СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - формирование культуры толерантности.

Задачи:

- акцентирование толерантности в содержании учебного материала;

-получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;

- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;

- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;

- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;

- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;

- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»»

Принято

на педагогическом совете

Протокол №1

от 29.08.14 г.

Утверждаю

Директор МБОУРСОШ №9

____________А,П.Смыкова

Приказ №189

30.08. 14 г.











Программа

«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и  межкультурных отношений, укрепление толерантности  в школе»

МБОУ Развиленская СОШ №9





















2014-2017 год

 

Актуальность проблемы:

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры,  уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

 

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.

 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и ведет от  культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего,  активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.

Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации.  Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.

Цель программы - формирование культуры толерантности.

Задачи:

- акцентирование толерантности в содержании учебного материала;

-получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;

- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;

- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;

- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;

- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;

- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.

Базовые установки и ценности толерантности:

- понятия «сходства и различия» вещей, животных, людей: «единство и многообразие» качеств, мнений, возможностей;

- понятие поликультурного мира;

- понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;

- понятие культуры мира и ненасилия;

- умение «видеть и замечать», «слушать и слышать», принимать право других быть непохожим

на тебя;

- умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;

- предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;

- недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав,

нетерпимости;

- основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.

 

Программные методы достижения цели и решения задач

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

1. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в этноконфессиональных отношениях.

2. Разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.

3. Разработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию мигрантов в петербургское сообщество.

4.  Усиление роли педагогического сообщества и родительской общественности в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.

5. Использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной среды и успешного включения мигрантов в поселковое сообщество.

6. Систематический сбор и анализ данных о ходе выполнения программы.

Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:

проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма;

проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;

проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в поселковых и районных мероприятиях и акциях;

организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.


Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2014-2017 гг.:

I этап (2014 г.)

- разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия;

- изучение и использование имеющегося положительного опыта социальной интеграции, культурной и языковой адаптации мигрантов;

- мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий;

- широкое информирование участников образовательного процесса о целях, задачах и содержании программы через  общешкольную конференцию, Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления;

- привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры, организаций и бизнес-структур;

- проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.

 

II этап (2015-2017 гг.)

- реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий;

- совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы;

- внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации детей мигрантов в образовательное сообщество;

- мониторинг осуществления программы;

- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.

 

Нормативно-правовая база программы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666
"О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( в ред. от 21.07.14 N 236-ФЗ)

4. Декларация принципов толерантности и Декларация о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций.

Контроль над  реализацией программы

Управление и контроль над реализацией программы осуществляют:

заместитель директора по ВР, библиотекарь, педагго- психолог, социальный педагог.

 

Ожидаемые результаты

 

В результате осуществления программы ожидается:

интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;

повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;

формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;

интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;

укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;

создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.







Мероприятия, направленные на реализацию

Программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических

и  межкультурных отношений, укрепление толерантности  в школе»


2014-2015 год


Мероприятия

 

Сроки проведения

Ответственные

 

1

Разработка  программы  и плана  её реализации.

Август

Зам по ВР

2

Тестирование «Уровень толерантности» среди педагогов.

Январь

 

Зам по ВР, педогог-психолог

 

3

День Памяти трагедии в Беслане «Беслан. 10 лет спустя»


сентябрь

 

 

 

Старшая вожатая

Классные руководители

4

Тестирование «Уровень толерантности» среди учащихся.

октябрь

 

Социальный педагог, педагог-психолог

5

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства. Линейка, классные часы, беседы. Тема: «В единстве -  наша сила».

Ноябрь

 

 

 


Классные руководители

6

Беседы с учащимися 10-11 классов по теме: «Виды толерантности»

Ноябрь

Классные руководители

7

Организация в библиотеке тематической выставки литературы, посвященной Международному дню толерантности.

Ноябрь

Библиотекарь

8

Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам.

Беседы по правовым основам, связанных с экстремизмом и национализмом.

В течение года

Инспектор по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,

Учителя истории

11

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Конституции: классные часы. Линейка, классные часы, беседы. Тема: «Конституция РФ – основной закон нашей жизни».

Декабрь

Учителя истории, Классные руководители

9

Новогодний калейдоскоп «Все страны в гости к нам» (встреча нового года в разных странах, знакомство с культурой)

декабрь

Классные руководители,

Старшая вожатая

10

Дни правовых  знаний. Беседы  в 5-11-х классах тема: «Неформальные молодёжные объединения»

январь

Классные руководители,

Учителя истории

11

Общешкольный  родительский всеобуч. Тема «Толерантность как образ жизни».

апрель

Зам по ВР,

классные руководители

12

Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, проблематики межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций.

В течение года

Учителя истории


13

Участие в районных и сельских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня.

