СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Профилактика безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» на 2020-2025 гг.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Профилактика безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних» на 2020-2025 гг.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Профилактика безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» на 2020-2025 гг.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№8»







Программа
«Профилактика безнадзорности, беспризорности, наркомании,
токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних»
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8»
на 2020-2025 гг.















Автор программы: социальный педагог Литвишко Т.И.









Паспорт программы



Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  •  создать   условия   для   эффективного  функционирования   системы  профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

 

Сроки реализации программы

2020 - 2025 годы

Исполнители программы

Социально-педагогическая служба МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
социальный педагог Литвишко Т.И.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы


  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • стабилизация числа беспризорных детей подростков;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.











Пояснительная записка


Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

  • массовые нарушение прав детей;

  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений,
    совершённых несовершеннолетними;

  • омоложение преступности;

  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном
    положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».



Правовая основа программы


Правовую основу программы профилактики безнадзорности и  правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • Указы Президента РФ;

  •  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

 

Цели программы:

-  обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и
правонарушений;

-   создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики  безнадзорности    и
правонарушений.


Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление  консультативно-профилактической работы  среди учащихся,   педагогических работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»



Содержание программы


Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с учащимися, профилактическая работа с родителями.


Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».


Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.


Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.


Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:









Этап

 

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности


Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа 


Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

 


Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции













Планы мероприятий по каждому блоку работы


Организационная работа:


  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН 

  • Организация работы школьного Совета профилактики.

  • Проведение тематических педагогических советов.

  • Педагогический всеобуч для  родителей

  • Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»

  • Составление социального паспорта классов, школы.

  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном
    учёте, карты семьи.

  • Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся,
    не посещающих школу).

  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции
    и кружки.


Диагностическая работа:

Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.


 Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

Заполнение карты здоровья учащихся.














Профилактическая работа со школьниками


1 направление:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы  воспитательной работы школы;

  • проведение мероприятий совместно с ОПДН;

  • классные часы по пожарной безопасности;

  • организация правового всеобуча;

  • профориентационная работа;

  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.


Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города;

  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

     

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;

  • приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;

  • Беседы инспектора ОПДН;

  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

  • Направление ходатайств в КДНиЗП;

  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.


Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.

  • Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

  • «День открытых дверей» для родителей.

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.


Проведение родительского всеобуча:


 

Тема

 

Содержание

Профориентация школьников

 

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном
рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

 

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонарушений и преступлений

 

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

 

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.









Планируемые результаты:

 

1 блок

 

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений, 

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» 

2 блок

 

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и
семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания
квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

 

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка, достойной человека, 

-сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

 

-создание приоритетного родительского воспитания, 

-организация педагогического просвещения родителей, 

-построение демократической системы отношений детей и взрослых








План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы



№ п\п

Содержание работы

Классы

Сроки

Ответственные

 



1. Организационные мероприятия

 


1

 

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-11

 

сент.

 

Кл. рук. 1-11 кл.

Соц. педагог

 


2

 

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1-11

 

сент.

 

Кл. рук.1-11 кл. 

Соц.педагог

 


3

 

Организация заполнения в классах социальных паспортов

 

1-11

 

сент

 

Кл. рук.1-11 кл. Соц.педагог

 


4

 

Составление банка данных и социального паспорта школы

 

1-11

 

До 01.10

 

Соц. педагог школы

 

 


5

 

Анализ состояния преступности и безнадзор­ности уч-ся школы за 9 мес. 

( по информации ПДН )

1-11

 

окт.

 

Соц. педагог школы

 

 


6

 

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН 

 

1-11

 

сент.-окт.

 

Соц. педагог

 

 


7

 

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)

 

1-11

 

1-2 р. в мес-ц

 

Зам.дир.школы по ВР

 

 


8

 

Участие в городских, областных акциях, профилактических мероприятиях 
по линии Минпросвещения, Управления образования, КДН, ПДН.

 

1-11

 

В теч. года

 

Администрация школы


 

 


9

 

Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям

 

5-11

 

сент.

 

Кл. рук.

 

 


10

 

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

 

2-11

 

сент. окт.

 

Кл. рук.

 

 


11

 

 

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики школы.

1-11

По мере необхо­димости

Соц. педагог

школы

 


12

 

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в не­благополучные семьи.

