муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №15 с. Преображенского ____________/С.И. Красницкий_/ Приказ № 99 ОД от «30» августа 2017 г. |
Программа
подготовки выпускников 9-х классов
к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ
в 2017-2018 учебном году
учителя истории Гайворонской А.С.
Принята педагогическим советом
МОУ СОШ №15 с. Преображенского
Протокол от «30» августа 2017 г. № 1
Программу составила:
учитель Гайворонская Анна Сергеевна,
соответствие занимаемой должности «Учитель»
с. Преображенское
Буденновский район
2017 год
Пояснительная записка
Основной государственный экзамен по истории (ОГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории.
ОГЭ проводится с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), а также с использованием специальных бланков для записи ответа на задания КИМ.
ОГЭ по истории – сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близ-
кого ОГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет. Подготовка ОГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей. ОГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до наших дней. Для успешной сдачи экзамена требуется знания огромного количества фактов, терминов, хронологии. При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории.
Программа курса подготовки к ОГЭ по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель программы–подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса: углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Литература:
А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век»- М.: Просвещение , 2010 .
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение ,2009 .
М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008 .
Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010 .
Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
Полный справочник школьника по подготовке к итоговой аттестации по истории для учащихся 10-11 классов, М.: Просвещение, 2016 г.
В.В.Кириллов «История Отечества в схемах и таблицах», М.: Просвещение, 2012г.
№п. | Мероприятия | Сроки |
Изучение нормативных документов |
1 | Изучить положения о ОГЭ: цель, содержание и особенности проведения экзамена, структура, условия получения аттестата о среднем (полном) общем образовании и т.п. | По мере поступления документов |
2 | Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы и требования к уровню подготовки выпускников для проведения ОГЭ по истории 2016-2017 уч. году. | По мере поступления материалов |
3 | Спецификация экзаменационной работы по истории для проведения в 2016-2017 учебном году ОГЭ по истории | По мере поступления материалов |
4 | Демоверсия ОГЭ 2017 года по истории. | сентябрь |
5 | Изменения в ОГЭ по истории в 2016 года сравнении с проектом. | По мере поступления материалов |
6 | Знакомство с инструкцией по выполнению ОГЭ и правилами заполнения бланков | В течение года |
7 | Знакомство с системой оценивания экзаменационной работы. | По мере поступления материалов |
8 | Изучить методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по истории в 2017 году | Август - октябрь |
Организационная работа |
1 | Создание и обеспечение доступа к справочным, информационным и учебно-тренировочным материалам. | В течение года |
2 | Оформить стенд «Подготовка к ОГЭ »: структура контрольно-измерительных материалов, количество заданий, их форма, требования к проведению, план проведения КДР, перечень литературы и сайтов по подготовке и проведению ОГЭ и т.д | Сентябрь (обновление по мере необходимости) |
3 | Составить примерный план подготовки к ОГЭ (план проведения консультаций) | Сентябрь |
4 | Составить график консультаций для учащихся 9 класса. | Сентябрь |
5 | Подготовить и использовать ИКТ при подготовке к ОГЭ (интернетресурсы, презентации по темам, интерактивные тесты, документ – камера, интерактивная доска, компакт – диски…) | На каждом уроке и консультации |
6 | Создать перечень необходимой литературы и адреса сайтов для подготовки к ОГЭ | Сентябрь (пополнять в течение года) |
7 | Составить КТП для индивидуальных консультаций по истории | Сентябрь |
Работа с учащимися |
1 | Диагностика, выявление пробелов, выделение опорных блоков, распределение времени на подготовку к ОГЭ | Сентябрь (корректировка в течение года) |
2 | Разделить учащихся на группы согласно степени их подготовки. | Сентябрь (корректировка в течение года) |
3 | Планирование индивидуальной работы учащихся для подготовки к ОГЭ на основе диагностирования и мониторинга. | Сентябрь (корректировка в течение года) |
