Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.14 г. | Утверждаю Директор МБОУРСОШ №9 ____________А,П.Смыкова Приказ №189 30.08. 14 г. |
Программа
«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
МБОУ Развиленская СОШ №9
2014-2017 год
Актуальность проблемы:
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.
Цель программы - формирование культуры толерантности.
Задачи:
- акцентирование толерантности в содержании учебного материала;
-получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;
- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;
- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;
- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;
- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.
Базовые установки и ценности толерантности:
- понятия «сходства и различия» вещей, животных, людей: «единство и многообразие» качеств, мнений, возможностей;
- понятие поликультурного мира;
- понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;
- понятие культуры мира и ненасилия;
- умение «видеть и замечать», «слушать и слышать», принимать право других быть непохожим
на тебя;
- умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;
- предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;
- недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав,
нетерпимости;
- основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.
Программные методы достижения цели и решения задач
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:
1. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в этноконфессиональных отношениях.
2. Разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.
3. Разработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию мигрантов в петербургское сообщество.
4. Усиление роли педагогического сообщества и родительской общественности в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.
5. Использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной среды и успешного включения мигрантов в поселковое сообщество.
6. Систематический сбор и анализ данных о ходе выполнения программы.
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:
проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма;
проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в поселковых и районных мероприятиях и акциях;
организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2014-2017 гг.:
I этап (2014 г.)
- разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия;
- изучение и использование имеющегося положительного опыта социальной интеграции, культурной и языковой адаптации мигрантов;
- мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий;
- широкое информирование участников образовательного процесса о целях, задачах и содержании программы через общешкольную конференцию, Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления;
- привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры, организаций и бизнес-структур;
- проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
II этап (2015-2017 гг.)
- реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий;
- совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы;
- внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации детей мигрантов в образовательное сообщество;
- мониторинг осуществления программы;
- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.
Нормативно-правовая база программы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666
"О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( в ред. от 21.07.14 N 236-ФЗ)
4. Декларация принципов толерантности и Декларация о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций.
Контроль над реализацией программы
Управление и контроль над реализацией программы осуществляют:
заместитель директора по ВР, библиотекарь, педагго- психолог, социальный педагог.
Ожидаемые результаты
В результате осуществления программы ожидается:
интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.
Мероприятия, направленные на реализацию
Программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических
и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
2014-2015 год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Разработка программы и плана её реализации. | Август | Зам по ВР |
2 | Тестирование «Уровень толерантности» среди педагогов. | Январь | Зам по ВР, педогог-психолог |
3 | День Памяти трагедии в Беслане «Беслан. 10 лет спустя» | сентябрь | Старшая вожатая Классные руководители |
4 | Тестирование «Уровень толерантности» среди учащихся. | октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
5 | Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства. Линейка, классные часы, беседы. Тема: «В единстве - наша сила». | Ноябрь | Классные руководители |
6 | Беседы с учащимися 10-11 классов по теме: «Виды толерантности» | Ноябрь | Классные руководители |
7 | Организация в библиотеке тематической выставки литературы, посвященной Международному дню толерантности. | Ноябрь | Библиотекарь |
8 | Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам. Беседы по правовым основам, связанных с экстремизмом и национализмом. | В течение года | Инспектор по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, Учителя истории |
11 | Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Конституции: классные часы. Линейка, классные часы, беседы. Тема: «Конституция РФ – основной закон нашей жизни». | Декабрь | Учителя истории, Классные руководители |
9 | Новогодний калейдоскоп «Все страны в гости к нам» (встреча нового года в разных странах, знакомство с культурой) | декабрь | Классные руководители, Старшая вожатая |
10 | Дни правовых знаний. Беседы в 5-11-х классах тема: «Неформальные молодёжные объединения» | январь | Классные руководители, Учителя истории |
11 | Общешкольный родительский всеобуч. Тема «Толерантность как образ жизни». | апрель | Зам по ВР, классные руководители |
