СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации  в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции. Это  свидетельствует о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы нашего учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»»

Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
КГКУ «Детский дом № 17» на 2016 -2018 г.г


1. Паспорт программы

Наименование программы


«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»


Разработчики программы


Администрация КГКУ «Детский дом № 17» п. Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края


Сроки реализации программы

2016 – 2018 годы

Цель программы:

  • обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Задачи программы:

  •  повышение уровня воспитательно – профилактической  работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;

  • защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;

  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;

  • осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;

  • осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;

  • обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.               

Исполнители программы


Педагогический коллектив КГКУ «Детский дом № 17»: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, воспитатели.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы


  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.




2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный -  безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,  – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

 

3. Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

        нарушения прав детей в области получения образования, на охрану здоровья, жильё и имущество и др.;

         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

         омоложение преступности;

         увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в КГКОУ «Детский дом № 17».

 

4. Правовая основа программы 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

         Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

         Конституция Российской Федерации;

         Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

         Указы Президента РФ;

         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

         принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.


5. Цель программы:

  • обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

6. Задачи программы:


  •  повышение уровня воспитательно – профилактической  работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;

  • защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;

  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;

  • осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;

  • осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;

  • обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

7. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

•   директор, заместитель директора по учеб­но-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели;

•   представители правоохранительных органов;

•   представители общественных организаций.


8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.


9. Программа мероприятий


п/п

 

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполне-ния

1. Подготовительные мероприятия

1

Анализ состояния воспитательно-профилактической ра­боты

Зам. директора по УВР

Май 2016 г.

2

Подготовка нормативно-правовой базы по орга­низации профилактической работы

Зам. директора по УВР

В течение года

3.

Диагностические мероприятия по выявлению проблем­ных детей

Педагог-психолог

Ежегодно

4.

Разработка мероприятий по предупреждению безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних

Зам. директора по УВР,

воспитатели

Ежегодно

5.

Разработка воспитательных часов «Легче предупредить, чем исправить»

Воспитатели

В течение года

2. Информационно-методическое обеспечение профилактики

 (работа с педагогическим коллективом)

1.

Составление социального паспорта группы, детского дома                          

Воспитатели, социальный педагог

Ежегодно

2.

Уточнение банка данных воспитанников «группы риска»

Воспитатели, социальный педагог

Ежегодно

3.

Проведение семинаров на темы:

а) «Индивидуальные особенности подростков с отклонениями в поведении»;

б) «Возрастные особенности школьников»;

в) «Конфликты и пути их разрешения»

Педагог – психолог

По плану

4.

 Педагогическое консультирование

Педагог – психолог

По запросу

5.

Обучение воспитателей методике проведения детских мероприятий в форме тренингов                 

Педагог – психолог

1 раз в четверть

6.

Проведение заседаний круглых столов с повестками:

1. «Пути решения проблем трудных подростков»;

2. «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки

3. «Использование возможностей детского дома и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок на ведение здорового об­раза жизни»

Зам. директора по УВР

1 раз в полугодие

7.

Правовая учеба воспитателей, воспитанников     

Специалисты правоохранитель-ных органов

1 раз

в четверть

8.

Закрепление наставников за воспитанниками «группы риска», состоящими на внутридомовом уче­те и на учете в отделе по делам несовершенно­летних (ОПДН)

Зам. директора по УВР

По мере необходи-мости

 

9.

Разработка системы работы по выявлению учащихся,      склонных к употреблению ПАВ.

Социальный педагог

В течение года

10.

Учеба воспитателей по проблеме «Система    работы с «трудными» воспитанниками»                                 

Педагог – психолог, социальный педагог

Постоянно

3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1

Информирование воспитанников об уголовной и админист­ративной ответственности за общественно опасные де­яния

Специалисты правоохранитель-ных органов

Ежегодно

2.

Вовлечение воспитанников в творческие объединения дополнительного образования (кружки, секции)

Педагоги дополнительного образования, воспитатели

Постоянно

3.

Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:

•              недель профилактики;

•              правовых месячников;

•              индивидуальной работы

Специалисты правоохранитель-ных органов, социальный педагог

В течение года

4.

Участие воспитанников в акциях:

•              «Забота»;

•              «Здоровье»;

•              «Подросток»

Зам. директора

 по УВР

Ежегодно

5.

Апробирование и внедрение планов индивидуаль­но-профилактической работы с воспитанниками, состоящи­ми на учете в ОДН, в детском доме

Зам. директора по УВР,

Социальный педагог

В течение года

6.

Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»

Воспитатели

Ежегодно

7.

Организация отдыха воспитанников в каникулярное время


Администрация детского дома

Ежегодно

8.

Расширение представлений учащихся о нормах куль­турного поведения в обществе

Воспитатели, социальный педагог

Постоянно

9.

Проведение тематических недель профилактики:

а) «Выполняем Устав детского дома (права, обязанности, ответственность воспитанников)»;

б) «От пьянства до преступления — один шаг»;

в) «Проступок, правонарушение, преступление»;

г) «Опасные игры»;

д)«Профилактика употребления ПАВ»;

е)«Механизм действия Федерального закона "О запрете ку­рения».

Зам. директора по УВР,

специалисты правоохранительных органов,

социальный педагог, педагог-психолог

По плану

10.

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:

а) наблюдение, тестирование;

б) интервью;

 в) беседы;

г) анкетирование;

д) диагностика личности подростка и его социальных связей (методики «недописанный тезис», «фантастический выбор», «незаконченное письмо»)

Воспитатели, педагог-психолог

В течение года

11.

Подготовка социального паспорта группы и детского дома; подготовка характеристик на воспитанников

Воспитатели, социальный педагог

Один раз в полугодие

12.

Наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях:

а) школа (учеба, труд);

б) участие во внеклассных мероприятиях;

в) досуговые предпочтения;

г) наличие профессиональных направленностей

Педагогический состав детского дома

Постоянно

5. Совместная работа субъектов профилактики

1

Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами

Администрация,

Специалисты ОПДН, правоохранительных органов

Ежегодно

2.

Совместная работа педагогов детского дома и органов правопорядка по:

• выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

• формированию навыков законопослушного поведе­ния

Администрация,

Специалисты ОПДН, правоохранительных органов

Ежегодно

3.

Неделя профилактики

Заместитель директора по УВР

По плану

4.

Организация круглых столов, бесед, лекций с воспитанниками  по профилактике правонарушений

Администрация,

Специалисты ОПДН, правоохранительных органов

Ежегодно

5.

Проведение операций: «Подросток», «Всеобуч»


Администрация,

Специалисты правоохранительных органов

Ежегодно

6. Вовлечение общественности в работу по профилактике

правонарушений несовершеннолетних

1.

Совместные мероприятия педагогов детского дома и представителей ОПДН, правоохранительных органов, общественных организаций

Администрация,

Специалисты ОПДН, общественных организаций

Ежегодно

2.

Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома, правоохранительных органов, общественных организаций

Администрация детского дома

В течение года

7. Контроль

1.

Создание системы мониторинга реализации про­граммы

Зам. директора по УВР

В течение года

2.

Сравнительный анализ правонарушений и преступле­ний воспитанников (по полугодиям)

Социальный педагог

2 раза в год

3.

Мониторинг реализации индивидуальных программ со­провождения воспитанников «группы риска»

Воспитатели

Ежегодно

8. Информационная работа

1

Выпуск буклетов: «Профилактика», «О вреде алкоголя и курения», «Проблемный ребенок — кто он?», «Легче предупредить, чем...»

Воспитатели

Сентябрь

2.

Размещение материалов на сайте детского дома

Зам. директора по УВР

Постоянно

3.

Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению, профилактике вредных привычек

Педагог-психолог, социальный педагог

Постоянно

4.

Конкурсы плакатов, рисунков по актуальным проблемам

Воспитатели

В течение года


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!