4 | Изучить инструкцию по проведению и обработке материалов государственной итоговой аттестации | 1 раз в четверть |
5 | Вести индивидуальную работу с учащимися: | сентябрь - май |
6 | Своевременно знакомить учащихся со всеми документами по ОГЭ: цель, содержание и особенности проведения экзамена и т.п. | По мере поступления материалов |
7 | Ознакомление учащихся с демонстрационными вариантами экзаменационных работ по истории. | Сентябрь - октябрь |
8 | Разъяснение учащимся нормативно-правовых и инструктивных документов по процедуре проведения ОГЭ, их прав и обязанностей. | постоянно |
9 | Ознакомление учащихся класса со структурой КИМов ОГЭ по истории. | По мере поступления материалов |
10 | Повторение основных тем истории с учетом требований ОГЭ на уроках и консультациях | в течение года |
11 | Проведение консультации для учащихся 9 класса по подготовке к ГИА согласно графику | Еженедельно |
12 | Тренинг по заполнению бланков ответов. Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки. | в течение года |
13 | Тщательно изучить с учащимися демоверсию ОГЭ 2017 по истории (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году) | По мере поступления материалов |
14 | Информировать выпускников об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по подготовке и проведению ОГЭ | В течение года |
15 | Организация и проведение мониторингов (Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях) | По графику КДР |
16 | Составить рекомендации для учащихся по подготовке к ОГЭ по истории | сентябрь |
17 | Выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика. | В течение года |
18 | Проводить дополнительные занятия для учащихся, мотивированных на получение хорошего результата на ОГЭ по истории | в течение года |
19 | Контроль самостоятельной подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по истории. | в течение года |
20 | Включение в домашние задания-задания из КИМов (открытый банк заданий ФИПИ). Использование заданий из КИМов на повторительно-обобщающих уроках | На каждом уроке |
21 | Знакомство учащихся с инструкцией по выполнению работ ОГЭ по истории | По мере поступления материалов |
22 | Проведение тренировочных и диагностических работ и их анализ | По плану |
23 | Обеспечение дополнительными материалами учащихся для подготовки к экзамену в формате ОГЭ по истории. Отработка наиболее сложных вопросов курса с сильными учащимися на консультациях. | В течение года |
24 | Разбор типичных ошибок, допускаемых учащимися на экзамене по истории в форме ОГЭ. Отработка заданий базового уровня сложности . | В течение года |
25 | Корректировать в зависимости от результатов, которые показывают учащиеся класса, план подготовки к ОГЭ в течение учебного года. | По мере необходимости |
26 | Вести строгий учет выполнения работы над ошибками каждой проверочной работы и результаты доводить до сведения родителей. | В течение года |
Работа с родителями |
1 | Изучение с родителями учащихся положения об аттестации, порядком проведения ОГЭ по истории | Через собрания класса |
2 | Анализ диагностических работ, анализ системы подготовки каждого учащегося доводить до сведения родителей | Через собрания класса |
3 | Составить в помощь родителям и довести до их сведения памятки (если ребенок стал "отстающим" «советы выпускникам» и т.п.). | Сентябрь - ноябрь |
4 | Систематическое информирование родителей об изменениях и ходе подготовки к ОГЭ. | По мере необходимости |
5 | Профилактическая работа с родителями выпускников (посещение родительских собраний, беседы, собеседования и т.п.) | В течение года |
6 | Информирование родителей учащихся из группы «Риска» о посещаемости уроков, дополнительных занятий и домашних заданий по истории. | По мере необходимости |
7 | Посещение классовых родительских собраний с целью ознакомления родителей учащихся с результатом работы по подготовке к ГИА | В течение года |
Методическая работа |
1 | Знакомство с материалами по подготовке к ОГЭ в 2017 году на сайтах ФИПИ, ККИДППО и др. | С июля 2016 по июнь 2017 года |
2 | Утверждение календарно - тематического планирования по истории в 9 классе на 2016-2017 учебный год | До 15 сентября |
3 | Мастер-классы, открытые уроки, посещение уроков | В течение года |
| Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания | По плану РМО |
4 | Собирать библиотечку «ОГЭ-2017 история »: справочники; типовые тестовые задания из открытого банка, ФИПИ, методическая копилка ККИДППО новинки литературы по подготовке к ОГЭ и т.д. | Сентябрь, пополнять в течение года |