12 | Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, проблематики межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций. | В течение года | Учителя истории |
13 | Участие в районных и сельских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня. | июнь | Старшая вожатая, Классные руководители |
2015-2016 год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Анализ плана мероприятий по реализации программы за 2014-2015 год | сентябрь | Зам. директора по ВР |
2 | Организация работы по совместному плану со всеми структурами профилактики, в том числе РОВД Песчанокопского района по обмену информацией о наличии неформальных молодежных объединений на территории района | В течение года | Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
3 | Оформление и обновление информационного стенда по пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
4 | Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам. Беседы по правовым основам, связанных с экстремизмом и национализмом. | В течение года | Инспектор ПДН, Социальный педагог |
5 | Проведение Совета профилактики по вопросу правонарушений и неформальных молодежных группировках. | Октябрь | Зам. директора по ВР, Социальный педагог, Педагог-психолог |
6 | Проведение Недели толерантности к Международному Дню толерантности. Единый классный час: Толерантность – гармония многообразия. | ноябрь | Зам. директора по ВР, Социальный педагог, Педагог-психолог, Классные руководители |
7 | Классный час «По законам добра: изучаем Конституцию РФ» | В течение года | Классные руководители |
8 | Декада по правовому воспитанию. | декабрь | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, учителя-предметники, классные руководители |
9 | Анкетирование по уровню правовой культуры учащихся. | декабрь | Педагог-психолог |
10 | Выставка литературы в школьной библиотеке по теме «Детям о правах» | декабрь | библиотекарь |
11 | Внеклассное мероприятие по обществознанию «Такие равные права, такие разные права» | декабрь | Учитель истории и обществознания |
12 | Интеллектуальная игра «Знатоки права» | декабрь | Учителя истории |
13 | Конкурс рисунков «Я рисую свои права» | декабрь | Классные руководители |
14 | Классные часы «Уроки нравственности» | В течение года | Классные руководители |
15 | Профилактическая акция «Подросток». | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители, родители |
16 | Единый классный час, посвящённый Дню борьбы с ненормативной лексикой. | февраль | Классные руководители |
17 | Районный конкурс по избирательному праву | апрель | Учителя истории |
18 | Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьной газеты. | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
19 | Участие в районных и сельских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня. | июнь | Старшая вожатая, Классные руководители |
2016-2017 год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Анализ плана мероприятий по реализации программы за 2015-2016 год | сентябрь | Заместитель директора по ВР |
2 | Освещение опыта работы школы по воспитанию толерантности у учащихся, гармонизации межнациональных отношений в средствах массовой информации и на сайте школы | В течение года | Старшая вожатая Заместитель директора по ВР |
3 | Организация работы по совместному плану со всеми структурами профилактики, в том числе РОВД района по обмену информацией о наличии неформальных молодежных объединений на территории села и района | В течение года | Заместитель директора по ВР Социальный педагог |
4 | Оформление и обновление информационного стенда по пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде | В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
5 | Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам. Беседы по правовым основам, связанных с экстремизмом и национализмом. | В течение года | Инспектор ПДН Социальный педагог |
6 | Проведение в рамках Международного дня толерантности конкурса рисунков «Мы – жители планеты Земля». | ноябрь | Преподаватель ИЗО, классные руководители |
7 | Классные часы «По законам добра: изучаем Конституцию РФ» | В течение года | Классные руководители |
8 | Классные часы «Уроки нравственности» | В течение года | Классные руководители |
9 | Декада по правовому воспитанию | декабрь | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители |
10 | Организация и проведение конкурса творческих работ по вопросам формирования культуры толерантности и противодействия ксенофобии «Здравствуй мир, здравствуй век, здравствуй добрый человек…» | январь | Учителя-предметники |
11 | Фестиваль «Мир прекрасный нужен всем» для уч-ся начальной школы | январь | Руководитель МО начальных классов Кл. руководители н/школы |
12 | Диспут по фильму «Мужики» (5-11 классы) | февраль | Заместитель директора по ВР Социальный педагог |
13 | Неделя «Культура – детям» («Книжника неделя»): выставки национальной литературы литературы, | Март-апрель | Библиотекарь Кл. руководители |
14 | Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьной газеты. | В течение года | Старшая вожатая, Социальный педагог |
15 | Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, проблематики межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций. | В течение года | Учителя истории |
16 | Посещение школьного, сельского и районного музеев, организация работы в сельском музее, посещение других культурных учреждений | В течение года | Классные руководители |
17 | Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) | май | Заместитель директора по ВР |
18 | Участие в районных и сельских мероприятиях, посвященных Международному Дню защиты детей 1 июня. | июнь | Старшая вожатая, Классные руководители |
19 | Обобщение опыта работы по программе | Май, июнь | Заместитель директора по ВР |