«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности
в школе на 2015-2018 годы»
Паспорт Программы
Наименование Программы | «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2015-2018 годы» |
Разработчик Программы | Голиков А.А - директор школы Подгурская Л.А. – заместитель директора по ВР Исалимова А.А - социальный педагог Евтюхина Е.Н. - педагог-психолог |
Дата утверждения Программы | Педагогический совет МБОСШ № 7 Протокол № от 20 года. |
Обоснование необходимости принятия Программы. | 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ). КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 12.01.1996 имеет номер 7-ФЗ, а не 74-ФЗ. 3. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 74-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 74-ФЗ). 4. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ). 5. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909). 6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537). 7. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 N 1535). 8. Распоряжение Правительства автономного округа от 04 февраля 2011 года N 20-РП "О мероприятиях по разработке окружной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2014 годы 9. Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2015г № 318 – П «О мониторинге этноконфессиональных и межнациональных отношений и оперативном реагировании на проявления межнациональной напряженности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа – г. Ноябрьск» |
Цели Программы | Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. |
Задачи Программы | Воспитание толерантности через систему образования. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде. Содействие национально-культурному взаимодействию в школе. Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде учащихся и педагогов. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство школы. Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в школе. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | 1.Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 5%. 2.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма до 4 выставок. 3.Увеличение числа специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения на 10% 4.Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на 10%. 5.Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов на 5%. |
Сроки реализации Программы | 2015–2018 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической активности) | Увеличение доли обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся с 0 % до 5 %. Увеличение доли молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, от общей численности молодежи с 25% до 40%. Увеличение числа социально значимых проектов (акций), направленных на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности, с 2 до 6. 4.Увеличение доли детей мигрантов, охваченных в школе программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигрантов в 2 раза. |
Раздел 1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа.
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Ямало – Ненецкий автономный округ г. Ноябрьск - сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. Растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В г.Ноябрьске свою деятельность осуществляют различные национальные объединения: татарские, азербайджанские, дагестанские, украинские, таджикские, чеченские, ингушские, узбекские, башкирские, а также коренных малочисленных народов Севера.
Основу гражданского общества автономного округа, по-прежнему составляют организации, существующие уже достаточно длительное время, не менее пяти лет. Как показывает практика, за год регистрируется примерно 35 общественных организаций.
В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
В средствах массовой информации окружного значения публикуются материалы по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет». Этих мер явно не достаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ямало – Ненецкого автономного округа – г. Ноябрьска.
В целом, в округе не сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этно-психологии, содержания этнокультурных ценностей.
Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Раздел 2. Цели и задачи Программы, целевые показатели
Цели и задачи Программы приведены в паспорте Программы
Целевые показатели приведены в таблице 1.
Раздел 3. Программные мероприятия
Достижение поставленной цели Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в таблице 2.
Раздел 4. Механизм реализации целевой Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2013-2015 годов:
I этап (2015-2016 г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Ямало – Ненецком автономном округе – в г. Ноябрьске конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у школьников.
II этап (2016-2017 гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в школе; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Ямало – Ненецком автономном округе – в г. Ноябрьске опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
Ш этап (2017-2018г) Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Механизм реализации Программы включает ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Конкурсы в рамках Программы проводятся на основании положений, утверждаемых директором школы.
Координатором Программы является администрация школы, которая осуществляет управление и контроль реализации Программы, обеспечивает при необходимости корректировку мероприятий.
Взаимодействие со смежными структурами г. Ноябрьска: ОПДН ОМВД, КНД и ЗП, УФМСКН ЯНАО по г.Ноябрьск, ЦПППН «Доверие», Детский дом «Семья», ГКУ ЯНАО «СРЦН «Гармония», социально-психологической службы МБОУ СОШ № 7.
При текущем управлении координатор Программы выполняются следующие основные задачи:
анализ эффективности выполнения программных мероприятий;
корректировка мероприятий Программы
мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчет Программы запланированы следующие мероприятия:
ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;
информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
Целевые показатели программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2015-2018 годы»
Таблица 1
№ п/п | Наименование показателей результатов | Базовый показатель на начало реализации Программы (2013 год) | Значения показателя по годам | Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы |
2013 | 2014 | 2015 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели непосредственных результатов |
| Количество обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира (чел.) | 0 | 0 | 60 | 90 | 90 |
-
| Количество проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма (наим.) | 0 | 2 | 3 | 4 | 4 |
| Количество специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения (чел.) | 0 | 0 | 2 | 5 | 5 |
| Число участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений (чел.) | 0 | 0 | 5% | 10% | 10% |
| Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов (наим.) | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 |
| Количество общественных воспитателей (наставников), закрепленных за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, (чел.) | | | | | |
Показатели конечных результатов |
| Доля обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся (%) | 0% | 0% | 10% | 15% | 15% |
| Доля молодежи, охваченной профилактическими мероприятиями по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, от общей численности молодежи (%) | 20 | 20 | 25 | 35 | 35 |
| Увеличение числа социально значимых проектов (акций) общественных объединений, в том числе национально-культурных, направленных на развитие межэтнической толерантности (кол.) | 2 | 2 | 4 | 6 | 6 |
| Доля детей мигрантов, охваченных программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигрантов (%) | 30 | 40 | 50 | 60 | 60 |
Основные программные мероприятия программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2015-2018 годы»
Таблица 2
№ п/п | Мероприятия Программы | Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 3 |
1.1 | Внедрение в практическую деятельность программы по воспитанию толерантности | обеспечение программами по воспитанию толерантности 50% классных коллективов |
1.2 | Разработка положения о конкурсе программ по воспитанию толерантности среди классных коллективов |
2 | Организация конкурса дополнительных образовательных программ по изучению культурного наследия народов России и мира образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа – г.Ноябрьск | формирование реестра дополнительных образовательных программ, распространение опыта работы в данной области |
3 | Разработка и реализация специальных программ по социализации (адаптации) детей мигрантов, в том числе по конфликтологии. | разработка, апробация и внедрение специальных программ; охват программами не менее 10% классных коллективов |
3.1 | Разработка программ |
3.2 | Внедрение программ |
4 | Организация мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе выработка соответствующих рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса | разработка и проведение мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе, выработка соответствующих рекомендаций |
5 | Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма | увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 50% |
6 | Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи и др.) | создание школьного молодежного дискуссионного клуба «Диалог». |
7 | Разработка проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи | реализация 6 проектов, в том числе и дистанционных |
7.1 | Реализация проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи (интерактивные тренинги, диспуты, конкурсы) |
8 | Проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности совместно с подростково-молодежных центрами, клубами по месту жительства | организация системы культурно-досуговых, спортивных, образовательных мероприятий, методические разработки |
8.1 | Проведение социологического исследования оценки уровня социально-политической толерантности молодежной среды в школе |
9 | Организация отдыха детей и молодежи в пришкольном лагере с учетом создания среды межэтнического взаимодействия | организация одной смены пришкольного лагеря под девизом: «Все различны – Все равны». Охват за два года 200 человек |
10 | Закрепление общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, склонным к противоправным действиям экстремистского характера | снижение числа подростков, стоящих на профилактическом учете в КДН |
11 | Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Ямало-Ненецкого автономного округа – г.Ноябрьск, через средства массовой информации в школе | Обеспечение поддержания на компьютерах, установленных в учреждении, сетевых фильтров, блокирующих доступ обучающихся к Интернет-ресурсам экстремистской направленности. Распространение информации для учащихся через радиоузел, трансляция по ЖК монитору видео-презентации. |