 

1-11

 

1 раз в четверть

 

Администрация школы

 

 


13

 

Участие в  рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ПДН и на внутришкольном .

5-11

 

По плану  

 Соц. педагог школы

 


14

 

Сверка документации школы и ПДН по уч-ся, стоящим на учете в ПДН. 

9кл.

 

сент. 

Соц. педагог

 



2. Работа с учащимися.


1

 

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: 

а) работа лектория правовых знаний (по плану); 

б) работа "Службы доверия";

8-9 кл.

 1-11

 

 раз в месяц в четверг

с 13-15часов

Соц. педагог ,
шк.инспектор

Зам.дир. 

 


2

 

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

 

1-11

 

По мере необхо­димос­ти.

 

Соц. педагог школы

 


3

 

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

1,5,10 кл.

 

сент.

окт.

 

Кл. рук. Соц. педагог

 


4

 

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через "Службу доверия".

 

1-11

 

Пост.

 

Кл. рук. администрация

 Соц. педагог

 


5

 

Организация досуга учащихся

(по плану воспитат. работы школы)

1-11

 

Пост.

 

Зам. дир. шк. поВР, кл.рук.

 


6


Изучение федеральных, региональных и ло­кальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонару­шений несовершеннолетних.

8-9


В течение  года

 

Соц. педагог, учителя обществознания



7

 

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: 

а)через "Службу доверия";

 б) тренинговые занятия; 

в) педконсилиумы;

 г) "круглые столы"

7-11

 

В течение года

 

Администрация школы,

соц. педагог, кл. рук.

 


8

 

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся "группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

 

1-11

 

В течение года


Педколлектив школы

 


9

 

Контроль за посещаемостью уроков,

 поведением детей "группы риска". -

1-11

 

Ежедневно

 

Администрация школы,

соц. педагог, кл. рук.

 


10

 

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посе­щаемости, поведению, занятости в свободное время.

2-11

По мере необхо­димости

Кл. рук,

Совет профилактики школы



3. Работа с семьей


1

 

Изучение социальной структуры семей уча­щихся школы, определение их социальных категорий.

1-11кл.


сент.


кл. рук. соц. педагогшколы


2

 

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

 

1-11кл.

 

сент.

 

кл. рук., соц. педагог

 


1

 

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )

 

1-11кл.

 

1 раз в четверть

 

Администрация,  кл. рук.

 


4

 

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1-11кл.

 

пост.

 

кл. рук.

 


5

 

Консультирование  родителей:

 а) педагогами школы;

б) соц. педагогом; 

в) медработником.

Родители,


1-11 кл. 

по мере необхо­димости

 

коллектив работников школы

 


6

 

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

Родители,


1-11 кл. 

дек.,

февр.


Администрация школы




7

 

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска":

 а) на "круглых столах"; 

б) на малых педсоветах.

1-11

 

1 раз в четверть


 

кл. рук.,Администрация школы

 



4. Правовой всеобуч учащихся.

 

1

 

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

1-11

 

по планам кл. рук.

 

Кл. рук.

 

 

2

 

Лекторий по правовым вопросам с привлече­нием специалистов по праву (по отдельному плану)

8-9 кл.

 

1 раз в месяц

 

Соц. педагог школы

 

 

3

 

Изучение государственных и международ­ных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.

5-11

 

По общешк.плану

 

Кл. рук., уч-ля истории

 

 

4

 

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений(курение, употребление спиртных напитков, сквернословии

1-11

 

В дека­ду "За здоровый образ жизни"

Администрация школы,
соц. педагог

 

 


5.Профилактика алкоголизма и наркомании.


 

1

 

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

5-11

 

сент.

 

Зам. дир. шк.,

соц. педагог

 

2

 

Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек.

7-11

 

1 раз в четв.


Зам. дир.шк.,

соц. педагог

 

3

 

Проведение акции "За здоровый образ жизни"

 ( по отдельному плану)

1-11

 

Январь, апрель

 

Зам. дир. шк.,

соц. педагог

 

4


Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся.

8-9 кл.

По плану лекто­рия

соц. педагог школы

 




Критерии отслеживания эффективности программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»



  

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в
ОПДН;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

 

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.



Скачать

© 2023 192 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!