5 | Подготовка тестовых заданий, дидактических материалов различного уровня сложности к каждому занятию | В течение года |
6 | Организация повторения (параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее). | На каждом уроке и консультации |
Работа с пед. коллективом, с администрацией |
1 | Участие в работе совещаний, семинаров, «круглых столов» для учителей-предметников по вопросу подготовки и проведения ОГЭ | В течение года |
2 | Знакомство с опытом работы других учителей по успешной подготовке учащихся к ОГЭ | В течение года |
3 | Обмен опытом работы по организации подготовки учащихся к ОГЭ учителями других предметов (Биология, география …) | В течение года |
4 | Проведение совместно с администрацией школы собеседования с учащимися и их родителями о результатах подготовки к ОГЭ | По мере необходимости |
Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ |
1 | Составить памятку для учащихся «Психологическое сопровождение ОГЭ» | Сентябрь |
2 | Оказание психологической помощи, консультирование учащихся и их родителей. | В течение года |
3 | Помочь выработать стратегию поведения на ОГЭ каждому выпускнику (на что обратить внимание, как выстроить линию своего поведения, и какую занять позицию). | В течение года |
4 | Исключить влияние негативных факторов на душевное состояние выпускников | В течение года |
График проведения подготовки к ОГЭ
Понедельник | Вторник | Четверг |
11.30-12.10 урок 9б класс | 10.45-11.25 урок 9а класс | 09.45-10.25 урок 9б класс |
| | 10.45-11.25 урок 9а класс |
| | 13.00-13.40 консультация |
План работы с учащимися «группы риска» 9-х классов
по подготовке к государственной итоговой аттестации по истории
в 2017-2018 учебном году.
№ п/п | Мероприятие | Срок выполнения |
1 | Диагностика уровня обученности (мониторинг на входе). Выявление детей «группы риска». Выявление затруднений учащихся по истории | до 01.10. 2017 |
| Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий | до 01.10. 2017 |
2 | Начало дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ | с 07.09. 2017 |
3 | Определение пробелов в знаниях и разработка индивидуальных маршрутов. | с 01.10. 2017 |
4 | Рекомендации по повторению пройденного материала во время занятий записывать в специальную тетрадь с указанием параграфов для закрепления дома. | Постоянно |
5 | Проведение индивидуальных занятий с учащимися, показавшими неудовлетворительные результаты по итогам ДКР, пробного ОГЭ. | До полной ликвидации пробелов в знаниях |
6 | Корректировка плана работы по подготовке к ОГЭ в части усиления работы со слабоуспевающими учащимися. | По мере необходимости |
7 | Работа учителей-предметников и классных руководителей с претендентами на «2» по результатам ОГЭ. | Ежемесячно |
8 | Посещение собраний с учащимися «группы риска» и их родителями по подготовке к ОГЭ. | Ноябрь, январь |
9 | Использование заданий из КИМов и индивидуальных заданий по ликвидации пробелов в знаниях «группы риска» на уроках. | На каждом уроке |
10 | Включение в домашние задания-задания из КИМов. | На каждом уроке |
11 | Проведение ежедневного контроля знаний учащихся «группы риска», проверка домашнего задания. | На каждом уроке |
12 | Диагностика обученности уч-ся согласно тематическому планированию индивидуальных занятий по вышеперечисленным материалам | По отдельному плану |
13 | Индивидуальное консультирование родителей учащихся «группы риска». | Постоянно |
Календарно – тематическое планирование
для индивидуальных занятий по истории
с учащимися «группы риска»
№ | Тема занятия | Период прохождения |
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Русь в IX-начале XII в. Русские земли и княжества в XII – начале XV в. | октябрь |
2 | Российское государство в XV-XVI вв. (1425-1598гг.) | октябрь |
3 | Российское государство в XVII в (1598-1689гг.) | ноябрь |
4 | Повторение пройденного. Диагностика. Анализ. | ноябрь |
5 | Российское государство в XVIII в. (1689-1801гг.) | декабрь |
6 | Российское государство в первой половине XIX в. | декабрь |
7 | Российское государство во второй половине XIX в. | январь |
8 | Повторение. Диагностика. Анализ. | январь |
9 | Наша страна в 1900-1941 гг. | февраль |
10 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | февраль |
11 | Повторение. Диагностика. Анализ. | март |
12 | СССР в 1945-1985 гг. | март |
13 | Наша страна в 1985-2016 г. | апрель |
14 | Повторение. Диагностика. Анализ. | апрель |
15 | Повторение. Диагностика. Анализ. | май |
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка к ОГЭ по истории» (35 часов)
2017 -2018 уч. г.
