, что в определенной степени стимулирует напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, появлением различных оппозиционных групп, добивающихся желаемого результата через экстремизм и терроризм.
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации. В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной и политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. В современных условиях развития нашего общества молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Но в то же время именно подрастающее поколение является самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом.
Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Проблема толерантности особенно актуальна как для нашей многонациональной страны в целом, так и для нашей республики в частности. Таким образом, разработка и реализация Программы по профилактике экстремистской деятельности в образовательных учреждениях, в данном случае, МБОУ Российская гимназия №59, где обучаются представители разных национальностей, является актуальной. Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
При разработке данной программы была использована следующая нормативная база:
Конституция Российской Федерации
Всеобщая декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей многонациональной республики, с учетом возрастных особенностей многонационального контенгента, обучающегося в гимназии. Программа рассчитана на реализацию в 2014-2017гг.
Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Поэтому в процессе реализации данной Программы предусмотрено сотрудничество с ОДН МВД РБ, ЦДП и ПВ, ДДТ, ГДДЮТ и др.
Содержание.
Цели и задачи программы.
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от правильного понимания этого сложного общественного явления. Таким образом, прежде всего, необходимо разъяснить смысл и содержание понятия «экстремизм».
Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Так, экстремизмом (от лат. extremus) является приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов.
Профилактикой экстремизма является система мер, направленных на выявление и устранение, либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а также способствующих им условий. Выявление и устранение ситуаций на определенной территории или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение экстремистских действий. Выявление в структуре молодежи групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения действий экстремистской направленности, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а случае необходимости и на их ближайшее окружение.
Таким образом, исходя из вышесказанного, целями данной программы являются:
реализация государственной политики в области профилактики экстремизма в Российской Федерации, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности;
предупреждение экстремистских проявлений среди учащихся МБОУ Российская гимназия №59 и укрепление межнационального согласия;
формирование у учащихся позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
формирование у учащихся навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.
Обеспечение информационной безопасности учащихся школы.
профилактика участия школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма;
проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками гимназии, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия;
использование сети Интернет в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации, направленной на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера, толерантного поведения и навыков критического осмысления молодыми людьми происходящих общественных процессов;
осуществление мониторинга по развитию и выявлению субкультур и межнациональных отношений в школе;
проведение работы по информационной безопасности, осуществление мониторинга сети Интернет в образовательном учреждении для выявления информации экстремистской направленности;
организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму;
проведение родительских собраний по вопросам профилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности;
повышение занятости учащихся во внеурочное время.
Исходя из целей и задач, мы выделяем следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в гимназии:
Информирование учащихся гимназии об экстремизме, об опасности экстремистских организаций, о правовой стороне деятельности таких организаций и ответственности ее участников;
Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;
Мониторинг внеурочной занятости учащихся, использования учащимися сети Интернет (особое внимание к социальным сетям) и мобильного телефона, мониторинг внешнего вида ребёнка и его психологического состояния;
Организация внеурочной деятельности учащихся. Пропаганда здорового и культурного образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий через реализацию плана воспитательной работы гимназии;
Формирование толерантности у учащихся, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности слушать и слышать другого человека, сочувствовать, сострадать, уважать достоинство каждого человека;
Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения посредством совместной деятельности учащихся, создания творческой атмосферы в группе, использования дискуссий и ролевых игр, обучения методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
Создание условий для снижения агрессии, напряженности, своевременное выявление и решение конфликтных ситуаций.
Результатом реализации Программы будет создание эффективной системы правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, снижение степени распространенности негативных этнических установок и предрассудков в ученической среде, сформированные у учащихся навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, сформированное толерантное сознание, основанное на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.
План мероприятий.
Направление деятельности | Мероприятия | Участники | Ответственные |
Информирование участников образовательного процесса об опасности экстремизма и правовой стороне вопроса. | Классные часы по профилактике экстремизма и повышению правовой грамотности в вопросах экстремизма. | Учащиеся 5-11 классов | Классные руководители. |
Беседы с представителями МВД (в том числе, с инспекторами ПДН) и структур, занимающихся вопросами противодействия экстремизму. | Учащиеся 5-11 классов; Инспектор ПДН | зам.директора по ВР, классные руководители |
Родительские собрания по разъяснению мер ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности. | Родители, педагоги, представители правовых структур. | Зам.директора по ВР, классные руководители |
Классные часы по безопасному использованию учащимися сети Интернет (особое внимание к социальным сетям) и мобильного телефона | Учащиеся 1-11 классов. | Классные руководители, учитель информатики. |
Размещение соответствующей информации на информационном стенде гимназии «Это должен знать каждый» | Учащиеся, родители, педагоги | Зам.директора по ВР |
Родительские собрания «Управление безопасностью детей в сети Интернет» | Родители, педагоги, представители правовых структур. | Зам.директора по ВР, классные руководители, учитель информатики |
Мониторинг психологического состояния учащихся, использования сети Интернет; мониторинг по выявлению субкультур (Приложение 1-5, 7) | Наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителями | Педагоги, школьный психолог, учащиеся, родители | Педагоги, школьный психолог, родители |
Установка фильтров на Интернет в гимназии и информирование родителей учащихся о возможности установки фильтров на домашний Интернет. Контроль родителями и классными руководителями за использованием социальных сетей учащимися, по возможности. | Педагоги, школьный психолог, родители. | Педагоги, школьный психолог |
Внеурочная деятельность (Приложение 6) | Мероприятия, согласно общешкольному плану по воспитательной работе, плану классных руководителей (см. План ВР.) 100% охват учащихся внеурочной деятельностью. | Педагоги, школьный психолог, учащиеся 1-11 классов, родители | Педагоги гимназии, педагоги доп.образования, классные руководители, психолог |
Формирование толерантности у учащихся (Приложение 7) | Классные часы: «Урок толерантности», «Толерантная страна» и др. | Учащиеся 1-11-х классов. | Классные руководители, психолог |
Совместная работа с психологом гимназии: 1. уроки общения, занятия со школьным психологом, 1-4 классы; 2. Тренинговые занятия по адаптации и сплочению коллективов для вновь сформированных профильных 8-х классов; 3. Тренинги толерантного поведения 9-10-х классах. | Учащиеся 1-11-х классов. | Классные руководители, психолог |
Формирование навыков цивилизованного общения | 1. Тренинги развития коммуникативных навыков, 1-6 классы; 2. Занятия по развитию навыков межличностного взаимодействия 1-9 классах; | Учащиеся 1-11-х классов | Классные руководители, психолог |
| Тематические классные часы, деловые игры на развитие навыков общения. | Учащиеся 1-11-х классов | Классные руководители |
Циклограмма программных мероприятий
Мероприятия | исполнители | Сроки проведения | цели |
Классные часы по толерантности | Классные руководители | Раз в четверть | формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. |
Родительские собрания по вопросам предотвращения экстремизма | Классные руководители | Раз в полугодие | Профилактика экстремизма, ксенофобии, информационная безопасность |
Конкурсы, выставки, викторины, круглые столы , концерты по профилактике экстремизма, по формированию патриотизма и гражданственности в рамках реализации школьного Плана воспитательной работы | зам. директора по воспитательной работе | В течение года | Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. |
Мониторинг по выявлению субкультур (Приложение 2) | зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, психолог | Раз в полугодие | Выявление и профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность. |
Мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе | классные руководители | Раз в полугодие | определение уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе |
Вовлечение учащихся в кружки, секции | зам. директора по воспитательной работе классные руководители, психолог | Сентябрь, контроль и коррекция в течение года | профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность. |
10