июнь

Старшая вожатая,

Классные руководители


 


2015-2016 год

 

Мероприятия

 

Сроки проведения

Ответственные

 

1

Анализ плана мероприятий по реализации программы за 2014-2015 год

сентябрь

Зам. директора по ВР

 

2

Организация работы по совместному плану со всеми структурами профилактики, в том числе РОВД Песчанокопского района по обмену информацией о наличии неформальных молодежных  объединений  на территории района

В течение года

Зам. директора по ВР,

Социальный педагог

3

Оформление  и обновление информационного стенда по пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

 

4

Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам.

Беседы по правовым основам, связанных с экстремизмом и национализмом.

В течение года

Инспектор ПДН,

Социальный педагог

5

Проведение Совета профилактики по  вопросу правонарушений и неформальных молодежных группировках.

Октябрь

Зам. директора по ВР,

Социальный педагог,

Педагог-психолог

6

Проведение Недели толерантности к Международному Дню толерантности.

Единый классный час:

Толерантность – гармония многообразия.

ноябрь

Зам. директора по ВР,

Социальный педагог,

Педагог-психолог,

Классные руководители

 

7

Классный час «По законам добра: изучаем Конституцию РФ»

В течение года

Классные руководители

8

Декада по правовому воспитанию.

декабрь

Зам. директора по ВР, старшая вожатая, учителя-предметники, классные руководители

9

Анкетирование по  уровню правовой культуры учащихся.

декабрь

Педагог-психолог

10

Выставка литературы в школьной библиотеке по теме «Детям о правах»

декабрь

библиотекарь

11

Внеклассное мероприятие по обществознанию

«Такие равные права, такие разные права»

декабрь

Учитель истории и обществознания

12

Интеллектуальная игра «Знатоки права»

декабрь

Учителя истории

13

Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

декабрь

Классные руководители

14

Классные часы «Уроки нравственности»

В течение года

Классные руководители

15

Профилактическая акция «Подросток».

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, родители

16

Единый классный час, посвящённый Дню борьбы с ненормативной лексикой.

февраль

Классные руководители

17

Районный конкурс по избирательному праву

апрель

Учителя истории

18

Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьной газеты.

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог,

педагог-психолог

19

Участие в районных и сельских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня.

июнь

Старшая вожатая,

Классные руководители

 

 

 

2016-2017 год



Мероприятия

 

Сроки проведения

Ответственные

 

1

Анализ плана мероприятий по реализации программы за 2015-2016 год

сентябрь

Заместитель директора по ВР

 

2

Освещение опыта работы школы по воспитанию толерантности у учащихся, гармонизации межнациональных отношений в средствах массовой информации и на сайте школы

В течение года

Старшая вожатая

Заместитель директора по ВР


3

Организация работы по совместному плану со всеми структурами профилактики, в том числе РОВД района по обмену информацией о наличии неформальных молодежных  объединений  на территории села и района

В течение года

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

4

Оформление  и обновление информационного стенда по пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде

В течение года

Социальный педагог

 Педагог-психолог

5

Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам.

Беседы по правовым основам, связанных с экстремизмом и национализмом.

В течение года

Инспектор ПДН

Социальный педагог

6

Проведение в рамках Международного дня толерантности конкурса рисунков «Мы – жители планеты Земля».

ноябрь

Преподаватель ИЗО,

классные руководители

7

Классные часы «По законам добра: изучаем Конституцию РФ»

В течение года

Классные руководители

8

Классные часы «Уроки нравственности»

В течение года

Классные руководители

9

Декада по правовому воспитанию

декабрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители

10

Организация и проведение конкурса творческих работ по вопросам формирования культуры толерантности и противодействия ксенофобии «Здравствуй мир, здравствуй век, здравствуй добрый человек…»

январь

Учителя-предметники

11

Фестиваль «Мир прекрасный нужен всем» для уч-ся начальной школы

январь

Руководитель МО начальных классов

Кл. руководители н/школы

12

Диспут по фильму «Мужики» (5-11 классы)

февраль

Заместитель директора по ВР

Социальный педагог

13

Неделя «Культура – детям» («Книжника неделя»): выставки национальной литературы литературы,

Март-апрель

Библиотекарь

Кл. руководители

14

Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьной газеты.

В течение года

Старшая вожатая,

Социальный педагог

15

Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, проблематики межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций.

В течение года

Учителя истории

16

Посещение школьного, сельского и районного музеев, организация работы в сельском музее, посещение других культурных учреждений

В течение года

Классные руководители

17

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

май

Заместитель директора по ВР

18

Участие в районных и сельских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня.

июнь

Старшая вожатая,

Классные руководители

19

Обобщение опыта работы по программе

Май, июнь

Заместитель директора по ВР


 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!