№ | Тема занятия | Виды работ | Дата проведения |
план | факт |
1 | Структура экзаменационной работы по истории в новой форме и критерии ее оценивания. Знакомство с инструкцией по выполнению ОГЭ и правилами заполнения бланков | Лекция учителя, практические задания | | |
2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. Русь в IX-начале XII в. Русские земли и княжества в XII – начале XV в. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания | | |
3 | Тематическая работа № 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности. Русь в IX-начале XII в. Русские земли и княжества в XII – начале XV в.» Знакомство с демоверсией ОГЭ 2017. | Тестирование | | |
4 | Диагностическое тестирование (Вариант № 1) | Тестирование | | |
5 | Российское государство в XV-XVI вв. (1425-1598гг.) Работа с историческими фрагментами, составление плана ответа на заданную тему. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, анализ исторического источника, составление плана ответа на заданную тему. | | |
6 | Тематическая работа № 2. «Российское государство в XV-XVI вв. (1425-1598гг.)» | Взаимопроверка работ | | |
7 | Диагностическое тестирование (Вариант № 2) | Тестирование | | |
8 | Российское государство в XVII в (1598-1689гг.) | Работа со схемами и обобщающими таблицами. | | |
9 | Тематическая работа № 3. «Российское государство в XVII в (1598-1689гг.)» | Тестирование | | |
10 | Российское государство в XVIII в. (1689-1801гг.) | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания | | |
11 | Диагностическое тестирование (Вариант № 3) | Тестирование | | |
12 | Тематическая работа № 4. «Российское государство в XVIII в. (1689-1801гг.)» | Тестирование | | |
13 | Российское государство в первой половине XIX в. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания, составление плана ответа на заданную тему | | |
14 | Тематическая работа № 5. Российское государство в первой половине XIX в. | Тестирование, взаимопроверка | | |
15 | Диагностическая работа в форме и по материалам ОГЭ | Тестирование | | |
16 | Российское государство во второй половине XIX в. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания, составление плана ответа на заданную тему | | |
17 | Тематическая работа № 6. Российское государство во второй половине XIX в. | Тестирование, взаимопроверка | | |
18 | Наша страна в 1900-1941 гг. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания, работа с историческими личностями | | |
19 | Тематическая работа № 7. «Наша страна в 1900-1941 гг.» | Тестирование, взаимопроверка | | |
20 | Диагностическое тестирование (Вариант № 4) | Тестирование | | |
21. | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания, составление плана ответа на заданную тему | | |
22 | Диагностическая работа в форме и по материалам ОГЭ | Тестирование | | |
23 | Тематическая работа № 8. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | Тестирование, взаимопроверка | | |
24 | Диагностическое тестирование (Вариант № 5) | Тестирование | | |
25 | СССР в 1945-1985 гг. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания, работа по карточкам | | |
26 | Тематическая работа № 9. «СССР в 1945-1985 гг.» | Тестирование, взаимопроверка | | |
27 | Наша страна в 1985-2016 г. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания, анализ ошибок. | | |
28 | Диагностическая работа в форме и по материалам ОГЭ | Тестирование | | |
29 | Тематическая работа № 10. Наша страна в 1985-2016 г. | Тестирование, взаимопроверка | | |
30 | Решение заданий повышенной сложности | Практические задания, анализ ошибок | | |
31 | Диагностическое тестирование (Вариант № 6) | Тестирование, взаимопроверка | | |
32 | Решение заданий по истории российской культуры | Практические задания, анализ ошибок | | |
33 | Диагностическое тестирование (Вариант № 8) | Тестирование | | |
34 | Решение заданий по истории российской культуры | Практические задания, анализ ошибок | | |
35 | Итоговое тестирование в форме и по материалам ОГЭ | Тестирование | | |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО __________________
Протокол
от «___» августа 2017г. № 1
Руководитель ШМО _____________/Г.И.Литвишкина/
СОГЛАСОВАНО
Зам по УВР №15 с. Преображенского
______________/Л.Г.Валантырь /
«____» августа 2017г.